Машина трения

 

Полезная модель относится к технике для испытания материалов на трение и износ, в частности для определения коэффициента трения, и направлена на повышение точности определения сил трения в зависимости от усилий в нагружающем устройстве и от скорости движения образцов относительно контробразца, то есть на повышение точности определения коэффициента трения в зависимости от скорости образцов относительно контробразца. Данный технический результат достигается за счет того, что в машине трения, содержащей дисковый контробразец, привод вращения контробразца, держатель образцов, упруго соединенный с валом, узел нагружения и измеритель момента сил трения, указанный измеритель момента сил трения выполнен в виде сегмента, соединенный одним концом с валом при помощи тросика, который переброшен через блок, к концу которого присоединен динамометр, а с блоком неподвижно соединен стержень с грузами.

Полезная модель относится к технике для испытания материалов на трение и износ и может найти применение для определения коэффициента трения.

Известен узел трения для машин торцового типа [А.с. 979959. Опубл. в БИ 45, 1982 г.], содержащий держатель дискового контрообразца, соосно установленный с ним держатель образцов, выполненный в виде планшайбы с отверстиями, предназначенными для размещения в них образцов, и узел самоустановки образцов относительно контробразца. При этом узел самоустановки образцов выполнен в виде установленной на планшайбе камеры, полость которой заполнена гидравлической средой и связана с отверстиями в планшайбе.

Недостатком данной модели является низкая точность измерений, вызванная фрикционными колебаниями образцов.

Известна машина трения [А.с. 627382. Опубл. в БИ 37, 1978 г.], содержащая станину, держатели образцов и контробразцов, выполненные в виде дисков, привод вращения держателя контробразцов, механизм нагружения и силоизмерительное устройство. В этой машине интересна идея использования гибких элементов в виде связи вала силоизмерительного устройства с держателем образцов. Гибкие элементы являются частью измерительного устройства. Деформация этих элементов прямо-пропорциональна силам трения.

В данном устройстве причиной недостаточной точности измерений является возникающие фрикционные колебания образцов.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемой модели является устройство для испытания на трение и износ [А.с. 1610396. Опубл. в БИ 44, 1990 г.]. Это устройство содержит станину и

установленные на ней держатель дискового контробразца, привод его вращения, держатель образцов, узел нагружения и измеритель момента сил трения. Данное устройство для снижения потерь в результате трения снабжено коаксиально установленными на цилиндрическом держателе образцов двумя втулками, внутренние цилиндрические поверхности которых предназначены для взаимодействия с цилиндрическим держателем образцов, а внешние со станиной и приводом вращения втулок в противоположные стороны.

Однако точность в определении сил трения ограничена возникающими фрикционными колебаниями.

Возникает задача - повысить точность определения сил трения в зависимости от усилий в нагружающем устройстве и от скорости движения образцов относительно контробразца, тем самым повысить точность определения коэффициента трения.

Указанная задача решается следующим образом. Машина трения содержит дисковый контробразец, привод вращения контробразца, держатель образцов, упруго соединенный с валом, узел нагружения и измеритель момента сил трения. Измеритель момента сил трения выполнен в виде сегмента, который одним концом жестко прикреплен к валу. На другом конце вала прикреплен переброшенный через блок тросик. К тросику присоединен динамометр, а с блоком неподвижно соединен стержень с грузами.

Далее сущность полезной модели поясняется чертежами, на которых изображено:

Фиг.1 - осевое сечение машины трения.

Фиг.2 - общий вид со стороны измерителя момента.

Фиг.3 - измеритель момента.

Полезная модель содержит привод 1, дисковый контробразец 2, держатель 3 образцов 4, упруго соединенный с валом 5, узел 6 нагружения, измеритель момента сил трения, выполненный в виде сегмента 7, который жестко

прикреплен к валику 8, тросик 9, соединяющий датчик 10 с сегментом, стержень с грузами 11,

Устройство работает следующим образом. Включают привод 1 и приводят во вращение дисковый контробразец 2. Нагружают вал, упруго соединенный с держателем образцов с помощью узла 6. За счет трения между контробразцом 2 и образцами 4 вал 5 начинает поворачиваться. Вместе с валом 5 поворачивается прикрепленный к нему сегмент 7, который тянет за собой тросик 9, соединенный с датчиком. Тросик, охватывающий вал, проскальзывает по валу, тем самым частично гасятся фрикционные колебания, возникающие в контакте образцов и контробразцов. Для большей стабильности с валом жестко соединен стержень с грузами, при этом максимально устраняется влияние фрикционных колебаний на показание динамометра. Увеличивается момент инерции вала, что ведет к устранению влияния фрикционных колебаний на показание динамометра.

Машина трения, содержащая дисковый контробразец, привод вращения контробразца, держатель образцов, упруго соединенный с валом, узел нагружения и измеритель момента сил трения, отличающаяся тем, что измеритель момента сил трения выполнен в виде сегмента, который одним концом жестко прикреплен к валу, а на другом его конце прикреплен переброшенный через блок тросик, к концу которого присоединен динамометр, причем с блоком неподвижно соединен стержень с грузами.



 

Наверх