Окно кабины машиниста

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению и может быть использована во всех типах железнодорожных составов. Технический результат заключается в улучшении эргономических достоинств и эксплуатационных свойств окна. Для его достижения окно кабины машиниста содержит застекленную раму с подвижной створкой 5, запирающим устройством 30 и уплотнителями, причем, рама выполнена из двух, соединенных между собой, полурам 1, 2 с перекладиной 3, разделяющей раму на две части, с одной из которых перекладина 3 образует неподвижную часть окна с герметично установленным стеклоблоком 4, а в другой части рамы установлена подвижная створка 5, снабженная сверху и снизу полиамидными вкладышами 10, с возможностью ее выдвижения при открытии в горизонтальном направлении со смещением за неподвижную часть окна с его внутренней стороны с помощью четырех шариковых опор качения 7, расположенных во вкладышах 10 и перемещающихся по дорожкам 8 полиамидных направляющих планок 9, установленных внутри рамы, в месте сопряжения ее с подвижной створкой 5. Форма дорожек 8, повторяющая траекторию перемещения створки, содержит наклонный к плоскости остекления и прямолинейный участки 17, 18, ограничивающие перемещение створки, причем, оси прямолинейных участков 18 расположены в плоскости, параллельной плоскости остекления. Вкладыши 10 створки снабжены полусферическими выемками 13 под шариковые опоры качения 7, которые отстоят друг от друга на расстоянии, равном величине смещения створки в сторону неподвижной части окна, а каждая направляющая планка выполнена с двумя дорожками и снабжена фиксирующим выступом 15, взаимодействующим с соответствующей канавкой 16, выполненной на внутренней поверхности профилей рамы. Согласно полезной модели, окно дополнительно снабжено ручкой 35 и средством фиксации подвижной створки в открытом положении с помощью, например роликовой защелки 33, а вкладыши 10 створки 5 установлены в ней с возможностью регулирования зазора между створкой и рамой. При этом вкладыш створки выполнен в виде закрепленной в створке втулки 11 с установленной в ней на резьбе винтовой вставкой 12, снабженной на внешнем торце полусферической выемкой 13 под шарик 7, а на противоположном торце отверстием 14 под ключ. Подвижная створка 5 снабжена также отдельными уплотнителями внутренней и внешней сторон 19, 20, при этом ее профиль 6 выполнен с возможностью их установки, а для уплотнения подвижной створки в раме использован уплотнитель 26 с расширенной поверхностью контакта со створкой в виде выступов 28, снабженный Г-образным выступом 29, обрамляющим снаружи проем рамы. 1 з.п. форм. 6 Ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению и может быть использована в конструкции раздвижных окон, в частности окна кабины машиниста во всех типах железнодорожных составов.

Известно устройство для перемещения стекол, раздвижных в горизонтальном направлении относительно друг друга, содержащее верхний направляющий желоб, выполненный на раме окна, в продольные пазы которого установлены верхние кромки двух стекол, и нижние направляющие ролики, размещенные в раме с возможностью опирания каждого стекла на два ролика (Патент 2122950, С1, дата приоритета 17.04.1997, дата публикации 10.12.1998, автор Цевелев А.С., RU).

Недостатком известного устройства являются низкие эргономические и эксплуатационные свойства окна из-за расположения стекол в разных плоскостях и их недостаточной герметизации.

Известно раздвижное окно транспортного средства, содержащее смонтированные в оконной раме с уплотнением неподвижную и подвижную застекленные рамки, а также форточку, установленную с возможностью поворота в горизонтальной плоскости и фиксации в закрытом положении захватом, установленным на подвижной рамке, а в любом открытом положении относительно рамы посредством механизма фиксации, образованного тягами, шарниром соединенными между собой и соответственно с неподвижной рамкой, форточкой и винтом, установленным на оси шарнира (Патент 2068789, С1, дата приоритета 17.09.1991, дата публикации 10.11.1996, авторы Заднепровский А.А. и др., RU, прототип).

Недостатком известного раздвижного окна являются низкие эргономические и эксплуатационные свойства окна, во-первых, из-за расположения подвижной и неподвижной застекленных рамок в разных плоскостях, во-вторых, из-за расположения подвижной рамки с внешней стороны окна и подверженности в связи с этим засорению паза, в котором она перемещается в раме, и, в-третьих, из-за наличия форточки со сложным механизмом ее фиксации.

Известно раздвижное окно транспортного средства, принятое в качестве прототипа, содержащее застекленную раму с подвижной створкой, выполненную из прессованных алюминиевых профилей, запирающее устройство для фиксации створки в закрытом положении и уплотнители, рама выполнена из двух, соединенных между собой полурам с перекладиной, разделяющей раму на две части, с одной из которых

перекладина образует неподвижную часть окна с герметично установленным стеклоблоком, снабженным нагревательными элементами, а в другой части рамы установлена подвижная створка, снабженная сверху и снизу полиамидными вкладышами, с возможностью ее выдвижения при открытии в горизонтальном направлении со смещением за неподвижную часть окна с его внутренней стороны с помощью, по меньшей мере, двух шариковых опор качения, расположенных во вкладышах створки и перемещающихся по направляющим желобам, выполненным в полиамидных планках, установленных внутри рамы, в месте сопряжения ее с подвижной створкой, при этом форма выполнения направляющих желобов, повторяющая траекторию перемещения створки, содержит наклонный к плоскости остекления и прямолинейный участки, ограничивающие перемещение створки, причем оси прямолинейных участков расположены в плоскости, параллельной плоскости остекления, вкладыши створки снабжены полусферическими выемками под шариковые опоры качения, которые отстоят друг от друга на расстоянии, равном величине смещения створки в сторону неподвижной части окна, а каждая полиамидная планка выполнена с двумя дорожками и снабжена фиксирующим выступом, взаимодействующим с соответствующей канавкой, выполненной на внутренней поверхности профилей рамы, один из уплотнителей, установленный с наружной стороны стеклоблока, снабжен зацепом, взаимодействующим с L-образным пазом, выполненным в профилях полурамы и перекладины неподвижной части окна, а другой уплотнитель установлен на внутренних полках упомянутых профилей, снабженных выступом, подвижная створка установлена в раме с использованием уплотнителя грибообразного полого сечения, установленного в соответствующих пазах, выполненных на внутренних стенках профилей полурамы и перекладины в месте примыкания к ним обрамления подвижной створки (Патент 54883, U1, дата приоритета 27.03.2006, дата публикации 27.07.2006, авторы Лунин В.В. и др., RU, прототип).

Недостатком прототипа являются низкие эксплуатационные качества в связи с отсутствием необходимых при наличии вибрации фиксирующих средств открытого положения окна, отсутствием возможности регулирования зазора между створкой и рамой, а также неудобством при открытии и закрытии.

Задачей полезной модели является улучшение эргономических достоинств и эксплуатационных свойств раздвижного окна.

Для решения поставленной задачи окно кабины машиниста, содержащее застекленную раму с подвижной створкой, выполненную из прессованных

алюминиевых профилей, запирающее устройство для фиксации створки в закрытом положении, установленное в обрамлении створки и взаимодействующее с ответной планкой, закрепленной на перекладине рамы, и уплотнители, рама выполнена из двух, соединенных между собой полурам с перекладиной, разделяющей раму на две части, с одной из которых перекладина образует неподвижную часть окна с герметично установленным стеклоблоком, снабженным нагревательными элементами, а в другой части рамы установлена подвижная створка, снабженная сверху и снизу полиамидными вкладышами, с возможностью ее выдвижения при открытии в горизонтальном направлении со смещением на неподвижную часть окна с его внутренней стороны с помощью четырех шариковых опор качения, расположенных во вкладышах створки и перемещающихся по дорожкам полиамидных направляющих планок, установленных внутри рамы, в месте сопряжения ее с подвижной створкой, при этом форма дорожек, повторяющая траекторию перемещения створки, содержит наклонный к плоскости остекления и прямолинейный участки, ограничивающие перемещение створки, причем оси прямолинейных участков расположены в плоскости, параллельной плоскости остекления, вкладыши створки снабжены полусферическими выемками под шариковые опоры качения, которые отстоят друг от друга на расстоянии, равном величине смещения створки в сторону неподвижной части окна, а каждая направляющая планка выполнена с двумя дорожками и снабжена фиксирующим выступом, взаимодействующим с соответствующей канавкой, выполненной на внутренней поверхности профилей рамы, согласно полезной модели, окно дополнительно снабжено ручкой, расположенной на подвижной створке с противоположной стороны от запирающего устройства, и средством фиксации подвижной створки в открытом положении, вкладыши створки установлены в ней с возможностью регулирования зазора между створкой и рамой, при этом вкладыш створки выполнен в виде закрепленной в створке втулки с установленной в ней на резьбе винтовой вставкой, снабженной на внешнем торце полусферической выемкой под шариковую опору, а на противоположном торце отверстием под ключ, подвижная створка снабжена отдельными уплотнителями внешней и внутренней сторон, при этом ее профиль выполнен с возможностью их установки, а для уплотнения подвижной створки в раме использован уплотнитель с расширенной поверхностью контакта со створкой в виде выступов, снабженный Г-образным выступом, обрамляющим снаружи проем рамы.

Согласно полезной модели, в качестве средства фиксации подвижной створки в открытом положении использована роликовая защелка.

На фиг.1 изображено окно кабины машиниста, общий вид; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б, в открытом положении окна; на фиг.4 - разрез В-В на фиг.1; на фиг.5 - разрез Г-Г на фиг.1; на фиг.6 - разрез Д-Д на фиг.1.

Окно кабины машиниста подвижного состава содержит раму, выполненную из прессованных алюминиевых профилей и состоящую их двух, соединенных между собой с помощью сварки полурам 1, 2 и перекладины 3, разделяющей раму на две части. В одной из них, являющейся неподвижной, герметично установлен многослойный стеклоблок 4 с обогревом, а в другой герметично установлена подвижная створка 5, обрамление 6 которой также выполнено из алюминиевого профиля. Подвижная створка 5 установлена в раме с возможностью ее выдвижения при открытии в горизонтальном направлении со смещением за неподвижную часть окна с его внутренней стороны, а также с возможностью регулирования зазора между створкой и рамой с помощью четырех шариковых опор качения 7, взаимодействующих со створкой 5 и перемещающихся по дорожкам 8 полиамидных направляющих планок 9, установленных внутри рамы. При этом в створке 5 сверху и снизу установлено по два полиамидных вкладыша 10, каждый из которых выполнен в виде закрепленной в створке втулки 11 с установленной в ней на резьбе винтовой вставкой 12, снабженной на внешнем торце полусферической выемкой 13 под шарик 7, а на противоположном торце отверстием 14 под торцевой ключ. Вкладыши 10 расположены друг от друга на расстоянии, равном величине смещения створки в сторону неподвижной части окна. В месте сопряжения вкладышей 10 подвижной створки с рамой, внутри последней установлены полиамидные направляющие планки 9, снабженные фиксирующим выступом 15, взаимодействующим с соответствующей канавкой 16, выполненной на внутренней поверхности профиля рамы. В каждой направляющей планке 9 выполнены две дорожки 8 полукруглого сечения. Форма дорожек, повторяющая траекторию перемещения створки 5, содержит наклонный к плоскости остекления участок 17 и прямолинейный участок 18, ограничивающие перемещение створки, причем, оси прямолинейных участков расположены в одной плоскости, параллельной плоскости остекления. Многослойный стеклоблок 4, используемый для остекления неподвижной части рамы, снабжен электронагревательными элементами, установленными между стеклами, (условно не показано). Для герметичной установки и фиксации стеклоблока 4 в раме использованы два резиновых уплотнителя 19, 20. Уплотнитель 19 установлен с наружной стороны стеклоблока и снабжен зацепом 21, взаимодействующим с L-образным пазом 22, выполненным в профилях полурамы 1 и перекладины 3 неподвижной части окна. Уплотнитель 20 установлен на внутренних полках 23

упомянутых профилей, снабженных выступом 24. Остекление подвижной створки 5 выполнено из закаленного стекла 25, герметично установленного с помощью резиновых уплотнителей 19, 20. При этом профиль створки 6 снабжен L-образным пазом 22 и полкой 23 с выступом 24. Подвижная створка 5 установлена в раме с использованием уплотнителя 26, установленного по периметру в соответствующих пазах 27, выполненных на внутренних стенках профилей полурамы 2 и перекладины 3, в месте примыкания к ним обрамления 6 подвижной створки 5. Уплотнитель 26 выполнен с расширенной поверхностью контакта со створкой в виде выступов 28 и снабжен Г-образным выступом 29, обрамляющим снаружи проем рамы. В обрамлении 6 установлено запирающее устройство 30 для фиксации створки 5 в закрытом положении, взаимодействующее с ответной планкой 31, закрепленной на перекладине 3 рамы с использованием планки 32. Для фиксации подвижной створки 5 в открытом положении в неподвижной части рамы установлена роликовая защелка 33, взаимодействующая с петлеобразным элементом 34, установленным на створке. Для удобства перемещения подвижная створка 5 снабжена ручкой 35, закрепленной в обрамлении 6 сбоку.

Окно кабины машиниста работает следующим образом. В закрытом положении подвижная створка 5 окна плотно прижата к уплотнителю 26 и зафиксирована запирающим устройством 30. При открытии окна необходимо отжать ручку запирающего устройства 30 до выхода его ригеля из зацепления с ответной планкой 31 и «выкатить» створку по дорожкам 8 направляющих планок 9 на прямолинейный участок 18, расположенный с внутренней стороны окна, и перемещением по нему створки 5 завершить ее открытие и фиксацию с помощью роликовой защелки 33. При проседании или перекосе подвижной створки 5 вследствие подверженности вибрации, осуществляют регулировку зазоров между створкой и рамой окна путем поворота винтовой вставки 12 с помощью торцевого ключа, предварительно выставив стекло 25.

Преимуществом заявляемого раздвижного окна по сравнению с прототипом является улучшение его эксплуатационных качеств и эргономических достоинств. Это обусловлено конструктивными особенностями выполнения створки, ее уплотнителей, наличием в створке полиамидных вкладышей, регулирующих зазор между створкой и рамой, наличием ручки и фиксатора створки в открытом положении.

1. Окно кабины машиниста, содержащее застекленную раму с подвижной створкой, выполненную из прессованных алюминиевых профилей, запирающее устройство для фиксации створки в закрытом положении, установленное в обрамлении створки и взаимодействующее с ответной планкой, закрепленной на перекладине рамы, и уплотнители, рама выполнена из двух, соединенных между собой полурам с перекладиной, разделяющей раму на две части, с одной из которых перекладина образует неподвижную часть окна с герметично установленным стеклоблоком, снабженным нагревательными элементами, а в другой части рамы установлена подвижная створка, снабженная сверху и снизу полиамидными вкладышами, с возможностью ее выдвижения при открытии в горизонтальном направлении со смещением на неподвижную часть окна с его внутренней стороны с помощью четырех шариковых опор качения, расположенных во вкладышах створки и перемещающихся по дорожкам полиамидных направляющих планок, установленных внутри рамы, в месте сопряжения ее с подвижной створкой, при этом форма дорожек, повторяющая траекторию перемещения створки, содержит наклонный к плоскости остекления и прямолинейный участки, ограничивающие перемещение створки, причем оси прямолинейных участков расположены в плоскости, параллельной плоскости остекления, вкладыши створки снабжены полусферическими выемками под шариковые опоры качения, которые отстоят друг от друга на расстоянии, равном величине смещения створки в сторону неподвижной части окна, а каждая направляющая планка выполнена с двумя дорожками и снабжена фиксирующим выступом, взаимодействующим с соответствующей канавкой, выполненной на внутренней поверхности профилей рамы, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено ручкой, расположенной на подвижной створке с противоположной стороны от запирающего устройства и средством фиксации подвижной створки в открытом положении, вкладыши створки установлены в ней с возможностью регулирования зазора между створкой и рамой, при этом вкладыш створки выполнен в виде закрепленной в створке втулки с установленной в ней на резьбе винтовой вставкой, снабженной на внешнем торце полусферической выемкой под шариковую опору, а на противоположном торце отверстием под ключ, подвижная створка снабжена отдельными уплотнителями внешней и внутренней сторон, при этом ее профиль выполнен с возможностью их установки, а для уплотнения подвижной створки в раме использован уплотнитель с расширенной поверхностью контакта со створкой в виде выступов, снабженный Г-образным выступом, обрамляющим снаружи проем рамы.

2. Окно кабины машиниста по п.1, отличающееся тем, что в качестве средства фиксации подвижной створки в открытом положении использована роликовая защелка.



 

Наверх