Ручная грузоподъемная тележка

 

Полезная модель относится к безрельсовому наземному транспорту, а именно к неприводным тележкам промышленного назначения и может быть использована в качестве транспортной тележки для погрузки, перемещения между цехами на открытом пространстве и разгрузки технологических тележек с грузом.

Цель полезной модели - упрощение конструкции и повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что в тележке, содержащей П-образную раму с двумя поворотными и двумя неповоротными колесами, штыри на параллельных сторонах рамы и привод, упомянутые штыри подпружинены и установлены в ползунах с возможностью горизонтального перемещения перпендикулярно продольной оси тележки, ползуны размещены впараллельных сторонах рамы между направляющими с возможностью

перемещения вдоль продольной оси тележки, а на поперечине упомянутой рамы установлены привод ползунов в виде кривошипно-ползунного механизма и фиксатор груза в виде подпружиненной защелки, при этом во внутренних направляющих выполнены фигурные пазы, каждый из которых имеет средний наклонный и крайние горизонтальные участки, а во внешних направляющих - углубления, причем пазы и углубления взаимодействуют со штырями, обеспечивающими подъем и опускание груза при перемещении ползунов.

Осуществление полезной модели позволяет получить простую конструкцию ручной грузоподъемной тележки для перемещения технологических (внутрицеховых) тележек с грузом на открытом пространстве, загружать и разгружать упомянутые технологические тележки с грузом в любом месте без дополнительных погрузочно-разгрузочных площадок и грузоподъемных механизмов и повысить надежность работы путем применения привода в виде кривошипно-ползунного механизма и исключения использования выдвижных колес.

Полезная модель относится к безрельсовому наземному транспорту, а именно к неприводным тележкам промышленного назначения и может быть использована в качестве транспортной тележки для погрузки, перемещения на открытом пространстве и разгрузки технологических тележек с грузом.

Цель полезной модели - упрощение конструкции и повышение надежности.

Уровень техники

Известны тележки с подъемными платформами, каждая из которых содержит раму на колесах, грузовую платформу, шарнирно-рычажный параллелограммный механизм и его привод. (Пат. СССР №15162, кл. 63b, 4, заявл. 11.04.1929 г., опубл. 30.04.1930 г.) [1], (А.С. СССР №31777, кл. 63b, 1, заявл. 01.03. 1928 г., опубл. 31.08.1933 г.) [2], (А.С. СССР №42809, кл. 63b, 4, заявл. 26.05.1934 г., опубл. 30.04.1935 г.) [3], (А.С. СССР №99302, кл. 63b, 4; 63b, 8, заявл 26.10.1953 г., опубл. Бюл. №11, 1954 г.) [4], (А.С. СССР №132082, кл. 63b, 4, заявл. 08.02.1960 г., опубл. Бюл. №18, 1960 г.) [5], (Пат. РФ №2027624, МПК 6 В62В 3/04, В66F 7/06, 1990 г., опубл. Бюл. №3, 1995 г.) [7].

Подъем платформы с грузом осуществляется при воздействии привода на параллелограммный механизм, рычаги которого поднимаются и обеспечивают вертикальное перемещения упомянутой платформы с грузом параллельно базовой поверхности. Кроме того, [4] снабжена амортизатором, обеспечивающим плавность опускания платформы с грузом.

Недостатком известных тележек является то, что груз должен быть предварительно установлен на грузовую платформу или находиться в приподнятом положении, например на подставке, для подвода указанной платформы под него, и соответственно снят после транспортировки, в обоих случаях требуется дополнительный грузоподъемный механизм.

Известны грузовые тележки, каждая из которых содержит П-образную раму на колесах, вилочный захват, установленный на вертикальных стойках и механизм подъема упомянутого захвата и груза. (А.С. СССР №54779, кл. 63b, 4, заявл. 17.07.1939 г., опубл. 30.04.1939 г.) [7], (А.С. СССР №122029, кл. 63b, 4; 81е, 107, заявл. 24.03.1958 г., опубл. Бюл. №16, 1959 г.) [8], (Пат. США №3797684, НКИ В65g 65/00, НКИ 214/313, заявл. г.Верноном Дж. Брандтом 02.05.1972 г., опубл. 19.03.1974 г.) [9], (А.С. СССР №644654, МКИ 2 В62В 3/04, 1977 г., опубл. Бюл. №4, 1979 г.) [10] и (А.С. СССР №1105356, МКИ 3 В62В 3/04, 1983 г., опубл. Бюл. №29, 1984 г.) [11].

Вилочный захват подводят под груз и при помощи привода приподнимают его, транспортируют тележку с грузом и опускают его в необходимом месте. Кроме того, в [11] вертикальные стойки имеют возможность продольного перемещения вдоль рамы, а под вилами установлен рычаг с опорным роликом, что позволяет непосредственно вилочным захватом осуществлять установку и съем груза со стола.

Недостатками известных тележек являются то, что груз предварительно должен быть приподнят над базовой поверхностью на стандартном поддоне или иметь грузовые болты как в [11] для подхвата груза, а также чрезвычайно сложная конструкция [9]. Кроме того, имеет место неравномерная нагруженность вил захвата из-за консольного крепления последнего на вертикальных стойках.

Известна грузоподъемная тележка, содержащая, установленные на выдвижных роликах грузовые вилы, соединенные через несущий кронштейн с приводом в виде гидравлического цилиндра, поддерживаемого поворотными колесами, и рукоятку одновременного управления и приводом и поворотными колесами. (А.С. СССР №489668, М. кл. В62b 1/14; В66f 9/04, 1973 г., опубл. Бюл. №40, 1975 г.) [12].

Грузовые вилы подводят под груз и рукояткой при помощи привода-гидроцилиндра приподнимают его, при этом выдвижные ролики имеют постоянный контакт с базовой поверхностью, транспортируют тележку с грузом управляя поворотными колесами при помощи той же рукоятки и опускают груз в необходимом месте.

Известная тележка устраняет недостаток [7-11] - неравномерную нагруженность вил благодаря выдвижным опорным роликам, но не исключает необходимость предварительного приподнимания груза на поддоне или подставке. Кроме тою, механизм выдвижения опорных роликов снижает надежность конструкции в целом.

Известны тележки для подъема и транспортировки грузов, каждая из которых содержит, установленные на колесах продольные балки, подвижно соединенные с поперечиной, образующей с последними П - образную, регулируемую по ширине, раму, устройство для перемещения упомянутых балок в поперечном направлении и вертикально перемещаемые, подвижно установленные на продольных балках грузонесущие вилы, соединенные с силовыми механизмами. (А.С. СССР №499165, М. кл. В62В 3/04, 1973 г., опубл. Бюл. №2, 1976 г.) [13] и (А.С. СССР №749722, МКИ 3 В62В 3/04, 1973 г., опубл. Бюл. №27, 1980 г.) [14].

Тележку подводят к грузу, устройством для перемещения балок в продольном направлении устанавливают последние так, чтобы расстояние между ними соответствовало габариту груза, после чего балки фиксируют. Далее тележку с одной парой грузовых вил, расположенных на продольных балках около поперечины, заводят на груз, таким образом, чтобы он оказался между

продольными балками, при этом упомянутая пара вил заходит под специально установленные грузовые болты как в [11] или иные выступы или углубления на грузе. Затем другую пару грузонесущих вил устанавливают на удаленные от поперечины концы продольных балок и перемещают вдоль балок до тех пор, пока они не зайдут под упомянутые выступы или углубления на грузе. Силовыми механизмами приподнимают вилы и, соответственно груз и транспортируют тележку к месту назначения, где груз опускают при помощи упомянутых силовых механизмов.

Недостатками известных тележек являются неудобство работы и малое быстродействие из-за необходимости раздельной установки пар грузонесущих вил, а также невозможность одновременного воздействия на силовые механизмы подъема указанных вил.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к заявляемой выбрана ручная грузоподъемная тележка для транспортировки ящиков по Авторскому свидетельству СССР №765077, МКИ 3 В62В 3/04, 1978 г., опубл. Бюл. №35, 1980 г. [15].

Тележка, выбранная в качестве прототипа содержит П-образную раму с выдвижными колесами, связанную через несущий кронштейн со штоком силового цилиндра, штыри, закрепленные на поперечине упомянутой П-образной рамы для удержания груза и кулачки, шарнирно закрепленные на параллельных сторонах той же рамы с возможностью поворота в поперечных вертикальных плоскостях и фиксации в горизонтальном положении при помощи рукояти, шарнирно закрепленной на кронштейне, и рычага с поворотными валами.

Работа с тележкой - прототипом осуществляется следующим образом.

Подводят тележку к пакету ящиков таким образом, чтобы вертикальные направляющие вошли в пакет между стопками ящиков, а штыри поднимают до такого уровня, чтобы они вошли под верхний поясок нижних ящиков. Кулачки в это время

опущены вниз. С помощью механизма поворота и фиксации кулачков посредством рукояти поворачивают их в горизонтальное положение, при этом они подхватывают нижние ящики сбоку под верхний поясок. Подъем пакета с земли для последующей транспортировки осуществляется при дальнейшем выдвижении штока силового цилиндра.

Недостатками тележки - прототипа являются сложность конструкции обусловленная применением гидроцилиндра, а также наличие выдвижных колес, снижающих надежность конструкции при эксплуатации.

Цель полезной модели - упрощение конструкции и повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что в тележке, содержащей П-образную раму с двумя поворотными и двумя неповоротными колесами, штыри (кулачки) на параллельных сторонах рамы и привод, упомянутые штыри подпружинены и установлены в ползунах с возможностью горизонтального перемещения перпендикулярно продольной оси тележки, ползуны размещены в параллельных сторонах рамы между направляющими с возможностью перемещения вдоль продольной оси тележки, а на поперечине упомянутой рамы установлены привод ползунов в виде кривошипно-ползунного механизма и фиксатор груза в виде подпружиненной защелки, при этом во внутренних направляющих выполнены фигурные пазы, каждый из которых имеет средний наклонный и горизонтальные участки, а во внешних направляющих - углубления, причем пазы и углубления в направляющих взаимодействуют со штырями, обеспечивающими подъем и опускание груза.

Раскрытие полезной модели

Задача, на решение которой направлена полезная модель заключается в следующем.

Для производства ремонта, регулировки, испытаний и внутрицеховой перевозки блоков, приборов, комплексов и т.п. (далее - объектов работы) от одного рабочего места к другому применяются технологические тележки.

Объекты работы закрепляются при помощи приспособлений на упомянутых технологических тележках, причем для каждого объекта работы применяется отдельная тележка, на которой объект проходит весь цикл работы вплоть до испытаний и упаковки. Эти тележки имеют малые габариты (1200×750×180 мм), в том числе малый диаметр колес (150 мм) и не предназначены для межцеховых перевозок на открытом пространстве.

При больших объемах ремонтных, регламентных и наладочных работ возникает необходимость в межцеховой перевозке на открытом пространстве для задействования большего количества рабочих мест различного профиля, расположенных в разных цехах. Для этого вида перевозок применяются транспортные тележки, в которых используются колеса увеличенного диаметра и тележки имеют соответствующие габариты для облегчения ручной транспортировки и обеспечения устойчивости для сохранности объектов работы. Однако, в силу увеличенных, по сравнению с технологическими тележками, габаритов транспортные тележки не могут применяться для внутрицеховой перевозки из-за ограниченности размеров проездов в цехах между рабочими местами.

Перегрузка объектов работы с технологических тележек на транспортные трудоемка и требует наличия грузоподъемных механизмов, расположенных на открытом пространстве на выезде из цехов. Кроме того, не целесообразно использовать для каждого объекта работы транспортную тележку только для преодоления расстояния между цехами.

Оптимальным вариантом решения обозначенной задачи является применение одной транспортной тележки с колесами увеличенного диаметра (400-500 мм) с возможностью загрузки на нее технологических тележек с объектами работы, транспортирования и выгрузки в необходимом месте. При этом подобная транспортная тележка должна иметь возможность

загрузки-выгрузки технологических тележек без дополнительных погрузочно-разгрузочных площадок и грузоподъемных механизмов и надежную фиксацию упомянутых технологических тележек во время транспортировки.

Технический результат при осуществлении полезной модели, по сравнению с прототипом, заключается в упрощении конструкции путем замены силового гидроцилиндра на кривошипно-ползунный механизм, а также в повышении надежности применением, неподвижной в вертикальной плоскости, П-образной рамы и заменой выдвижных колес на колеса, установленные на осях в упомянутой раме.

Краткое описание чертежей

На фиг.1 изображена предлагаемая ручная грузоподъемная тележка в изометрии, общий вид; на фиг.2 - то же, общий вид; на фиг.3 - то же, вид сверху, штрих-пунктирной линией изображен груз (технологическая тележка с объектом работы); на фиг.4 - то же, вид сверху в разрезе, штыри 7 в нижнем положении (в нижних горизонтальных участках пазов 11) и в углублениях 12 ползунов 4; на фиг.5 - вид А на фиг.4; на фиг.6 - вид сверху в разрезе, штыри 7 в среднем положении (в наклонных участках пазов 11) и выдвинуты из углублений 12; на фиг.7 - вид Б на фиг.6; на фиг.8 - вид сверху в разрезе, штыри 7 в верхнем положении (в верхних горизонтальных участках пазов 11); на фиг.9 - вид В на фиг.8.

Ручная грузоподъемная тележка состоит из П-образной рамы 1 с поворотными колесами 2 и неповоротными колесами 3 и ручкой (на чертеже не обозначена), ползунов 4, установленных в направляющих 5 и 6 на параллельных сторонах рамы 1, в ползунах 4 установлены штыри 7 с упругими элементами 8, привод 9 в виде кривошипно-ползунного механизма и фиксатор груза 10 в виде подпружиненной защелки, установленные на поперечине рамы 1, при этом во внутренних направляющих 5 выполнены фигурные пазы 11 с наклонными и горизонтальными участками, а во внешних направляющих 6 - углубления 12, взаимодействующие со штырями 7 при перемещении ползунов 4 для подъема и опускания груза (технологической тележки с объектом работы).

Работа с тележкой осуществляется следующим образом. Подводят тележку при помощи ручки (на чертеже не обозначена) к грузу (технологической тележке с объектом работы), таким образом, чтобы последний оказался между параллельными сторонами П-образной рамы 1, штыри 7 при этом находятся в нижнем положении (фиг.5). При помощи привода 9 (кривошипно-ползунного механизма) перемещают ползуны 4 в направляющих 5 и 6 в сторону поперечины рамы 1, при этом штыри 7 проходя нижние горизонтальные участки пазов 11 внутренних направляющих 5 выходят из углублений 12 наружных направляющих 6 и преодолевая сопротивление упругих элементов 8 выдвигаются в горизонтальной плоскости в поперечном направлении под груз (фиг.7). Затем перемещают ползуны 4 далее по направляющим 5 и 6, штыри 7 проходя наклонные участки пазов 11 внутренних направляющих 5 приподнимают груз на необходимую для транспортирования высоту (фиг.9), при дальнейшем перемещении ползунов 4, штыри 7 проходя верхние горизонтальные участки пазов 11 продвигают груз в сторону поперечины рамы 1 до контакта с фиксатором 10 (защелкой), где и происходит закрепление груза.

Транспортируют тележку с грузом на открытом пространстве в необходимое место, например в другой цех.

Для опускания груза (технологической тележки с объектом работы) разблокируют последний отжимом фиксатора 10 (защелки), и производят манипуляции, описанные выше, в обратной последовательности, при этом штыри 7, перемещаясь вместе с ползунами 4 по пазам 11 внутренних направляющих 5, плавно опускают груз на базовую поверхность, и под действием упругих элементов 8 заходят в углубления 12 внешних направляющих 6 рамы 1 и освобождают груз. Далее груз (технологическую тележку с объектом работы) перемещают внутри цехов или складов для завершения технологического цикла.

Осуществление полезной модели

Разработана и изготовлена конструкция ручной грузоподъемной тележки.

Тележка состоит из П-образной рамы 1 с колесами 2 и 3 и ручкой (на чертеже не обозначена), ползунов 4 со штырями 7 и привода 9 ползунов 4.

П-образная рама 1 представляет собой сварную конструкцию из двух продольных пустотелых балок и одной пустотелой поперечины с размерами поперечного сечения 200×200 мм и габаритами 1600×1200 мм.

На свободных концах продольных балок установлены неповоротные колеса 2 диаметром 400 мм и шириной 100 мм, каждое из которых состоит из резиновой покрышки с протектором, пневматической камеры с ниппелем и стального обода со ступицами и шарикоподшипниками с двух сторон. Колеса 2 установлены при помощи ось - винтов диаметром 20 мм через боковые стенки упомянутых продольных балок рамы 1.

На поперечине рамы 1 закреплен при помощи сварки кронштейн, на котором установлены поворотные колеса 3, аналогичные колесам 2, на общей оси диаметром 20 мм поворачиваемые на вертикальном шкворне диаметром 60 мм при помощи П-образной ручки (на чертеже не обозначена) из стальных труб диаметром 25 мм и длиной 800 мм, установленной шарнирно на горизонтальной оси колес 3.

Внутри продольных балок П-образной рамы 1 установлены два ползуна 4 в виде прямоугольных брусков с размерами 800×150×150 мм с возможностью продольного перемещения в направляющих 5 и 6, образованных вертикальными стенками продольных балок.

В гнездах упомянутых ползунов 4 установлены четыре штыря 7 (по две штуки в каждом) диаметром 20 мм и длиной 150 мм с возможностью перемещения в поперечном направлении посредством упругих элементов 8 в виде пружин сжатия.

Во внутренних направляющих 5 выполнены фигурные пазы 11 длиной 400 и шириной 22 мм, каждый из которых имеет средний наклонный участок под углом 20°-30° и крайние горизонтальные участки, а во внешних направляющих 6-углубления 12, при движении ползунов взаимодействующие со штырями 7. Упомянутые штыри 7, кроме поперечного имеют возможность и продольного перемещения вместе с ползунами 4 по пазам 11 для подъема и опускания груза.

Привод 9 ползунов 4 представляет собой кривошипно-ползунный механизм по известной схеме (Крайнев А.Ф. Словарь-справочник по механизмам, М., Машиностроение, 1987 г. стр.183, Кривошипно-ползунный механизм, схема «а») [16]. Упомянутый привод 9 управляется при помощи рукояти (на чертеже не обозначена) и закреплен на поперечине рамы 1, на той же поперечине установлен фиксатор груза 10 в виде подпружиненной защелки.

Работа с тележкой описана в разделе «Краткое описание чертежей».

Заявляемая ручная грузоподъемная тележка позволяет перемещать груз (технологическую тележку с объектом работы) на открытом пространстве между цехами и загружать и разгружать последний в любом месте без дополнительных погрузочно-разгрузочных площадок и грузоподъемных механизмов, причем благодаря применению колес большого диаметра (400 мм) облегчает условия транспортировки. Кроме того, простая конструкция благодаря применению кривошипно-ползунного механизма и исключению использования выдвижных колес позволяет повысить надежность работы.

Ручная грузоподъемная тележка, содержащая П-образную раму с колесами и штырями на ее параллельных сторонах и привод, отличающаяся тем, что штыри подпружинены и установлены с возможностью перемещения в ползунах, размещенных между направляющими параллельных сторон рамы, на поперечине последней установлен привод ползунов и фиксатор груза, при этом во внутренних направляющих выполнены наклонные пазы, а во внешних - углубления, при перемещении ползунов взаимодействующие со штырями, обеспечивающими подъем и опускание груза.



 

Наверх