Система электропитания корабельной автоматизированной системы управления

 

Полезная модель относится к электротехнике, а именно, к системам распределения электропитания, и может быть использована в корабельных автоматизированных системах управления. Задачей полезной модели является повышение надежности и отказоустойчивости системы электропитания при одновременном упрощении системы. Сущность полезной модели заключается в том, что в системе электропитания корабельной автоматизированной системы управления (КАСУ), содержащей центральное распределительное устройство (ЦРУ), устройство центрального управления, в состав которого входят центральная электронно-вычислительная машина (ЦЭВМ) и соединенная с ней панель управления, а также, по меньшей мере, одно периферийное устройство связи с объектами управления, включающее, по меньшей мере, два канала, каждый из которых содержит модуль вычислителя, соединенный посредством резервированной магистрали локальной вычислительной сети с ЦЭВМ, модуль питания бортовой аппаратуры (МПБА), управляющие входы и информационные выходы которого подключены к соответствующим выходам и входам модуля вычислителя, источник вторичного электропитания (ИВЭП) МПБА, выход которого соединен с шиной питания МПБА через контактор напряжения основного питания, а также контактор напряжения аварийного питания, выход которого соединен с шиной питания МПБА, управляющий вход соединен с выходом панели управления по сигналу включения аварийного питания, а вход через блок развязки цепей аварийного питания соединен с входом аварийного питания ЦРУ, при этом ЦРУ содержит устройство контроля и управления, центральный ИВЭП, соединенный с входом основного питания ЦРУ, а также блок коммутации питания вычислительной системы, входы основного и аварийного питания которого соединены соответственно с выходом центрального ИВЭП и входом аварийного питания ЦРУ, а выходы соединены с шиной питания вычислительной системы, к которой через блок развязки цепей питания вычислительной системы подключены входы питания ЦЭВМ и модулей вычислителей периферийных устройств связи с объектами управления, в ЦРУ дополнительно введен блок коммутации дежурного напряжения питания, входы основного и аварийного питания которого соединены соответственно с выходом дежурного ИВЭП и входом аварийного питания ЦРУ, а соответствующие выходы соединены с входом преобразователя напряжения печатающего устройства, с входом дежурного питания устройства контроля и управления и с шиной дежурного напряжения питания, которая через блок развязки цепей дежурного напряжения питания соединена с входами дежурного питания панели управления и периферийных устройств связи с объектами управления, кроме этого, устройство управления и коммутации содержит блок контроля напряжения аварийного питания, соединенный с входом аварийного питания ЦРУ, блоки контроля сопротивления изоляции, один из которых соединен с входом основного питания ЦРУ, а другой - с выходом центрального ИВЭП, а также блок управления, выходы управляющих сигналов и входы сигналов неисправности изоляции которого соединены с соответствующими входами и выходами блоков контроля сопротивления изоляции, и блок сбора и обработки данных, выполненный на основе контроллера, связанного с ЦЭВМ посредством магистрали последовательного канала RS-422, при этом выходы блока управления, на которых формируются сигналы неисправности изоляции, соединены с соответствующими входами блока сбора и обработки данных, вход которого по сигналу неисправности аварийного питания соединен с выходом блока контроля напряжения аварийного питания, а вход по сигналу исправности основного питания соединен с соответствующим выходом центрального ИВЭП, который соединен также с соответствующими управляющими входами блока коммутации дежурного напряжения питания и блока коммутации питания вычислительной системы, управляющие входы которых по сигналу включения аварийного питания, а также управляющий вход блока коммутации питания вычислительной системы по сигналу включения КАСУ соединены с соответствующими выходами панели управления, управляющий вход блока коммутации питания вычислительной системы по сигналу включения аварийного питания аварийного выброса соединен с соответствующим выходом блока сбора и обработки данных, выходы которого по сигналам неисправности изоляции и неисправности питания соединены с соответствующими индикаторами панели управления, а выход по сигналу включения устройства документирования соединен с соответствующим управляющим входом блока коммутации дежурного напряжения питания.

Полезная модель относится к электротехнике, а именно, к системам распределения электропитания, и может быть использована, преимущественно, в корабельных автоматизированных системах с централизованным управлением распределением питания между группой объектов управления в режимах предстартовой подготовки и производства пуска.

Известна система электропитания [1] командно-стрельбовой информационно-управляющей системы, содержащая устройство центрального управления, включающее центральную электронно-вычислительную машину (ЭВМ), которая соединена посредством резервированной магистрали локальной вычислительной сети с модулями вычислителей, входящими в состав периферийных устройств связи с объектами управления, каждое их которых содержит, кроме этого, группу модулей питания бортовой аппаратуры (БА) и группу модулей питания цепей старта, которые связаны с модулем вычислителя посредством каналов цифрового ввода-вывода, по которым производится передача управляющих команд и прием сигналов отработки команд. Модули питания бортовой аппаратуры, модули питания цепей старта и модули вычислителей подключены к источникам вторичного электропитания (ИВЭП), которые через входной контактор цепей трехфазного тока соединены с агрегатом гарантированного питания, при этом ИВЭП, предназначенные для питания модулей цепей старта и модулей вычислителей, соединены посредством шины, к которой подключен и вход питания центральной ЭВМ.

Недостатком системы является отсутствие централизованного контроля исправности каналов питания комплекса.

Наиболее близким аналогом, принятым за прототип предлагаемой системы электропитания, является система электропитания корабельной автоматизированной системы управления (КАСУ) [2].

Система по прототипу содержит, по меньшей мере, одно периферийное двухканальное устройство связи с объектами управления, предназначенное для предстартовой подготовки и производства старта обслуживаемых объектов управления, а также центральное распределительное устройство (ЦРУ) и устройство центрального управления, в состав которого входят центральная электронно-вычислительная машина (ЦЭВМ) и соединенная с ней панель управления.

Каждый канал периферийного устройства содержит модуль вычислителя, соединенный посредством резервированной магистрали локальной вычислительной сети с ЦЭВМ, и модуль питания бортовой аппаратуры (МПБА), управляющие входы и информационные выходы которого подключены к соответствующим выходам и входам модуля вычислителя, а шина питания соединена с источником вторичного электропитания (ИВЭП) МПБА через контактор напряжения основного питания, управляющий вход которого по сигналу включения питания МПБА соединен с соответствующим выходом модуля вычислителя.

К шине питания МПБА подключены также выходы контакторов напряжения резервного и аварийного питания, управляющие входы которых подключены к соответствующим выходам панели управления по сигналам включения резервного и аварийного питания.

Центральное распределительное устройство (ЦРУ) содержит устройство контроля и управления, центральный ИВЭП и блок контакторов напряжения переменного тока, соединенные с входом основного питания ЦРУ, который подключается к корабельной сети 3~220 В, 400 Гц. К соответствующим выходам блока контакторов напряжения переменного тока через предохранители блока развязки цепей питания переменного тока подключены ИВЭП МПБА соответствующих периферийных устройств.

Кроме этого, в состав ЦРУ входит блок коммутации питания вычислительной системы, включающий три контактора напряжения постоянного тока, входы которых соединены соответственно с центральным ИВЭП и входами резервного и аварийного питания ЦРУ, управляющие входы соединены с соответствующими выходами блока управления и коммутации, а выходы соединены с шиной питания вычислительной системы, к которой через соответствующие предохранители блока развязки цепей питания вычислительной системы подключены входы питания ЦЭВМ и модулей вычислителей.

Кроме этого, вход резервного питания ЦРУ соединен с входом четвертого контактора напряжения постоянного тока, выход которого через соответствующие предохранители блока развязки цепей резервного питания соединены с входами контакторов напряжения резервного питания периферийных устройств, а управляющий вход соединен с соответствующим выходом устройства контроля и управления.

Входы контакторов напряжения аварийного питания периферийных устройств через соответствующие предохранители блока развязки цепей аварийного питания соединены с выходом устройства контроля и управления, который соединяется с источником аварийного питания при наличии на соответствующем входе устройства контроля и управления управляющего сигнала включения аварийного питания, поступающего с панели управления.

Кроме коммутации цепей основного, резервного и аварийного питания, которая производится релейным блоком управления контакторами в составе устройства управления и контроля, последнее содержит релейный блок выбора дежурного напряжения, посредством которого на выход дежурного напряжения питания устройства контроля и управления, соединенный с входами дежурного питания периферийных устройств, входом питания панели управления и входами питания сигнальных цепей центрального распределительного устройства, коммутируются напряжения от центрального ИВЭП, резервного и аварийного источников питания.

Недостатком системы по прототипу является отсутствие контроля изоляции цепей основного и аварийного питания, а также использование многокаскадных релейных блоков, реализующих логические операции выбора дежурного напряжения и выбора режима питания.

Задачей полезной модели является повышение надежности и отказоустойчивости системы электропитания при одновременном упрощении системы.

Сущность полезной модели заключается в том, что в системе электропитания корабельной автоматизированной системы управления, содержащей центральное распределительное устройство (ЦРУ), устройство центрального управления, в состав которого входят центральная электронно-вычислительная машина (ЦЭВМ) и соединенная с ней панель управления, а также, по меньшей мере, одно периферийное устройство связи с объектами управления, включающее, по меньшей мере, два канала, каждый из которых содержит модуль вычислителя, соединенный посредством резервированной магистрали локальной вычислительной сети с ЦЭВМ, модуль питания бортовой аппаратуры (МПБА), управляющие входы и информационные выходы которого подключены к соответствующим выходам и входам модуля вычислителя, источник вторичного электропитания (ИВЭП) МПБА, выход которого соединен с шиной питания МПБА через контактор напряжения основного питания, а также контактор напряжения аварийного питания, выход которого соединен с шиной питания МПБА, управляющий вход соединен с выходом панели управления по сигналу включения аварийного питания, а вход через блок развязки цепей аварийного питания соединен с входом аварийного питания ЦРУ, при этом ЦРУ содержит устройство контроля и управления, центральный ИВЭП, соединенный с входом основного питания ЦРУ, а также блок коммутации питания вычислительной системы, входы основного и аварийного питания которого соединены соответственно с выходом центрального ИВЭП и входом аварийного питания ЦРУ, а выходы соединены с шиной питания вычислительной системы, к которой через блок развязки цепей питания вычислительной системы подключены входы питания ЦЭВМ и модулей вычислителей периферийных устройств связи с объектами управления, при этом в ЦРУ дополнительно введен блок коммутации дежурного напряжения питания, входы основного и аварийного питания которого соединены соответственно с выходом центрального ИВЭП и входом аварийного питания ЦРУ, а соответствующие выходы соединены с входом преобразователя напряжения устройства документирования, с входом дежурного питания устройства контроля и управления и с шиной дежурного напряжения питания, которая через блок развязки цепей дежурного напряжения питания соединена с входами дежурного питания панели управления и периферийных устройств связи с объектами управления, кроме этого, устройство управления и коммутации содержит блок контроля напряжения аварийного питания, соединенный с входом аварийного питания ЦРУ, два блока контроля сопротивления изоляции, один из которых соединен с входом основного питания ЦРУ, а другой - с выходом центрального ИВЭП, и блок управления, входы которого по сигналам неисправности изоляции и выходы управляющих сигналов соединены с соответствующими входами и выходами блоков контроля сопротивления изоляции, а также блок сбора и обработки данных, выполненный на основе контроллера, связанного с ЦЭВМ посредством интерфейсной магистрали последовательного канала, при этом выходы блока управления, на которых формируются сигналы неисправности изоляции, соединены с соответствующими входами блока сбора и обработки данных, вход которого по сигналу неисправности аварийного питания соединен с выходом блока контроля напряжения аварийного питания, а вход по сигналу исправности основного питания соединен с соответствующим выходом центрального ИВЭП, который соединен также с соответствующими управляющими входами блока коммутации дежурного напряжения питания и блока коммутации питания вычислительной системы, управляющие входы которых по сигналу включения аварийного питания, а также управляющий вход блока коммутации питания вычислительной системы по сигналу включения комплекса соединены с соответствующими выходами панели управления, управляющий вход блока коммутации питания вычислительной системы по сигналу включения аварийного питания аварийного выброса соединен с соответствующим выходом блока сбора и обработки данных, выходы которого по сигналам неисправности изоляции и неисправности питания соединены с соответствующими индикаторами панели управления, а выход по сигналу включения устройства документирования соединен с соответствующим управляющим входом блока коммутации дежурного напряжения питания.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, на которых представлены:

фиг.1 - структурная схема системы электропитания,

фиг.2 - структурная схема модуля питания бортовой аппаратуры,

фиг.3 - структурная схема блока коммутации питания вычислительной системы,

фиг.4 - структурная схема блока коммутации дежурного напряжения питания,

фиг.5 - структурная схема устройства контроля и управления.

На фиг.1 структурной схемы системы электропитания корабельной автоматизированной системы управления приняты следующие обозначения:

1 - устройство центрального управления,

2 - центральная электронно-вычислительная машина (ЦЭВМ),

3 - панель управления,

4 - центральное распределительное устройство (ЦРУ),

5 - прибор преобразования, распределения и защиты, выполненный в виде преобразователя напряжения бортовой сети (БС) трехфазного напряжения переменного тока (3~115 В, 400 Гц) в напряжение 300 В постоянного тока (используемого с системе в качестве напряжения основного питания), снабженного устройством входного контроля параметров БС;

6 - периферийное устройство связи с объектами управления (далее по тексту - периферийное устройство),

7 - резервированная магистраль локальной вычислительной сети Ethernet,

8 - модуль вычислителя,

9 - модуль питания бортовой аппаратуры объекта управления (далее по тексту - модуль питания бортовой аппаратуры - МПБА),

10 - шина питания МПБА,

11 - источник вторичного электропитания (ИВЭП) МПБА,

12 - контактор напряжения питания МПБА,

13 - контактор напряжения основного питания, выполненный в виде контактора с автовключением, основной контакт которого замыкает цепь подачи напряжения от ИВЭП 11 на шину 10 питания МПБА;

14 - контактор напряжения аварийного питания,

15 - центральный ИВЭП,

16 - блок коммутации питания вычислительной системы,

17 - шина питания вычислительной системы,

18 - блок развязки цепей питания вычислительной системы, выполненный в виде группы предохранителей,

19 - блок коммутации дежурного напряжения питания,

20 - шина дежурного напряжения питания,

21 - блок развязки цепей дежурного напряжения питания, выполненный в виде группы предохранителей,

22 - устройство контроля и управления (УКУ),

23 - блок развязки цепей аварийного напряжения питания, выполненный в виде группы предохранителей,

24 - преобразователь напряжения устройства документирования,

25 - устройство документирования (УД),

26 - интерфейсная магистраль последовательного канала RS-422 (далее по тексту - магистраль последовательного канала),

27 - блок сбора и обработки данных,

28 - блок управления,

29, 30 - первый и второй блоки контроля сопротивления изоляции,

31 - блок контроля напряжения аварийного питания,

32 - блокировочный контакт контактора 13 напряжения основного питания, разомкнутый при наличии напряжения на выходе ИВЭП 11 и замкнутый при его отсутствии.

Система электропитания корабельной автоматизированной системы управления предназначена для преобразования входного напряжения основного питания (ОП), формируемого прибором 5, в стабилизированные низковольтные напряжения постоянного тока различных номиналов для питания вычислительной системы, дежурного электропитания коммутационных устройств, питания сигнальных и силовых цепей бортовых устройств объектов управления в режиме предстартовой подготовки и производства старта (пуска), а также для осуществления аварийного выброса боекомплекта при питании как от основного, так и от аварийного источников электроснабжения.

Система электропитания содержит устройство 1 центрального управления, включающее ЦЭВМ 2, соединенную с панелью 3 управления и устройством 25 документирования, а также центральное распределительное устройство 4 и, по меньшей мере, одно (в рассматриваемом примере - два) периферийное устройство 6 связи с объектами управления, содержащее два идентичных канала для обслуживания двух объектов управления.

Каждый из каналов периферийного устройства 6 содержит модуль 8 вычислителя, соединенный посредством резервированной магистрали 7 ЛВС с ЦЭВМ 2, а также модуль 9 питания бортовой аппаратуры, управляющие входы и информационные выходы которого соединены с соответствующими выходами и входами модуля 8 вычислителя, и ИВЭП 11 МПБА, вход которого соединен с выходом прибора 5. Выход ИВЭП 11 МПБА соединен с шиной 10 питания МПБА через контактор 13 напряжения основного питания.

К шине 10 подключен также выход контактора 14 напряжения аварийного питания, вход которого через соответствующий предохранитель блока 23 развязки цепей аварийного питания в составе ЦРУ 4 соединен с входом аварийного питания (АП) последнего. Управляющий вход контактора 14 по сигналу включения аварийного питания «Вкл.АП» соединен с кнопкой панели 3 управления, формирующей указанный сигнал, через блокировочный контакт 32 контактора 13 напряжения основного питания.

Шина 10 питания МПБА соединена с входом питания МПБА 9 через контактор 12 напряжения питания МПБА, управляющий вход которого по сигналу включения питания МПБА («Пит.МПБА») соединен с соответствующим выходом модуля 8 вычислителя.

Центральное распределительное устройство 4 предназначено для преобразования напряжения 300 В постоянного тока, формируемого на выходе прибора 5, в напряжения постоянного тока, необходимые для питания вычислительной системы, коммутационных и контрольных устройств системы (дежурное напряжение питания), а также для контроля исправного функционирования системы электропитания.

Вход аварийного питания ЦРУ 4 соединен с источником аварийного электроснабжения (на фиг.1 не показан), а вход основного питания соединен с выходом прибора 5 преобразования, распределения и защиты, на вход которого из корабельной бортовой сети подается трехфазное напряжение переменного тока. Информационный выход прибора 5 по сигналу наличия бортовой сети «Наличие БС» соединен с соответствующим индикатором панели 3 управления, а управляющий вход соединен с кнопкой панели управления 3, формирующей сигнал включения основного питания «Вкл.ОП», по которому напряжение 300 В постоянного тока с выхода прибора 5 подается на вход «ОП» ЦРУ и на входы ИВЭП 11 МПБА периферийных устройств 6.

К входу «АП» аварийного питания ЦРУ 4 подключены одноименные входы блока 16 коммутации питания вычислительной системы, блока 19 коммутации дежурного напряжения питания и блока 31 контроля напряжения в составе УКУ 22, а к входу «ОП» основного питания подключены вход первого блока 29 контроля сопротивления изоляции в составе УКУ 22 и вход центрального ИВЭП 15. К выходу ИВЭП 15 подключены входы основного питания блока 16 коммутации питания вычислительной системы и блока 19 коммутации дежурного напряжения питания, а также вход второго блока 30 контроля сопротивления изоляции в составе УКУ 22. К выходу центрального ИВЭП 15 по сигналу «Испр.ОП» исправности основного питания подключены одноименные управляющие входы блока 16 коммутации питания вычислительной системы и блока 19 коммутации дежурного напряжения питания.

Выходы блока 16 коммутации питания вычислительной системы соединены с шиной 17 питания вычислительной системы, которая через соответствующие предохранители блока 18 развязки связана с входами питания ЦЭВМ 2 и модулей 8 вычислителей периферийных устройств 6. Управляющие входы блока 16 коммутации питания вычислительной системы по сигналу «Вкл.КАСУ» включения корабельной автоматизированной системы управления и сигналу «Вкл.АП» включения аварийного питания соединены с кнопками панели 3 управления, формирующими указанные сигналы.

К соответствующим выходам блока 19 коммутации дежурного напряжения питания подключены вход дежурного питания устройства 22 контроля и управления (внутренняя схема распределения для простоты не показана), вход преобразователя 24 напряжения, соединенного с входом питания устройства 25 документирования, и шина 20 дежурного напряжения питания. К шине 20 через соответствующие предохранители блока 21 развязки подключены вход дежурного питания панели 3 управления и входы дежурного питания периферийных устройств 6.

Интерфейсный вход-выход блока 27 сбора и обработки данных соединен с ЦЭВМ посредством магистрали 26 последовательного канала, выходы блока 27, на которых формируются сигналы неисправности изоляции и неисправности питания («Неиспр. изол», «Неиспр. пит»), соединены с соответствующими индикаторами панели 3 управления, выход, на котором формируется сигнал «Вкл.УД» (включить устройство документирования), соединен с управляющим входом блока 19 коммутации дежурного напряжения питания, выход по сигналу «Вкл. АП АВ» (включить аварийное питание аварийного выброса) соединен с соответствующим управляющим входом блока 16 коммутации питания вычислительной системы. Соответствующие входы блока 27 соединены с выходом сигнала состояния блока 31 контроля напряжения и с выходом сигнала исправности основного питания центрального ИВЭП 15. Кроме этого, блок 27 связан группой дискретных входов-выходов с блоком 28 управления, выходы управляющих сигналов и входы информационных сигналов которого соединены с соответствующими входами и выходами блоков 29, 30 контроля сопротивления изоляции.

Более детальная схема блоков, входящих в состав УКУ 22, будет рассмотрена ниже.

На фиг.2 структурной схемы модуля 9 питания бортовой аппаратуры обозначены:

33 - блок контакторов напряжения на шинах,

34 - измеритель сопротивления изоляции (СИ),

35 - измеритель напряжения на шинах (НШ),

36 - измеритель напряжения ампульной батареи (АБ),

37 - устройство коммутации,

38 - коммутатор измерителя сопротивления изоляции,

39 - коммутатор измерителя напряжения на шинах,

40 - коммутатор измерителя напряжения ампульной батареи (АБ).

Согласно фиг.2 к шине 10 питания МПБА 9 через соответствующие контакторы (K1 , , K4) блока 33 контакторов напряжения на шинах подключены шина Ш1 питания сигнальных цепей бортовой аппаратуры, шина Ш2 питания силовых цепей бортовой аппаратуры, шина ШНИ питания наземного источника объекта управления и шина ШЦС питания исполнительных механизмов производства пуска (цепей старта) объекта управления.

Кроме этого, к шине 10 питания МПБА подключены измеритель 34 СИ, измеритель 35 НШ, измеритель 36 напряжения АБ и вход питания устройства 37 коммутации.

Управляющие входы блока 33 контакторов напряжения на шинах и устройства 37 коммутации образуют группу управляющих входов МПБА 9, соединенных с соответствующими выходами модуля 8 вычислителя, а выходы измерителей 34, 35, 36 образуют информационные выходы МПБА 9.

В состав устройства 37 коммутации входят коммутатор 38 цепей контроля сопротивления изоляции и коммутаторы 39, 40 измерителей напряжения.

Коммутатор 38 предназначен для последовательного подключения, под воздействием соответствующих управляющих сигналов, к входу измерителя 34 сопротивления изоляции шин Ш1 , Ш2, ШНИ и контрольных точек, по измеренным значениям сопротивления которых определяют наличие объекта управления (Н), наличие воды в донном разъеме (ДР) и наличие воды в транспортно-пусковом стакане (ТПС).

Коммутатор 39 предназначен для последовательного подключения к входу измерителя 35 напряжения на шинах шин Ш2 и ШНИ объекта управления, а коммутатор 40 - для замыкания соединительных цепей от ампульной батареи на вход измерителя 36 напряжения ампульной батареи.

На фиг.3 структурной схемы блока 16 коммутации питания вычислительной системы обозначены:

41, 42, 43 - коммутаторы управляющих сигналов,

44, 45 - контакторы напряжения постоянного тока.

Согласно фиг.3 в цепи подачи напряжения основного питания (ОП) на шину 17 установлен нормально разомкнутый контакт контактора 44, а в цепи подачи напряжения аварийного питания (АП) на шину 17 установлен нормально разомкнутый контакт контактора 45. Вход обмотки (управляющий вход) контактора 44 соединен с входом блока 16 по сигналу «Вкл. КАСУ» через цепь из последовательно включенных контакта коммутатора 41 (в его первом, нормально замкнутом положении), нормально замкнутого контакта коммутатора 43 и нормально замкнутого контакта контактора 45, а управляющий вход контактора 45 соединяется с входом сигнала «Вкл. КАСУ» через контакт коммутатора 41, установленный в его второе (нормально разомкнутое) положение.

Управляющий вход коммутатора 41 соединен через нормально замкнутый контакт контактора 44 с входом блока 16 по сигналу «Вкл. АП». Управляющий вход коммутатора 42 соединен с входом блока 16 по сигналу «Испр. ОП», а его нормально разомкнутый контакт установлен во втором ответвлении цепи прохождения сигнала «Вкл. КАСУ на управляющий вход контактора 44. Управляющий вход коммутатора 43 соединен с входами блока 16 по сигналам «Вкл. АП» и «Вкл. АП АВ».

Блок 19 коммутации дежурного напряжения питания, структурная схема которого приведена на фиг.4, состоит из трех коммутаторов 46, 47, 48 управляющих сигналов.

Входы основного (ОП) и аварийного (АП) питания блока 19 соединены с шиной 20 через контакт коммутатора 46, который в нормально разомкнутом состоянии замыкает цепь подачи напряжения с входа «АП», а во втором положении замыкает цепь подачи напряжения с входа «ОП». Управляющий вход коммутатора 46 соединен с входом блока 19 по сигналу «Испр. ОП». Управляющий вход коммутатора 47 соединен с входом блока 19 по сигналу «Вкл. АП», а его контакт в соответствующем положении замыкает цепь подачи напряжения с входа «ОП» или с входа «АП» на выход блока 19, который соединен с входом дежурного питания (Деж) устройства 22 контроля и управления. Управляющий вход коммутатора 48 соединен с входом блока 19 по сигналу «Вкл. УД», а его нормально разомкнутый контакт установлен в цепи подачи входного напряжения основного питания на выход блока 19, к которому подключен блок 24 преобразования напряжения устройства документирования.

На фиг.5 структурной схемы устройства 22 контроля и управления приняты следующие обозначения:

49 - микроконтроллер,

50, 51 - двунаправленные порты ввода-вывода,

52, 53 - входные элементы развязки,

54 - выходные элементы развязки,

55 - регистр адреса,

56 - преобразователь интерфейса RS-232/RS-422,

57 - микроконтроллер,

58, 59 - выходные элементы развязки,

60, 61 - коммутаторы входного напряжения,

62 - коммутируемый делитель самопроверки,

63, 64 - коммутаторы эталонных резисторов,

65, 66 - эталонные резисторы,

67, 68 - аналоговые компараторы,

69 - источник опорного напряжения,

70 - вспомогательный источник питания,

71 - выходной элемент развязки.

Блок 27 сбора и обработки данных является основным функциональным звеном устройства 22 контроля и управления, обеспечивающим прием и передачу дискретных сигналов, обмен данными с ЦЭВМ 2 и формирование по заданному алгоритму обобщенных сигналов при обнаружении неисправности системы электропитания.

В состав блока 27 входят микроконтроллер 49, соединенный посредством шины адрес-данные с двунаправленными портами 50, 51 и соединенный через преобразователь 56 интерфейсов с магистралью 26 последовательного канала. Порт 51 соединен с блоком 54 выходных элементов развязки, выходы которых образуют выходы дискретных сигналов, в частности, сигнала неисправности изоляции («Неиспр.изол.»), сигнала неисправности питания («Неиспр.пит.»), управляющих сигналов включения устройства документирования («Вкл.УД») и включения аварийного питания аварийного выброса («Вкл.АП АВ»), а также, при необходимости, других дискретных сигналов.

Порт 50 соединен с блоком 53 входных элементов развязки, в который поступают сигнал из блока 31 контроля напряжения аварийного питания, сигнал исправности основного питания из центрального ИВЭП 15, и при необходимости, другие дискретные сигналы.

Блок 31 контроля напряжения состоит из резистивного делителя напряжения, источника опорного напряжения на основе стабилитрона и компаратора, сравнивающего напряжение делителя с опорным. Выход компаратора нагружен на реле, которое срабатывает, если напряжение делителя меньше опорного, и выдает сигнал неисправности питания «Ни. АП».

Вторая группа входов порта 50 соединена с выходами блока 52 входных элементов развязки, в который из микроконтроллера 57 блока 28 управления поступают сигналы, характеризующие результаты проверки изоляции цепей питания вычислительной системы и цепей дежурного напряжения питания.

Блок 28 управления содержит микроконтроллер 57 и два блока 58, 59 выходных элементов развязки, через которые в блоки 29, 30 контроля сопротивления изоляции поступают сигналы, задающие режимы работы блоков («Контр.+», «Контр.-», «Им.НИ» - имитация неисправности, «ЭК» - эксплуатационный контроль).

Каждый из блоков 29, 30 контроля сопротивления изоляции содержит коммутаторы 60, 61 входного напряжения, на входы которых в блоке 29 подается напряжение основного питания (+ОП, -ОП) из прибора 5, а в блоке 30 подается напряжение центрального ИВЭП 15 (+Деж, -Деж). На второй вход коммутаторов 60, 61 подается напряжение вспомогательного источника 70 питания. Выходы коммутаторов 60, 61 соединены с входами соответственно коммутаторов 63, 64 эталонных резисторов, управляющие входы которых образуют входы блока по сигналам «Контр.+», «Контр.-», а выходы соединены с эталонными резисторами 65, 66, общая точка которых соединена с корпусом прибора.

Вход блока 29 (30) по сигналу «Им. НИ» имитации неисправности соединен с управляющим входом коммутируемого делителя 62 самопроверки, который соединен с корпусом прибора и с вспомогательным источником 70 питания.

Выходы эталонных резисторов 65, 66 соединены с первыми входами аналоговых компараторов 67, 68, соответственно, вторые входы которых подключены к источнику 69 опорного напряжения, а выходы соединены с выходным элементом 71 развязки. Выходы элементов 71 развязки, на которых в блоке 29 формируется сигнал неисправности изоляции основного питания («Ни СИ ОП»), а в блоке 30 формируется сигнал неисправности изоляции дежурного питания («Ни СИ деж. пит»), соединены с входами микроконтроллера 57 блока 28 управления.

Система электропитания корабельной автоматизированной системы управления может работать в основном режиме при питании от основного источника электроснабжения и в режиме аварийного выброса боекомплекта при питании как от основного, так и от аварийного источника.

В основном режиме работы в зависимости от используемого прибора 5 преобразования и защиты система может использовать напряжения 3~400 Гц, 115 В (два борта), 3~400 Гц, 220 В (от агрегата гарантированного питания), 3~50 Гц, 380 В (два борта).

Напряжение бортовой сети поступает в прибор 5, который контролирует это напряжение и формирует сигнал наличия бортовой сети, поступающий на индикатор панели 3 управления.

По команде «Вкл. ОП» включения основного питания, формируемой при нажатии соответствующей кнопки на панели 3 управления, прибор 5 включается и вырабатывает напряжение 300 В постоянного тока, поступающее на входы ИВЭП 11 МПБА периферийных устройств 6, которые автоматически включаются и вырабатывают стабилизированное напряжение постоянного тока, поступающее через контактор 13 (контактор с автовключением) на шину 10 питания МПБА.

Одновременно это напряжение подается на вход «ОП» центрального распределительного устройства 4, в котором поступает на вход центрального ИВЭП 15 (два параллельно включенных ИВЭП) и на вход блока 29 контроля сопротивления изоляции.

Центральный ИВЭП 15 включается и вырабатывает стабилизированное напряжение постоянного тока, которое поступает на входы основного питания блоков 16, 19 коммутации и на вход блока 30 контроля сопротивления изоляции. Одновременно ИВЭП 15 формирует сигнал «Испр. ОП» исправности основного питания, поступающий на управляющие входы блоков 16, 19.

В блоке 19 коммутации дежурного напряжения питания напряжение «ОП» через нормально замкнутый контакт коммутатора 47 подается на выход блока, откуда поступает на вход дежурного питания устройства 22 контроля и управления и на входы питания обмоток коммутационных устройств ЦРУ 4 (для простоты схема распределения дежурного напряжения питания не показана). При поступлении в блок 19 команды «Испр.ОП» включается коммутатор 46, нормально разомкнутый контакт которого замыкает цепь подачи напряжения «ОП» на шину 20 дежурного напряжения питания. С шины 20 через соответствующие предохранители блока 21 развязки напряжение «ОП» подается на входы дежурного питания периферийных устройств 6 и на вход питания панели 3 управления. Использование предохранителей в цепях дежурного напряжения позволяет снизить вероятность выхода из строя системы при коротком замыкании в цепях дежурного питания функциональных устройств.

При отсутствии сигнала «Испр.ОП» контакт коммутатора 46 размыкает цепь подачи основного питания на шину 20 и замыкает цепь подачи на нее аварийного питания с входа «АП», соединенного с аварийным источником электроснабжения.

Включение вычислительной системы комплекса производится при нажатии на панели 3 управления кнопки «Вкл. КАСУ». При этом одноименный сигнал поступает на соответствующий вход блока 16 коммутации питания вычислительной системы, в котором через последовательно включенные нормально замкнутый контакт коммутатора 41, нормально замкнутый контакт коммутатора 43 и нормально замкнутый контакт контактора 45 поступает на управляющий вход контактора 44. Контактор 44 срабатывает, замыкая свой нормально разомкнутый контакт, и напряжение с входа «ОП» блока 16 поступает на шину 17 питания вычислительной системы. С шины 17 это напряжение через соответствующие предохранители блока 18 развязки поступает на входы питания центральной ЭВМ 2 и входы питания модулей 8 вычислителей периферийных устройств 6.

При включении питания вычислительной системы КАСУ автоматически запускаются тестовые проверки процессоров ЦЭВМ 2 и модулей 8 вычислителей, их оперативных запоминающих устройств, встроенных портов ввода-вывода, контроллеров прерываний, контроллеров системных шин и пр. По завершении тестовых проверок и загрузки операционной системы вычислительная система переходит в режим программного формирования управляющих сигналов под управлением процессора ЦЭВМ 2.

По команде включения питания МПБА («Вкл.МПБА»), которая транслируется из ЦЭВМ 2 по магистрали 7 локальной вычислительной сети в модуль 8 вычислителя назначенного объекта управления и поступает через его соответствующий выход (через адаптер цифрового ввода-вывода) на управляющий вход контактора 12 напряжения питания МПБА, производится подключение шины 10 питания МПБА к входу МПБА 9.

После этого начинается проверка исправности стыковочных узлов объекта управления и целостности цепей питания бортовой аппаратуры.

В соответствии с программой проверки вырабатывается последовательность управляющих команд, которые передаются на соответствующие входы коммутатора 38 цепей контроля сопротивления изоляции, который осуществляет последовательное подключение к измерителю 34 сопротивления изоляции соответствующих входных цепей МПБА 9. При этом проверяется целостность цепей сигнального и силового питания бортовой аппаратуры, контролируется соединение разъема стыковочного узла и наличие воды в транспортно-пусковом стакане. При положительном результате контроля соответствующих цепей на выходе измерителя 34 сопротивления изоляции вырабатываются соответствующие информационные сигналы, поступающие в модуль 8 вычислителя, а из него по магистрали 7 ЛВС в ЦЭВМ 2. При отсутствии соответствующих информационных сигналов дальнейшая выработка управляющих сигналов прекращается, а после устранения неисправности возобновляется и производится в вышеуказанном порядке.

По окончании проверки целостности цепей и контрольных точек автоматически вырабатывается последовательность команд для проверки сигнальных цепей, в ходе которой сначала посредством контактора K1 блока 33 контакторов напряжения на шинах подается напряжение на шину Ш1 питания сигнальных цепей, а затем по каналу релейного обмена с объектом управления (для простоты на схеме не показан) производится выдача соответствующих управляющих команд и прием ответных сигналов о выполнении команд от исполнительных устройств бортовой аппаратуры.

По окончании проверки сигнальных цепей аналогично через контакторы К2, К 3 блока 33 подается напряжение питания на шину Ш2 силового питания и шину ШНИ наземного источника объекта управления, после чего осуществляется проверка напряжения на шинах посредством измерителя 35 и коммутатора 39. Проверка исправности ампульной батареи производится посредством измерителя 36 и коммутатора 40.

По окончании регламентных проверок КАСУ переходит в режим предстартовой подготовки объектов управления, в ходе которой решаются задачи целераспределения, целеуказания и введения полетных заданий в назначенные объекты управления, а информационный обмен осуществляется через модули 8 вычислителя по мультиплексным каналам.

По окончании предстартовой подготовки для производства пуска назначенного объекта управления из ЭВМ 2 аналогично вышеописанному транслируется команда включения цепей старта, поступающая на управляющий вход контактора К4 блока 34, напряжение с шины 10 подается на шину ШЦС питания цепей старта объекта управления. Выдача управляющих команд и прием ответных сигналов от исполнительных механизмов подготовки пуска производится по релейному каналу обмена с объектом управления.

После включения вычислительной системы в ходе выполнения тестовых проверок дополнительно к проверке составных частей вычислительной системы ведется контроль состояния системы электропитания. В объем проверок включены контроль выдачи напряжений на входы питания вычислительной системы и выдачи дежурного напряжения, контроль состояния прибора 5 по вырабатываемым им сигналам, контроль исправного состояния ИВЭП 15 и контроль сопротивления изоляции цепей питания относительно корпуса.

Принцип контроля изоляции основан на проведении последовательного шунтирования участков цепи полюс-корпус сопротивлением заданной величины и последующего контроля падения напряжения на этом сопротивлении. Проверка сопротивления изоляции происходит под управлением микроконтроллера 57 блока 28 управления, что позволяет увеличить количество контролируемых каналов и использовать два однотипных блока 29, 30, работающих под управлением одного контроллера.

При работе блока 29 (30) контроля сопротивления изоляции контролируемое напряжение «+ОП», «-ОП» («+Деж», «-Деж») поступает через нормально замкнутые контакты коммутаторов 60 и 61 входного напряжения на коммутаторы 63, 64 эталонных резисторов, которые подключают эталонные резисторы 65, 66 между соответствующими полюсами контролируемого напряжения и корпусом. По командам «Контр.+», «Контр.-» из микроконтроллера 57 происходит поочередное включение коммутаторов 63 и 64. При включенном коммутаторе 63 или 64 падение напряжения с соответствующего резистора 65 или 66 поступает на вход компаратора 67 или 68, где сравнивается с опорным напряжением от источника 69. При превышении измеряемым напряжением опорного, что свидетельствует о понижении сопротивления изоляции между противоположным полюсом и корпусом, компараторы 67 и 68 формируют сигнал неисправности изоляции, который через блок 71 развязки поступает на вход микроконтроллера 57.

Микроконтроллер 57 производит анализ сигналов «Ни СИ ОП» и «Ни СИ деж.пит.», поступающих из блоков 29 и 30 контроля сопротивления изоляции, производит отбраковку ложных срабатываний блоков 29, 30, вызванных, например, наличием емкостей между полюсами контролируемого напряжения и корпусом, и выдает результирующий сигнал о состоянии изоляции контролируемого канала в блок 27 сбора и обработки данных.

Алгоритм проведения контроля изоляции повторяется микроконтроллером 57 циклически, что позволяет непрерывно вести контроль исправности изоляции.

Для этого микроконтроллер 57 выдает команду «ЭК» (эксплуатационный контроль), по которой коммутаторы 60 и 61 переключают вход блока на выход вспомогательного источника 70 питания, имеющего развязку с контролируемым напряжением и корпусом. Микроконтроллер 57 проводит несколько циклов проверки изоляции по «штатному алгоритму» как исправного состояния изоляции источника 70, так и пониженного с помощью коммутируемого делителя 62 самопроверки, управляемого сигналом «Им.НИ» (имитация неисправности) с выхода блока 28 управления.

По результатам проверок с выхода микроконтроллера 57 информация передается в блок 27 сбора и обработки данных, в котором через блок 52 входных элементов развязки и двунаправленный порт 50 ввода-вывода поступает в микроконтроллер 49. Микроконтроллер 49 выполняет логические операции над массивом поступающей информации и формирует обобщенный сигнал неисправности изоляции, который через двунаправленный порт 51 ввода-вывода и блок 54 выходных элементов развязки передается в виде сигнала «Неиспр.изол.» на индикатор панели 3 управления.

Процесс проверки состояния системы электропитания происходит под управлением ЦЭВМ 2, которая взаимодействует с микроконтроллером 49 по магистрали 26 последовательного канала.

По запросу от ЦЭВМ 2 микроконтроллер 49, взаимодействующий с портом 50 по магистрали адрес-данные, считывает сигналы состояния, поступающие через блоки 52, 53 входных элементов развязки. При этом через блок 53 поступают сигналы исправности центрального ИВЭП (сигнал «Испр.ОП»), контрольные сигналы выдачи напряжений основного и дежурного питания, сигналы состояния прибора 5 и др. (для простоты на фиг.1, 5) не показаны. Микроконтроллер 49 кодирует принятые сигналы в соответствующие разряды RS-канала и передает их в ЦЭВМ 2. Одновременно микроконтроллер 49, при наличии любого типа неисправности, формирует обобщенный сигнал «Неиспр. пит.», который через порт 51 и блок 53 выходных элементов развязки передается на включение индикатора панели 3 управления.

При необходимости документирования в процессе работы КАСУ ЦЭВМ 2 передает команду включения устройства документирования в микроконтроллер 49, который формирует команду «Вкл. УД», передаваемую через порт 51 и блок 54 на управляющий вход коммутатора 48 в блоке 19. Коммутатор 48 срабатывает и замыкает цепь подачи напряжения «ОП» на вход блока 24 преобразования напряжения, с выхода которого напряжение питания подается в устройство 25 документирования.

Отключение комплекса производится последовательным снятием команд «Вкл.КАСУ» и «Вкл.ОП».

При авариях бортовой сети, прибора 5 или центрального ИВЭП 15 автоматический переход системы на питание от аварийного источника заблокирован, кроме режима аварийного выброса объекта управления.

Работа комплекса в режиме аварийного выброса боекомплекта производится при питании как от основного, так и от аварийного источника электроснабжения.

Включение комплекса в режиме аварийного выброса при питании от основного источника производится аналогично рассмотренному выше.

Для выполнения аварийного выброса боекомплекта ЦЭВМ 2 формирует команду «Вкл. АП АВ» и передает ее в микроконтроллер 49, который формирует управляющий сигнал «Вкл. АП АВ», поступающий на управляющий вход коммутатора 43 в блоке 16. Коммутатор 43 срабатывает, размыкая свой нормально замкнутый контакт и одновременно снимая блокировку с контакта коммутатора 42, который замыкает цепь подачи сигнала «Вкл.КАСУ» на управляющий вход контактора 44.

Одновременно команда «Вкл. АП АВ» передается из ЦЭВМ 2 в модуль 8 вычислителя соответствующего периферийного прибора 6. Модуль 8 вычислителя формирует соответствующий управляющий сигнал, поступающий на управляющий вход контактора К4 блока 32 в МПБА 9, и напряжение с шины 10 питания МПБА поступает на шину ШЦС цепей стрельбы объекта управления.

В случае аварии бортовой сети, прибора 5 или центрального ИВЭП 15 система электропитания переходит в режим аварийного выброса боекомплекта при питании от аварийного источника электроснабжения.

При этом сигнал «Испр. ОП» снимается с входа коммутатора 42, который размыкает свой контакт, снимая управляющий сигнал с обмотки контактора 44. Контактор 44 размыкает свой нормально разомкнутый контакт, отключая цепь основного питания от шины 17, и замыкает свой нормально замкнутый контакт.

Подключение шины 20 дежурного напряжения питания к источнику аварийного электроснабжения происходит автоматически, при снятии с входа блока 19 сигнала «Испр. ОП».

В периферийных устройствах 6 при аварии основного источника электроснабжения размыкаются основные контакты контактора 13 основного питания и замыкается блокировочные контакты 32 в цепи подачи команды «Вкл.АП» на управляющий вход контактора 14 напряжения аварийного питания. Контактор 14 срабатывает, и на шину 10 подается напряжение «АП» от аварийного источника электроснабжения. Далее командой «Вкл. АП АВ», поступающей из ЦЭВМ 2 в модуль вычислителя, формируется управляющий сигнал, по которому запитывается шина ШЦС соответствующего объекта управления.

При работе системы электропитания от аварийного источника блоком 31 контроля напряжения производится допусковый контроль наличия и уровня напряжения аварийного источника питания. Результаты контроля передаются через блок 53 входных элементов развязки и порт 50 в микроконтроллер 49, который при обнаружении неисправности формирует соответствующий сигнал для передачи в ЦЭВМ 2 и сигнал индикации для панели 3 управления (на фиг.1, 5 не показан).

Таким образом, реализация в устройстве контроля и управления автоматического контроля сопротивления изоляции как цепей основного, так и дежурного питания позволяет проводить как раннюю диагностику при проведении регламентных проверок системы, так и своевременно обнаруживать неисправность цепей в процессе работы КАСУ.

Кроме этого, достоинством предлагаемой системы электропитания является выполнение устройства контроля и управления на основе микроконтроллеров, что позволяет не только упростить процесс контроля исправности системы, но и существенно расширить объем контролируемых параметров.

Введение в каждый канал связи с объектом управления вычислительного модуля позволяет расширить объем регламентной проверки бортового электрооборудования и проводить ее одновременно в нескольких каналах с централизованной обработкой информации ЭВМ устройства центрального управления.

Кроме этого, предлагаемая структура вычислительной системы позволяет наращивать функциональные возможности за счет введения дополнительных ЭВМ и дополнительных адаптеров для связи с различными внешними обеспечивающими системами.

Представленные чертежи и описание системы позволяют, используя существующую элементную базу, изготовить систему промышленным способом и использовать для распределения электропитания между приборами и устройствами корабельной автоматизированной системы управления, что характеризует предлагаемую полезную модель как промышленно применимую.

Список литературы

1. Патент РФ 2206167 на изобретение, МПК H02J 13/00, публикация 10.06.2003 г.

2. Свидетельство РФ 25817 на полезную модель, МПК H02J 13/00, публикация 20.10.2002 г., прототип.

Система электропитания корабельной автоматизированной системы управления (КАСУ), содержащая устройство центрального управления, в состав которого входят центральная электронно-вычислительная машина (ЦЭВМ) и соединенная с ЦЭВМ панель управления, а также центральное распределительное устройство (ЦРУ) и, по меньшей мере, одно периферийное устройство связи с объектами управления, включающее, по меньшей мере, два канала, каждый из которых содержит модуль вычислителя, соединенный посредством резервированной интерфейсной магистрали локальной вычислительной сети с ЦЭВМ, модуль питания бортовой аппаратуры (МПБА), управляющие входы и информационные выходы которого подключены к соответствующим выходам и входам модуля вычислителя, источник вторичного электропитания (ИВЭП) МПБА, выход которого через контактор напряжения основного питания соединен с шиной питания МПБА, а также контактор напряжения аварийного питания, выход которого соединен с шиной питания МПБА, управляющий вход соединен с выходом панели управления по сигналу включения аварийного питания, а вход через блок развязки цепей аварийного питания соединен с входом аварийного питания ЦРУ, при этом ЦРУ содержит устройство контроля и управления, центральный ИВЭП, соединенный с входом основного питания ЦРУ, а также блок коммутации питания вычислительной системы, входы основного и аварийного питания которого соединены соответственно с выходом центрального ИВЭП и входом аварийного питания ЦРУ, а выходы соединены с шиной питания вычислительной системы, к которой через блок развязки цепей питания вычислительной системы подключены входы питания ЦЭВМ и модулей вычислителей периферийных устройств связи с объектами управления, отличающаяся тем, что в ЦРУ дополнительно введен блок коммутации дежурного напряжения питания, входы основного и аварийного питания которого соединены соответственно с выходом центрального ИВЭП и входом аварийного питания ЦРУ, а соответствующие выходы соединены с входом преобразователя напряжения устройства документирования, с входом дежурного питания устройства контроля и управления и с шиной дежурного напряжения питания, которая через блок развязки цепей дежурного напряжения питания соединена с входами дежурного питания панели управления и периферийных устройств связи с объектами управления, кроме этого, устройство управления и коммутации содержит блок контроля напряжения аварийного питания, соединенный с входом аварийного питания ЦРУ, два блока контроля сопротивления изоляции, один из которых соединен с входом основного питания ЦРУ, а другой - с выходом центрального ИВЭП, и блок управления, входы которого по сигналам неисправности изоляции и выходы управляющих сигналов соединены с соответствующими входами и выходами блоков контроля сопротивления изоляции, а также блок сбора и обработки данных, выполненный на основе контроллера, связанного с ЦЭВМ посредством интерфейсной магистрали последовательного канала, при этом выходы блока управления, на которых формируются сигналы неисправности изоляции, соединены с соответствующими входами блока сбора и обработки данных, вход которого по сигналу неисправности аварийного питания соединен с выходом блока контроля напряжения аварийного питания, а вход по сигналу исправности основного питания соединен с соответствующим выходом центрального ИВЭП, который соединен также с соответствующими управляющими входами блока коммутации дежурного напряжения питания и блока коммутации питания вычислительной системы, управляющие входы которых по сигналу включения аварийного питания, а также управляющий вход блока коммутации питания вычислительной системы по сигналу включения комплекса соединены с соответствующими выходами панели управления, управляющий вход блока коммутации питания вычислительной системы по сигналу включения аварийного питания аварийного выброса соединен с соответствующим выходом блока сбора и обработки данных, выходы которого по сигналам неисправности изоляции и неисправности питания соединены с соответствующими индикаторами панели управления, а выход по сигналу включения устройства документирования соединен с соответствующим управляющим входом блока коммутации дежурного напряжения питания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к низковольтному аппаратостроению, в частности к выключателям автоматическим с естественным воздушным охлаждением и непосредственным ручным управлением, предназначенным для защиты электрических цепей от перегрузок
Наверх