Устройство подсветки пультов и щитков управления приборной доски авиатранспортного средства

 

Полезная модель относится к светотехнике, и может быть использована в системе освещения пультов и щитков управления, приборных досок авиатранспортных средств.

Отличительная особенность предлагаемой конструкции состоит в том, что светящий элемент выполнен в виде светоизлучающего диода зеленого цвета, а светоперераспределяющая оптическая система выполнена в виде отражателя, поверхность которого имеет форму конуса, вершина которого расположена со стороны светящего элемента на линии, проходящей через световой центр светящего элемента.

Кроме указанного результата практическое осуществление заявленной полезной модели позволяет расширить возможности ее использования применительно к тем областям, где необходимо создать освещение обширных полей при ограниченных размерах источника света.

Полезная модель относится к светотехнике, и может быть использована в системе освещения пультов и щитков управления, приборных досок авиатранспортных средств.

Для освещения приборного оборудования авиатранспортных средств применяются различные источники оптического излучения: лампы накаливания, люминесцентные лампы, электролюминесцентные источники света, светодиоды. Формирование светового пучка производится с помощью оптической системы, которая должна обеспечить равномерную засветку приборной доски при минимальном количестве источников излучения. К основным недостаткам указанных устройств следует отнести высокое энергопотребление для создания требуемой конфигурации светового поля, которое достигается конструированием специальных светильников, имеющих либо большое количество излучателей, расположенных на печатных платах больших размеров, либо сложное светоперераспределяющее оптическое устройство.

Известно, что при продолжительных полетах наблюдение за слабосветящимися или отдельно светящимися шкалами приборов утомляют летный персонал. Поэтому применяется дополнительное освещение пультов и щитков управления, приборной доски. Требования к такому освещению заключается в равномерности подсветки, отсутствию бликов, ослепляющих пилотов. Существуют различные устройства освещения, однако каждый из них имеет недостатки. Например, при освещение кабинными лампочками, которые устанавливаются на приборной доске со светоперераспределяющей оптической системой, невозможно получить равномерную освещенность всей доски, кроме этого значительно увеличиваются габаритные размеры аппаратуры.

Известно устройство подсветки пультов и щитков управления, приборной доски авиатранспортного средства [1], выбранное в качестве прототипа, которое содержит светящий элемент и светоперераспределяющую оптическую систему.

Указанное устройство обеспечивает освещение отраженным светом, для чего в нескольких местах приборной доски устанавливают лампочки, а на определенном расстоянии от нее - фальшпанель, имеющую над каждым прибором отбортованное отверстие по конфигурации шкал приборов. На внутреннюю сторону фальшпанели наносится отражающее покрытие. Эта конструкция дает более равномерную освещенность. Фальшпанель с

нанесенным отражающим покрытием, выполняет в этом случае роль светоперераспределяющей оптической системы. Недостатком конструкции является необходимость углубления шкал приборов относительно поверхности фальшпанели. Кроме упомянутых недостатков указанные устройства обладают еще одним - общей засветкой кабины.

Таким образом, основной недостаток устройства, выбранного в качестве прототипа, заключается в том, что он не обеспечивает необходимый уровень восприятия информации отражающейся на пультах, щитках управления, приборных досок, кроме того, имеет низкий к.п.д., малый ресурс и приводит к повышенной утомляемости членов экипажа.

Задача, на решение которой направлена полезная модель, заключается в обеспечении эффективности функционирования устройства за счет использования в качестве излучающего элемента источника с повышенной световой отдачей и применения специальной светоформирующей системы.

Заявляемое устройство подсветки пультов и щитков управления, приборной доски авиатранспортного средства, как и устройство выбранное в качестве прототипа, содержит светящий элемент и светоперераспределяющую оптическую систему. В отличие от прототипа, в заявляемом устройстве подсветки пультов и щитков управления, приборной доски авиатранспортного средства светящий элемент выполгнен в виде светоизлучающего диода зеленого цвета, светоперераспределяющая оптическая система выполнена в виде отражателя, поверхность которого имеет форму конуса, вершина которого расположена со стороны светящего элемента на линии, проходящей через световой центр светящего элемента.

Причем поверхность конуса может быть выполнена диффузно-отражающей.

Кроме того, устройство может быть выполнено так, что поверхность отражателя имеет форму прямого кругового конуса.

Помимо приведенных вариантов, устройство может быть выполнено также так, что отношение величины расстояния от вершины конуса до светового центра светящего элемента к высоте конуса не превосходит величины:

, где

- угол при вершине конуса, a

- угол излучения светоизлучающего диода.

На фиг.1 представлено схематическое изображение варианта конкретного исполнения устройство подсветки пультов и щитков управления, приборной доски авиатранспортного средства.

В данном конкретном случае устройство состоит из светодиода 1, отражателя 2 в виде прямого кругового конуса. Светодиод 1 в данном конкретном случае размещен непосредственно на приборной доске 3.

Заявляемое устройство работает следующим образом. Излучение светодиода 1 поступает на отражатель 2. Отражаясь от боковой поверхности конуса отражателя 2, излучение падает на приборную доску 3, освещая ее. Геометрические размеры устройства и угол излучения светодиода 1 выбираются в каждом конкретном случае в зависимости от требуемой величины площади засветки приборной доски 3. Ось симметрии отражателя 2 и оптическая ось светодиода 1 лежат на одной прямой. Известно, что применение светодиодов позволяет повысить к.п.д. системы, а использование светодиодов специальной конструкции - дополнительно уменьшить весогабаритные характеристики. В итоге, упрощается конструкция устройства, уменьшается его энергопотребление.

Кроме того, данная конструкция позволяет избежать прямой засветки кабины авиатранспортного средства за счет экранирования и пространственного перераспределения всего светового потока, что позволяет экипажу осуществлять полет в более комфортных условиях.

Усовершенствование устройства подсветки пультов и щитков управления, приборной доски авиатранспортного средства, в первую очередь, связано с повышением безопасности полетов.

Промышленная применимость заявляемого решения подтверждается тем, что предлагаемая конструкция устройства подсветки разработана с использованием стандартных элементов, широко используемых в настоящее время материалов. Устройство разработано для серийного изготовления в условиях промышленного производства с использованием стандартного оборудования и технологии.

Кроме указанного выше результата, практическое осуществление заявленной полезной модели позволяет расширить возможности ее использования применительно к тем областям, где необходимо улучшить или повысить безопасные условия эксплуатации или работы.

Литература

1. Ту-214 Руководство по технической эксплуатации 033.10.00

1. Устройство подсветки пультов и щитков управления приборной доски авиатранспортного средства, содержащее светящий элемент и светоперераспределяющую оптическую систему, отличающееся тем, что светящий элемент выполнен в виде светоизлучающего диода зеленого цвета, а светоперераспределяющая оптическая система выполнена в виде отражателя, поверхность которого имеет форму конуса, вершина которого расположена со стороны светящего элемента на линии, проходящей через световой центр светящего элемента.

2. Устройство подсветки пультов и щитков управления приборной доски авиатранспортного средства по п.1, отличающееся тем, что поверхность отражения отражателя выполнена диффузно-отражающей.

3. Устройство подсветки пультов и щитков управления приборной доски авиатранспортного средства по п.1, отличающееся тем, что поверхность отражателя имеет форму прямого кругового конуса.

4. Устройство подсветки пультов и щитков управления приборной доски авиатранспортного средства по п.3, отличающееся тем, что отношение величины расстояния от вершины конуса до светового центра светящего элемента к диаметру основания конуса не превосходит величины

,

где - угол при вершине конуса, а - угол излучения светоизлучающего диода.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к светотехническим устройствам и может быть использована для освещения офисных, административных, общественных и технических помещений светодиодными источниками излучения с креплением, преимущественно, к панелям навесных потолков и стен

Полезная модель относится к области светотехники и, в частности, может быть использована в светильниках и прожекторах с лампами большой мощности
Наверх