Клапан герметический вентиляционный защитный

 

Техническим результатом клапана является повышение его герметичности и эффективности работы, а также упрощение конструкции. Результат достигается клапаном, характеризующимся наличием корпуса, в котором поворотно установлена тарель, связанная с приводным валом посредством закрепленного на корпусе рычага, который шарнирно связан с проушиной тарели, при этом между рычагом и тарелью последовательно установлены, по крайней мере, одна пружина и регулятор сжатия пружины, на корпусе установлен электродвигатель, вал которого через редуктор связан с приводным валом клапана, приводной вал связан через шестерню редуктора со съемной рукояткой ручного поворота приводного вала, который расположен параллельно тарели. Регулятор сжатия пружины выполнен в виде жестко закрепленного на рычаге обоймы, в которой расположен один конец пружины и между торцом пружины и обоймой расположен регулировочный винт, другой конец пружины зафиксирован на тарели. 3 илл, 1 н.п.ф, 2 п.ф.

Данное техническое решение относится к предохранительным запорным клапанам, используемым преимущественно в системах вентиляции помещений, в частности, укрытий, требующих повышенной безопасности на случай резкого повышения давления воздушной среды, в которой находятся помещения или укрытия. Техническое решение может быть также использовано в системах вентиляции зданий и сооружений.

Представленный клапан представляет собой по сути запорное устройство воздуховодов вентиляционных систем с повышенной надежностью герметичного отключения помещений от наружной среды или герметичной изоляции помещений друг от друга.

Известны воздушные клапаны, каждый из которых характеризуется наличием корпуса, внутри которого установлена поворотная тарель, шарнирно закрепленная в корпусе с возможностью поворота и прилегания к седлу корпуса, при этом тарель имеет средства ее поворота в корпусе (SU 156646,1963; SU 416503, 25.11.1974; SU 431369, 02.01.1973; RU 67231, 10.10.2007; FR 2745057; EP 0118230; DE 4022825; GB 2076507; WO 97/35131).

Техническим результатом клапана является повышение его герметичности и надежности работы, а также упрощение конструкции. Результат достигается клапаном герметическим вентиляционным защитным, характеризующимся наличием корпуса, в котором поворотно установлена тарель, связанная с приводным валом посредством закрепленного на корпусе рычага, который

шарнирно связан с проушиной тарели, при этом между рычагом и тарелью последовательно установлены, по крайней мере, одна пружина и регулятор сжатия пружины, на корпусе установлен электродвигатель, вал которого через редуктор связан с приводным валом клапана, а приводной вал связан через редуктор со съемной рукояткой ручного поворота приводного вала, который расположен параллельно тарели.

Регулятор сжатия пружины выполнен в виде жестко закрепленного на рычаге колпачка, в котором расположен один конец пружины и между торцом пружины и колпачком расположен регулировочный винт, а другой конец пружины зафиксирован на тарели.

Клапан характеризуется наличием корпуса 1, в котором поворотно установлена тарель 2, связанная с приводным валом 3 посредством закрепленного на корпусе рычага 4, который шарнирно осью 5 связан с проушиной 6 тарели, при этом между рычагом и тарелью последовательно установлены пружины 7 и регулятор 8 сжатия пружин.

На корпусе 1 установлен электродвигатель 9, вал которого через редуктор 10 связан с приводным валом 3 клапана, а приводной вал 3 связан через шестерню редуктора со съемной рукояткой 11 ручного поворота приводного вала 3. Последний расположен параллельно тарели 2.

Регулятор 8 сжатия пружины 7 выполнен в виде жестко закрепленной на рычаге 4 обоймы 12, в которой расположен один конец каждой пружины, причем между торцом каждой пружины и обоймой 12 расположен регулировочный винт 13 сжатия пружины. Другой конец каждой пружины зафиксирован на тарели 2.

Рычаг 4 содержит две параллельно расположенные пластины 14, которые соединены с обоймой 12. Пластины и обойма в соединении представляют собой сложную форму конструкции рычага 4, который связан своей средней частью осью 5 с проушиной тарели, выполненной в стойке 15, жестко закрепленной в отверстии тарели 2. Стойка 15 является проушиной тарели, поскольку на конце стойки выполнено отверстие, в котором расположена ось 5.

Приводной вал 3 жестко соединен с пластинами шпонкой, при этом приводной вал смещен относительно центральной оси тарели. Приводной вал 3 соединен с валом 16 электродвигателя посредством переходника 17, в котором расположена соединительная муфта 18, выполняющая функцию втулки, в которой расположен приводной вал 3. Муфтой 18 приводной вал 3 соединен с валом 16 электродвигателя. Приводной вал 3 герметично установлен в корпусе муфты 18 и во втулке 19 корпуса, которые расположены со смещением в одну из сторон от оси 20 тарели 2. Во втулке 19 и корпусе муфты 18 расположены герметизирующие резиновые кольца 21. Между корпусом 1 и тарелью 2 расположено уплотнительное кольцо 22, прикрепленное к тарели. На валу 3 закреплено штифтом упорное кольцо 23, обеспечивающее работу клапана в вертикальном положении, показанном на фиг.2.

Электродвигатель клапана предназначен для открывания и закрывания тарели с пульта управления, при этом электродвигатель не исключает поворот тарели вручную рукояткой 11 в случае обесточивания системы управления клапаном.

Работает клапан следующим образом.

При закрытой тарели 2 (фиг.3) регулируют усилие поджатия тарели к седлу корпуса сжатием пружин 7, при этом сжатие пружин осуществляется регулировочными винтами 13. После этого поворотом приводного вала 3 электродвигателем 9 или рукояткой 11 на угол 20÷30° отводят тарель от седла корпуса 1. При отводе тарели от седла корпуса, тарель не поворачивается. Последующим поворотом приводного вала тарель 2 поворачивают на соответствующий повороту вала угол и при этом тарель занимает рабочее горизонтальное положение.

Во время указанного последующего поворота приводного вала 3 поворачивается рычаг 4 и вместе с ним поворачиваются стойка 15, ось 5, обойма 12 и пружины 7, при этом один конец тарели входит в проем седла корпуса, а другой ее конец удаляется от седла корпуса. В результате тарель занимает рабочее положение, при котором воздух свободно проходит через корпус клапана. Для ограничения поворота приводного вала 3 служит закрепленный на

нем ограничитель 24, упирающийся в выступ корпуса 1 при повороте приводного вала в его крайнее положение.

Благодаря форме выполнения рычага, в его обойме компактно удалось расположить регулировочные винты 13 для регулировки усилия сжатия пружин, что позволило обеспечить закрывание тарели с расчетным усилием ее поджатия к седлу корпуса. Это существенно повысило надежность и герметичность закрывания тарели.

Используемый электродвигатель для дистанционного управления тарелью и рукоятка ручного привода тарели обеспечили возможность компоновки различных клапанов из их компонентов для различных типоразмеров и групп воздуховодов без существенных изменений конструкций клапанов, что существенно упростило конструкции целого ряда клапанов данного типа.

Данный клапан оснащен кроме того средствами (не показаны) обеспечения автоматического отключения электродвигателя при открытой и закрытой тарели или в ее промежуточном положении (в случае заедания привода поворота тарели). Клапан обеспечивает также контроль положения тарели, заданного крутящего момента для ее поворота и положения тарели механическим указателем на крышке редуктора.

1. Клапан герметический вентиляционный защитный, характеризующийся наличием корпуса, в котором поворотно установлена тарель, связанная с приводным валом посредством закрепленного на корпусе рычага, который шарнирно связан с проушиной тарели, при этом между рычагом и тарелью последовательно установлены, по крайней мере, одна пружина и регулятор сжатия пружины, на корпусе установлен электродвигатель, вал которого через редуктор связан с приводным валом клапана, а приводной вал связан со съемной рукояткой ручного поворота приводного вала, который расположен параллельно тарели.

2. Клапан по п.1, характеризующийся тем, что регулятор сжатия пружины выполнен в виде жестко закрепленной на рычаге обоймы, в которой расположен один конец каждой пружины, между торцом пружины и обоймой расположен регулировочный винт, а другой конец пружины зафиксирован на тарели.



 

Наверх