Санно-бобслейная трасса

 

Полезная модель относится к области спорта и предназначена для проведения спортивных соревнований по саням и бобслею. Технический результат заявленной полезной модели - улучшение эксплуатационных характеристик санно-бобслейной трассы и повышение безопасности в процессе эксплуатации. Санно-бобслейная трасса содержит поверхность, выполненную в виде желоба 1 с отбойными бортиками 2, имеющего в плане прямолинейные и криволинейные секции. Осевая линия желоба образована следующими друг за другом участками: прямой, входной переходной кривой, радиальным, выходной переходной кривой и прямой, при этом сочленения входной и выходной переходных кривых участков с прямыми и с радиальным участками желоба выполнены гладкими. Поперечные сечения желоба на криволинейных в плане участках трассы выполнены в виде гладких монотонно возрастающих кривых 7, имеющих горизонтальную касательную 8 в нижних точках 9, которые лежат в плане на внутренней по отношению к повороту границе желоба, а угол между касательными к поверхности желоба 8, 12 в точках 9, 13 и отбойными бортиками 2 в точках 9, 13 выбирается так, чтобы угол 15 между приставленным к бортику спортивным снарядом 14 и бортиком лежал в диапазоне 90-100°. 3 д.п. ф-лы., 3 ил.

Полезная модель относится к области спорта и предназначена для проведения спортивных соревнований по саням и бобслею.

Известна спортивная трасса (спусковой желоб) для спорта и отдыха, предназначенная для транспортных средств без двигателя и включающая в себя множество соединенных друг с другом секций, формирующих поверхность скольжения, имеющих в плане прямые, дуговые и промежуточные клотоидные участки. Промежуточные участки соединены одними концами с прямыми участками, а другими - с дугообразными. Поверхность скольжения в поперечном сечении на внешней по отношению к повороту стороне желоба указанного промежуточного участка имеет форму четверти эллипса (патент США №4394173, МПК А63С 19/10, 1983 г.).

Известны также спортивные трассы, в которых переходные кривые выполнены с конкретными геометрическими параметрами, обеспечивающими безопасное движение по трассе (патент РФ №2288768, МПК А63С 19/00, 2004 г.) или рассчитываемыми в соответствии с математическими зависимостями, обеспечивающими безопасное движение по желобу (авторское свидетельство СССР №1620522, МПК Е01С 9/08, 1988 г.).

Известные решения имеют следующие недостатки.

Использование клотоида в качестве переходных кривых приводит к быстрому изменению направления действия центробежного ускорения в начальной и конечной точках переходных кривых и, как следствие, к необходимости быстрого изменения наклона поверхности желоба вдоль расчетных траекторий. В итоге, в начале и в конце переходных кривых возникает быстрое (ударное) изменение скорости осевого вращения спортивного снаряда, что, в свою очередь, ухудшает его управляемость.

Кроме того, не исключена ситуация, связанная с возможностью вылета спортивного снаряда за пределы трассы, так как в начале и в конце виража всегда имеется

участок желоба без расположенного под углом к поверхности скольжения отбойного бортика. В связи с этим, на большинстве виражей сооружают дополнительные ограждения, попадание на которые, как правило, приводит к опрокидыванию спортивного снаряда и падению.

Технический результат заявленной полезной модели заключается в устранении указанных недостатков, а именно: улучшение эксплуатационных характеристик санно-бобслейной трассы и повышение безопасности в процессе ее эксплуатации.

Указанный технический результат достигается за счет того, что санно-бобслейная трасса, содержащая поверхность, выполненную в виде желоба с отбойными бортиками, имеющего в плане прямолинейные и криволинейные секции, при этом осевая линия желоба образована следующими друг за другом участками: прямой, входной переходной кривой, радиальной дугой, выходной переходной кривой и прямой, при этом поперечные сечения желоба на криволинейных в плане участках выполнены в виде гладких монотонно возрастающих кривых, имеющих горизонтальную касательную в нижних точках, например, неполными четвертями эллипсов, центры которых лежат в плане на внутренней, по отношению к повороту, границе желоба, а угол между поверхностью желоба и отбойными бортиками выбирается так, чтобы угол между приставленным к бортику спортивным снарядом и бортиком лежал в диапазоне 90-100°.

При этом, переходные кривые осевой линии трассы в точках сочленения с прямыми и радиальными участками выполнены с обеспечением гладкости сочленения не менее, чем до третьей производной по координатам включительно, а отбойные бортики выполнены по всей длине желоба.

Заявленная полезная модель поясняется чертежами, где

на фиг.1 схематично изображены поперечные сечения желоба санно-бобслейной трассы;

на фиг.2 - осевая линия трассы, вид в плане;

на фиг.3 - общий вид типичного участка трассы.

Санно-бобслейная трасса содержит поверхность, выполненную в виде желоба 1 с отбойными бортиками 2. Желоб 1 имеет в плане прямолинейные и криволинейные

секции. Осевая линия желоба образована следующими друг за другом участками: прямой 3, входной переходной кривой 4, радиальной дугой 5, выходной переходной кривой 6, прямой 3 и так далее в том же порядке. Переходные кривые 4 и 6 осевой линии трассы в точках сочленения с прямыми 3 и радиальным 5 участками обеспечивают гладкость сочленения не менее, чем до третьей производной по координатам включительно (клотоиды обеспечивают гладкость соединений лишь до второй производной по координатам). Поперечные сечения желоба на криволинейных в плане участках трассы выполнены в виде гладких монотонно возрастающих кривых 7, имеющих горизонтальную касательную 8 в нижних точках 9, например, в виде неполных четвертей эллипсов, центры 10 которых лежат в плане на внутренней по отношению к повороту границе 11 желоба 1. Угол между касательными к поверхности желоба 8, 12 в точках 9, 13 и отбойными бортиками 2 в точках 9, 13 выбирается так, чтобы угол 15 между приставленным к бортику спортивным снарядом 14 и бортиком лежал в диапазоне 90-100°.

При пользовании санно-бобслейной трассой скорость движения спортивных снарядов 14 очень высокая и на некоторых участках она превышает 130 км/ч, в связи с чем необходимо обеспечить плавное безударное сопряжение входных 4 и выходных 6 переходных кривых участков трассы с прямыми 3 и радиальными 5 участками. Использование вышеописанных переходных кривых обеспечивает плавное безударное и безопасное осевое вращение спортивного снаряда на всех участках его движения по виражу.

1. Санно-бобслейная трасса, содержащая поверхность, выполненную в виде желоба с отбойными бортиками, имеющего в плане прямолинейные и криволинейные секции, при этом осевая линия желоба образована следующими друг за другом участками: прямая, входная переходная кривая, радиальная дуга, выходная переходная кривая и прямая, при этом сочленения входной и выходной переходных кривых участков с прямыми и с радиальным участками желоба выполнены гладкими, отличающаяся тем, что поперечные сечения желоба выполнены в виде гладких монотонно возрастающих кривых, имеющих горизонтальную касательную в нижних точках, которые лежат в плане на внутренней, по отношению к повороту, границе желоба, а угол между касательной к поверхности желоба в точках его сопряжения с отбойными бортиками выбирается так, что угол между приставленным к бортикам спортивным снарядом и бортиками составляет 90-100°.

2. Санно-бобслейная трасса по п.1, отличающаяся тем, что поперечные сечения желоба в зонах входной и выходной переходных кривых выполнены в виде неполных четвертей эллипсов.

3. Санно-бобслейная трасса по п.1, отличающаяся тем, что переходные кривые осевой линии трассы в точках сочленения с прямыми и радиальными участками выполнены с обеспечением гладкости сочленения не менее, чем до третьей производной по координатам включительно.

4. Санно-бобслейная трасса по п.1, отличающаяся тем, что отбойные бортики выполнены по всей длине желоба.



 

Похожие патенты:

Устройство, монтаж и прокладка трубопровода систем водоснабжения из чугунных труб относится к прокладке трубопровода систем водоснабжения в городских коллекторах подземных коммуникаций с применением раструбных высокопрочных труб из чугуна с шаровидным графитом взамен стальных труб.

Полезная модель относится к спортивным транспортным средствам, а именно, к саням для бобслейных трасс
Наверх