Сортиментовоз
Полезная модель относится к транспортным средствам для перевозки длинномерных грузов в лесозаготовительной промышленности, преимущественно к сортиментовозам. Сортиментовоз содержит гусеничное самоходное шасси 1 с увеличенным до шести числом опорных катков по борту и остовом 2, в передней части которого на каркасной опоре 3 размещен манипулятор 4, а в средней и задней частях - грузовая платформа 5, рама 6 которой снабжена роликами 7 и связана с задней частью остова 2 посредством шарнира 8 с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости при помощи гидроцилиндров 9, одни концы которых закреплены на остове 2 самоходного шасси 1, а другие - прикреплены к раме 6 грузовой платформы 5. Технический результат - улучшение маневренности сортиментовоза. 1 ил.
Полезная модель относится к транспортным средствам для перевозки длинномерных грузов в лесозаготовительной промышленности, преимущественно к сортиментовозам.
Известен сортиментовоз "Онежец-130-01" (ТБ-1МА-16) производства Онежского тракторного завода, принятый за АНАЛОГ, содержащий гусеничное самоходное шасси с остовом, на котором размещен манипулятор со стрелой и грузозахватным органом, грузовую платформу с рамой, задняя часть которой оперта на колесные тележки, [1]. Данный сортиментовоз обладает недостаточной производительностью из-за пониженных рейсовых нагрузок, так как в его составе применено гусеничное самоходное шасси тягового класса 3 с двигателем мощностью 88,4 кВт (120 л.с), что ограничивает рейсовую нагрузку 10 м 3.
Кроме того, данный сортиментовоз не приспособлен к пакетной разгрузке сортиментов, а выполняет их штучную разгрузку манипулятором, что увеличивает время разгрузки, повышает утомляемость оператора и снижает ресурс манипулятора.
Известен сортиментовоз по патенту РФ 84792, принятый за ПРОТОТИП, содержащий гусеничное самоходное шасси с остовом, на котором размещен манипулятор со стрелой и грузозахватным органом, и оснащенную гидроприводом самосвальную грузовую платформу с рамой, задняя часть которой оперта на колесные тележки, при этом рама грузовой платформы снабжена роликами, установленными в горизонтальной плоскости перпендикулярно продольной оси рамы, [2]
Данный сортиментовоз потенциально более производителен, так как в его составе применено гусеничное самоходное шасси тягового класса 5, что позволяет реализовывать повышенные рейсовые нагрузки, а оснащенная гидроприводом самосвальная грузовая платформа приспособлена к пакетной разгрузке сортиментов. Однако, компоновка машины с размещением манипулятора в средней части остова шасси и наличием грузовой платформы с опиранием на колесные тележки, повышает продольный габарит сортиментовоза, что ухудшает его маневренность в условиях лесосеки и, в конечном счете, снижает производительность.
Технический результат данной работы - улучшение маневренности сортиментовоза.
В предлагаемом сортиментовозе указанный технический результат достигается путем уменьшения продольного габарита машины за счет установки манипулятора в передней части остова гусеничного самоходного шасси и размещения оснащенной гидроприводом самосвальной грузовой платформы в средней и задней частях; остова гусеничного самоходного шасси.
В качестве самоходного шасси предлагается применить гусеничную манипуляторную трелевочную машину повышенной грузоподъемности, что достигается увеличением числа опорных катков по борту до шести.
Установку манипулятора в передней части остова гусеничного самоходного шасси предлагается осуществить на каркасной опоре, закрепленной в районе кабины шасси.
Раму грузовой платформы, снабженную роликами, установленными в горизонтальной плоскости перпендикулярно продольной оси рамы, предлагается закрепить шарнирно на остове шасси в задней его части с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости, а в качестве гидропривода грузовой платформы использовать один или несколько гидроцилиндров, одни концы которых закреплены на остове самоходного шасси, а другие - прикреплены к раме платформы.
На чертеже изображен предлагаемый сортиментовоз, где сплошной линией показано положение при погрузке и грузовом ходе (пакет сортиментов условно не показан), а штрихпунктирной линией - положение при разгрузке.
Сортиментовоз содержит гусеничное самоходное шасси 1 с увеличенным до шести числом опорных катков по борту и остовом 2, в передней части которого на каркасной опоре 3 размещен манипулятор 4 со стрелой и грузозахватным органом, а в средней и задней частях - размещена грузовая платформа 5. Рама 6 грузовой платформы 5 снабжена роликами 7, установленными в горизонтальной плоскости перпендикулярно продольной оси рамы 6.
Рама 6 грузовой платформы 5 связана с задней частью остова 2 самоходного шасси 1 посредством шарнира 8 с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости. Гидропривод поворота грузовой платформы 5 выполнен в виде одного или нескольких (установленных параллельно) гидроцилиндров 9, одни концы которых закреплены на остове 2 самоходного шасси 1, а другие - прикреплены к раме 6 грузовой платформы 5. Передняя часть рамы 6 грузовой платформы 5 снабжена опорами-амортизаторами 10.
Сортиментовоз работает следующим образом.
При погрузке сортиментов и грузовом ходе сортиментовоза рама 6 грузовой платформы 5 находится в крайнем горизонтальном положении (штоки гидроцилиндров 9 втянуты), Грузовая платформа 5 опирается на остов 2 самоходного шасси 1 через шарнир 8 и опоры-амортизаторы 10, которые воспринимают нагрузки от веса грузовой платформы 5 и находящихся в ней сортиментов. Увеличение до шести числа опорных катков по борту, обеспечивая повышенную грузоподъемность самоходного шасси 1, позволяет значительно поднять рейсовую нагрузку сортиментовоза при грузовом ходе.
При разгрузке сортиментов рама 6 грузовой платформы 8 поворачивается гидроприводом относительно шарнира 8 в продольной вертикальной плоскости (штоки гидроцилиндров 9 вытягиваются) и получает наклон относительно опорной поверхности сортиментовоза, благодаря чему создаются условия для самосвальной разгрузки сортиментов. Ролики 7 обеспечивают эффективность самосвальной разгрузки, снижая потребный угол наклона рамы 6 грузовой платформы 5 за счет замены трения скольжения сортиментов о раму 6 трением качения. Самосвальная разгрузка завершается выездом сортиментовоза из-под разгружаемой пачки сортиментов.
Экономический эффект достигается за счет роста производительности при перевозке сортиментов благодаря улучшению маневренности в условиях лесосеки сортиментовоза с уменьшенным продольным габаритом и снижению времени на разгрузку сортиментовоза за счет пакетной разгрузки сортиментов самосвальным методом. Кроме того, учитывая, что при самосвальной разгрузке не используется манипулятор, следует ожидать снижения утомляемости оператора и повышения ресурса манипулятора.
Источники информации
1 Скрыпник В.И., Волхов В.А., Лысоченко А.А., Климович З.М. Техника для сортиментной заготовки // Лесная промышленность. - 1994. - 1. - С.15-16.
2 Патент 84792 Российская Федерация, МПК В60Р 3/40. Транспортное средство / Войнаш А.С., Войнаш С.А.; заявитель и патентообладатель Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова" (АлтГТУ) (RU). - 2008148242; заявл. 08.12.08; опубл. 20.07.09, Бюл. 20.
Сортиментовоз, содержащий гусеничное самоходное шасси с остовом, на котором размещен манипулятор со стрелой и грузозахватным органом, и оснащенную гидроприводом самосвальную грузовую платформу с рамой, которая снабжена роликами, установленными в горизонтальной плоскости перпендикулярно продольной оси рамы, отличающийся тем, что в качестве самоходного шасси применяется гусеничная манипуляторная трелевочная машина с увеличенным до шести числом опорных катков по борту, манипулятор установлен в передней части остова гусеничного самоходного шасси на каркасной опоре и самосвальная грузовая платформа размещена в средней и задней частях остова гусеничного самоходного шасси, при этом рама грузовой платформы закреплена шарнирно на остове шасси в задней его части с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости, а в качестве гидропривода грузовой платформы использован один или несколько гидроцилиндров, одни концы которых закреплены на остове самоходного шасси, а другие прикреплены к раме платформы.