Бандаж для крепления лобовой части обмотки ротора электрической машины

 

Полезная модель относится к электромашиностроению, в частности к конструкции ротора крупной электрической машины, например турбогенератора. Технический результат, состоит в повышении надежности ротора электрической машины за счет снижения температуры технологического нагрева бандажа при его посадке и съеме, как на бочку ротора, так и на центрирующее кольцо. Бандаж для крепления лобовой части обмотки ротора состоит из основного несущего кольцевого элемента (1), охватывающего лобовую часть обмотки (2) ротора (3), утоньшенного конца (4) со стороны бочки (5) ротора, утоньшенного конца (6) со стороны центрирующего кольца (7), гибких перемычек (8). 1 п. ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к электромашиностроению, в частности к конструкции ротора крупной электрической машины, например турбогенератора.

Известны бандажи для крепления лобовых частей обмоток роторов электрических машин, например турбогенераторов, выполненные в виде кольца, которое одним своим концом консольно крепится к бочке ротора с помощью посадки с натягом, а другим концом также посадкой с натягом сопрягается с центрирующим кольцом. (Титов В.В., Хуторецкий Г.М., Загородная Г.А, Вартаньян Г.П., Заславский Д.И., Смотров И.А. Турбогенераторы. Расчет и конструкция. Л.: Энергия, 1967 г.895 с.)

Недостатком известных конструкций является необходимость в высокотемпературном технологическом нагреве при насадке и съеме бандажей, обусловленная большой величиной требуемых натягов посадки бандажа на бочку и центрирующее кольцо.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемой полезной модели является конструкция, описанная в изобретении «Бандаж для крепления лобовой части обмотки ротора электрической машины» (Авторское свидетельство СССР 558353, Н02К 3/50, опубл. 15.05.1977 г.Бюл. 18). В указанном изобретении бандаж для крепления лобовой части обмотки ротора электрической машины представляет собой кольцо, размещенное консольно на концевой части бочки ротора и выполненное с утоньшенным концом, который прилегает непосредственно к бочке ротора. В зоне края бочки ротора утоньшенный конец имеет гибкую перемычку, образованную кольцевой выточкой. Другая сторона кольца сопряжена посадкой с натягом с центрирующим кольцом. В данной конструкции

центробежные нагрузки от массы лобовой части обмотки воспринимаются основным несущим кольцевым элементом бандажа, и благодаря существованию гибкой перемычки, не передаются на утоньшенный конец бандажа, что позволяет уменьшить величину необходимого натяга посадки бандажа на бочку ротора и, следовательно, снизить температуру технологического нагрева бандажа при его насадке и съеме с бочки ротора. Однако данная конструкция не исключает необходимость высокотемпературного нагрева для снятия бандажа с центрирующего кольца.

Технический результат, на достижение которого направлено предлагаемая полезная модель, состоит в повышении надежности ротора электрической машины за счет снижения температуры технологического нагрева бандажа при его посадке и съеме, как на бочку ротора, так и на центрирующее кольцо.

Указанный технический результат достигается тем, что бандаж для крепления лобовой части обмотки ротора электрической машины выполнен в виде кольца, одним своим концом консольно закрепленного с помощью посадки с натягом на концевой части бочки ротора, а другим концом также посадкой с натягом сопряженного с центрирующим кольцом. Причем кольцо выполнено с утоньшенными концами и гибкими перемычками, образованными кольцевыми выточками, как со стороны бочки ротора, так и со стороны центрирующего кольца.

В данной конструкции центробежные нагрузки от массы лобовой части обмотки воспринимаются основным несущим кольцевым элементом бандажа, и благодаря существованию гибких перемычек, как со стороны бочки ротора, так и со стороны центрирующего кольца, не передаются на утоньшенные концы бандажа, что позволяет уменьшить величину необходимого натяга посадки бандажа на бочку ротора и центрирующее кольцо, следовательно, снизить температуру технологического нагрева бандажа при его насадке и съеме как с бочки ротора, так и с центрирующего кольца.

Новым в заявляемой конструкции является то, что в конструкции бандажа имеется утоньшенный конец и гибкая перемычка со стороны центрирующего кольца, что позволяет снизить температуру технологического нагрева бандажа со стороны центрирующего кольца. В конечном итоге применение полезной модели позволяет снизить общую температуру технологического нагрева бандажа при его посадке и съеме, что значительно повышает надежность конструкции, так как исключается перегрев бандажного кольца и подбандажных элементов.

Наиболее эффективна данная конструкция для современных мощных турбогенераторов, у которых бандажный узел разбирается путем одновременного снятия бандажа с бочки ротора и центрирующего кольца. Обеспечение безопасного уровня технологического нагрева бандажных узлов таких турбогенераторов особенно актуально, так как посадочные натяги настолько велики, что бандажный узел стандартной конструкции не может быть разобран без температурного повреждения подбандажных изоляционных элементов.

На Фиг. представлен продольный разрез бандажа для крепления лобовой части обмотки ротора электрической машины.

Бандаж для крепления лобовой части обмотки ротора электрической машины состоит из основного несущего кольцевого элемента 1, охватывающего лобовую часть обмотки 2 ротора 3, утоньшенного конца 4 со стороны бочки 5 ротора 3, утоньшенного конца 6 со стороны центрирующего кольца 7, гибких перемычек 8.

При работе электрической машины или вращении ротора 3 центробежные нагрузки от массы лобовой части обмотки 2 ротора 3 воспринимаются основным несущим кольцевым элементом 1, и благодаря существованию гибких перемычек 8, не передаются на утоньшенные концы 4 и 6, что позволяет уменьшить величину необходимого натяга посадки бандажа на бочку 5 ротора 3 и центрирующее кольцо 7, а следовательно, снизить температуру технологического нагрева бандажа при его насадке и съеме.

Заявляемое устройство может быть изготовлено с помощью известных средств и методов, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения условию «промышленная применимость».

Бандаж для крепления лобовой части обмотки ротора электрической машины, выполненный в виде кольца, закрепленного консольно на концевой части бочки ротора и имеющего утоньшенный конец и гибкую перемычку со стороны бочки ротора, отличающийся тем, что кольцо имеет утоньшенный конец и гибкую перемычку со стороны центрирующего кольца ротора.



 

Похожие патенты:

Совмещенная обмотка электрической машины переменного тока, размещенная в пазах магнитопровода электрической машины и содержащая катушки с одинаковым шагом, последовательно включенные в пределах каждой фазы, с выводами из начал и концов фаз, отличающаяся однослойной цепной обмоткой.
Наверх