Коник лесотранспортной машины

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности, к коникам, являющимся составной частью транспортных средств, в частности, автомобилей, прицепов, полуприцепов, предназначенных для транспортирования, вывозки лесоматериалов, пачек сортиментов, как в условиях разрабатываемой лесосеки, так и за ее пределы к пункту назначения. Коник лесотранспортной машины содержит вертикальные стойки 1 трубчатого профиля прямоугольного сечения, которые в нижней части попарно соединены мeждy собой поперечиной 2 трубчатого профиля, имеющей нижнюю 5 и верхнюю 3 горизонтально ориентированные пластины. С пластинами 3 и 5 соединены параллельно расположенные боковины 4, каждая из которых соединена укосиной 6 с соответствующей боковине и вертикальных стоек 1. Смежные укосины соединены между собой наклонной пластиной 7, которая соединена с верхней горизонтально ориентированной пластиной 3 поперечины. Боковины 4 поперечины 2 при соединении ее с верхней пластиной 3 выступают относительно нее с образованием с обеих ее сторон элементов противоскольжения. Нижняя пластина 5 поперечины с обеих сторон выступает относительно ее боковин 4 и боковин вертикальных стоек 1 и на выступающие участки этой пластины опираются нижние торцы укосин 6 при их соединении с данной пластиной. Высота укосин и высота вертикальных стоек имеют соотношение: 1/L=0,2÷0,6 При реализации полезной модели повышается эксплуатационная надежность коника и улучшаются условия транспортирования лесоматериалов в грузовом отсеке коника. 1 незав. п. фор-лы, 5 илл.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности, к коникам, являющимся составной частью транспортных средств, в частности, автомобилей, прицепов, полуприцепов, предназначенных для транспортирования, вывозки лесоматериалов, пачек сортиментов, как в условиях разрабатываемой лесосеки, так и за ее пределы к пункту назначения.

Конструктивное исполнение коников традиционно предполагает наличие в них изготовленных из металлоконструкций трубчатого сечения вертикальных стоек и соединяющей их поперечины, образующей грузоопорное основание коника. Вертикальные стойки и поперечина образуют грузовой отсек или его часть на шасси лесотранспортной машины. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ в грузовом отсеке формируют воз лесоматериалов (см., например, патент RU на полезную модель 17029, B61D 3/08; патент RU 2200104, B61D 3/08).

В качестве ближайшего аналога заявляемой полезной модели выбрано известное техническое решение по патенту RU 2200104, B61D 3/08, публ. 2003 г.

В данном техническом решении предлагается коник, содержащий вертикальные стойки трубчатого профиля прямоугольного сечения, которые в нижней части попарно соединены между собой поперечиной трубчатого профиля, имеющей нижнюю и верхнюю горизонтально ориентированную пластины, соединенные с названными пластинами параллельно расположенные боковины, каждая из которых соединена укосиной с соответствующей боковиной вертикальных стоек, при этом смежные укосины соединены между собой наклонной пластиной, соединенной с верхней горизонтально ориентированной пластиной поперечины.

Верхняя горизонтально ориентированная пластина поперечины имеет приваренную к ней опорную планку гребенчатого профиля. Опорная планка гребенчатого профиля выполнена с шириной меньшей ширины поперечины и расположена вдоль продольной оси ее верхней горизонтальной пластины, и функционально выполняет роль элементов противоскольжения для транспортируемых в конике лесоматериалов.

Однако выполнение элементов противоскольжения в виде опорной планки гребенчатого профиля, размещаемой (привариваемой) на верхнюю горизонтально-ориентированную пластину поперечины и имеющей ширину меньше ширины поперечины усложняет конструкцию коника. Действующие со стороны загружаемых лесоматериалов и транспортируемого воза силовые нагрузки сминают гребенчатый профиль планки, что

ухудшает результативность противоскользящего эффекта, предотвращающего смещение лесоматериалов, увеличиваются нагрузки на поперечину коника, ухудшается его эксплуатационная надежность.

При снижении результативности противоскользящего эффекта нарушаются параметры сформированного воза по длине грузового отсека, ухудшается безопасность транспортирования лесоматериалов.

В известных технических решениях не предусмотрено также оптимальное соотношение высот вертикально ориентированных стоек коника и укосин, что приводит к снижению эксплуатационной надежности стоек коника в их наиболее нагруженных зонах - от средней части высоты стоек к их нижней части.

Кроме того, в трубчатых профилях стоек и поперечины во всех известных кониках происходит накопление конденсата и воды, что снижает их эксплуатационную надежность, что существенно при эксплуатации коников в осенне-зимний период.

Задача полезной модели состояла в создании коника лесотранспортной машины, обеспечивающего достижение технического результата по упрощению конструкции коника с одновременным повышением его эксплуатационной надежности и улучшением условий транспортирования лесоматериалов в грузовом отсеке коника.

Для решения поставленной технической задачи предложен коник лесотранспортной машины, содержащий, вертикальные стойки трубчатого профиля прямоугольного сечения, которые в нижней части попарно соединены между собой поперечиной трубчатого профиля, имеющей нижнюю и верхнюю горизонтально ориентированные пластины, с названными пластинами соединены параллельно расположенные боковины, каждая из которых соединена укосиной с соответствующей боковиной вертикальных стоек, при этом смежные укосины соединены между собой наклонной пластиной, которая соединена с верхней горизонтально ориентированной пластиной поперечины, согласно полезной модели, боковины поперечины при соединении ее с верхней пластиной выступают относительно нее с образованием с обеих ее сторон элементов противоскольжения, нижняя пластина поперечины с обеих сторон выступает относительно ее боковин и боковин вертикальных стоек и на выступающие участки этой пластины опираются нижние торцы укосин при их соединении с данной пластиной, при этом высота укосин и высота вертикальных стоек имеют соотношение: 1/L=0,2÷0,6

Согласно заявляемой полезной модели, нижняя и верхняя пластины поперечины в зоне укосин в нижней части имеют отверстия или прорези, сообщающие полости стойки, укосин и поперечины между собой для выхода конденсата (воды) через соответствующие отверстия или прорези в нижней пластине поперечины или внешний торец каждой стойки, смещен относительно соответствующего ему торца нижней пластины поперечины с

образованием между ними свободной зоны для выхода конденсата (воды) из полости стойки, поперечины и укосин, последние из которых сообщены между собой через отверстия или прорези, выполненные в указанной выше зоне верхней пластины поперечины и в нижней части торца стойки, противоположного ее внешнему торцу.

Согласно заявляемой полезной модели, пластины, соединяющие смежные укосины между собой, расположены ниже наклонных торцев последних.

Согласно заявляемой полезной модели, высота превышения боковин поперечины над ее верхней пластиной и высота превышения наклонных торцев укосин над расположенной между ними пластиной соответствует 10-50 (мм).

При реализации заявленной полезной модели:

- упрощается конструктивное исполнение коника благодаря одновременному формированию трубчатого профиля поперечины и элементов противоскольжения, при этом улучшается результативность противоскользящего эффекта в грузовом отсеке коника и повышаются их прочностные характеристики при эксплуатации;

- повышается эксплуатационная надежность коника благодаря жесткости его конструкционных элементов в наиболее напряженной зоне: вертикальные стойки - укосины - поперечина вследствие использования нижней горизонтальной ориентированной пластины поперечины в качестве опорной поверхности для укосин;

- повышается эксплуатационная надежность работы коника вследствие уменьшения коррозионных процессов на металл коника за счет отвода конденсата, воды из трубчатых полостей стоек, укосин и поперечины, при этом при пониженных температурах эксплуатации снижается вероятность разрыва металлоконструкции.

Проведенные патентно-информационные исследования показали, что предлагаемое техническое решение не следует явным образом из известного уровня техники, что свидетельствуют о соответствии его критерию полезной модели «новизна».

Реализация заявляемого технического решения не имеет технических затруднений в промышленности, что свидетельствует о соответствии его критерию «промышленная применимость».

Полезная модель поясняется чертежами, где на:

рис.1 - общий вид коника;

рис.2 - тоже, что на рис.1 (аксонометрия);

рис.3 - сечение Б-Б;

рис.4 - вид А, 1-ый вариант;

рис.5 - вид А, 2-ой вариант.

Коник для лесотранспортной машины содержит вертикальные стойки 1 трубчатого профиля прямоугольного сечения, которые в нижней части попарно соединены между

собой поперечиной 2 трубчатого профиля. Поперечина 2 имеет верхнюю горизонтально ориентированную пластину 3, параллельно расположенные боковины 4 и соединенную с ними нижнюю горизонтально ориентированную пластину 5. Каждая боковина 4 поперечины соединена укосиной 6 с соответствующей ей боковиной вертикальных стоек. Смежные укосины соединены между собой наклонной пластиной 7.

Боковины 4 поперечины при соединении ее с верхней пластиной 3 выступают на расстояние «h» относительно нее с образованием с обеих сторон пластины 3 элементов противоскольжения. Нижняя пластина 5 поперечины с обеих сторон выступает относительно ее боковин 4 и боковин вертикальных стоек 1. На выступающие участки пластины 5 опираются нижние торцы укосин 6 при их соединении с данной пластиной. Наклонные пластины 7 соединяющие укосины 6 расположены ниже наклонных торцев последних, при этом выступающие относительно пластин 7 участки укосин 6 образуют дополнительные элементы противоскольжения в формируемой укосинами части грузового отсека коника. Сформированная укосинами дополнительная зона противоскольжения улучшает результативность противоскользящего эффекта в грузовом отсеке коника, повышается его эксплуатационная надежность.

Нижняя 5 и верхняя 3 пластины поперечины 2 в зоне укосин 6 в нижней части имеют отверстия или прорези 8 и 9, сообщающие полости стойки, укосин и поперечины между собой для выхода конденсата (воды) через соответствующие отверстия или прорези 8 в нижней пластине поперечины, (см. рис 4).

Возможен вариант выполнения коника, при котором внешний торец 10 каждой стойки 1 смещен относительно соответствующего ему торца нижней пластины 5 поперечины с образованием между ними свободной зоны 11 для выхода конденсата (воды) из полостей стойки, поперечины и укосин, последние из которых сообщены между собой через отверстия или прорези 9 и 12, выполненные в указанной выше зоне верхней пластины 3 поперечины и в нижней части торца стойки 1, противоположного ее внешнему торцу 10. (см. рис.5).

Высота превышения боковин 4 поперечины над ее верхней пластиной 3 и высота превышения наклонных торцев укосин 6 над расположенной между ними пластиной соответствует 10-50 (мм).

Указанный параметр превышения высоты боковин 4 над плоскостью пластины 3 и высота превышения наклонных торцев укосин 6 над пластиной 7 является оптимальным. Уменьшение высоты превышения ухудшает условия фиксации положения лесоматериалов в грузовом отсеке коника, а увеличение указанного параметра приведет к нарушению камбиального слоя древесины.

Высота укосин и высота вертикальных стоек имеют соотношение: 1/L=0,2÷0,6. Данное соотношение оптимально по условиям эксплуатационной надежности вертикальных стоек коника. Уменьшение указанного соотношения снижает высоту укосин по отношению к высоте стоек и приводит к ухудшению их прочностных характеристик при эксплуатации, а превышение заданного соотношения увеличивает металлоемкость коника и снижает рабочий объем транспортного отсека коника.

Использование выступающих относительно боковин 4 поперечины 2 участков ее нижней горизонтально-ориентированной пластины 5 в качестве фиксирующей опоры под нижние торцы укосин 6 способствует увеличению жесткости конструкционного узла: вертикальные стойки - укосины - поперечины, и улучшению технологического процесса соединения (сварка) узлов коника.

Расположение боковин 4 поперечин выше плоскости верхней горизонтально ориентированной пластины 3 и расположение наклонных торцев укосин 6 выше плоскости соединяющей их пластины 7 способствует образованию в нижней (наиболее напряженной по силовым нагрузкам) зоне грузового отсека коника протяженной зоны противоскольжения, что улучшает фиксацию лесоматериалов в ней, исключает вероятность случайных воздействий лесоматериалов на конструктивные элементы коника при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировании, улучшается эксплуатационная надежность конструктивных элементов коника.

Коник работает в составе технологического оборудования любой лесотранспортной машины, предназначенной для погрузочно-разгрузочных работ и грузоперевозок лесоматериалов, например, пачек сортиментов. С учетом того или иного технологического процесса по вывозке, транспортированию лесоматериалов на раму шасси лесотранспортной машины устанавливается, как группа последовательно расположенных коников, так и один коник, предназначенный, например, для вывозки хлыстов деревьев с разрабатываемой лесосеки. Вне зависимости от функционального назначения лесотранспортной машины при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и грузоперевозок лесоматериалов обеспечивается эффективная эксплуатационная надежность конструкционных узлов коника по заявляемой полезной модели с одновременной стабилизацией положения лесоматериалов в грузовом отсеке коника, что особенно, существенно для устойчивого движения лесотранспортной машины, обеспечивающей транспортирование лесоматериалов в полностью погруженном положении.

1. Коник лесотранспортной машины, содержащий вертикальные стойки трубчатого профиля прямоугольного сечения, которые в нижней части попарно соединены между собой поперечиной трубчатого профиля, имеющей нижнюю и верхнюю горизонтально-ориентированные пластины, с названными пластинами соединены параллельно расположенные боковины, каждая из которых соединена укосиной с соответствующей боковиной вертикальных стоек, при этом смежные укосины соединены между собой наклонной пластиной, которая соединена с верхней горизонтально ориентированной пластиной поперечины, отличающийся тем, что боковины поперечины при соединении ее с верхней пластиной выступают относительно нее с образованием с обеих ее сторон элементов противоскольжения, нижняя пластина поперечины с обеих сторон выступает относительно ее боковин и боковин вертикальных стоек и на выступающие участки этой пластины опираются нижние торцы укосин при их соединении с данной пластиной, при этом высота укосин и высота вертикальных стоек имеют соотношение: 1/L=0,2÷0,6.

2. Коник по п.1, отличающийся тем, что нижняя и верхняя пластины поперечины в зоне укосин в нижней части имеют отверстия или прорези, сообщающие полости стойки, укосин и поперечины между собой для выхода конденсата (воды) через соответствующие отверстия или прорези в нижней пластине поперечины или внешний торец каждой стойки, смещен относительно соответствующего ему торца нижней пластины поперечины с образованием между ними свободной зоны для выхода конденсата (воды) из полости стойки, поперечины и укосин, последние из которых сообщены между собой через отверстия или прорези, выполненные в указанной выше зоне верхней пластины поперечины и в нижней части торца стойки, противоположного ее внешнему торцу.

3. Коник по пп.1 и 2, отличающийся тем, что пластины, соединяющие смежные укосины между собой, расположены ниже наклонных торцев последних.

4. Коник по п.1, отличающийся тем, что высота превышения боковин поперечины над ее верхней пластиной и высота превышения наклонных торцев укосин над расположенной между ними пластиной соответствует 10-50 (мм).



 

Наверх