Дорожное полотно
Полезная модель относится к строительству и может быть использована при сооружении автомобильных дорог. Техническим результатом полезной модели является повышение прочности и морозостойкости дорожного полотна. Дорожное полотно представляет собой затвердевший слой, полученный из смеси, включающей измельченный мергель и цемент, а также ферментный стабилизатор грунта - препарат Дорзин и воду при следующем соотношении компонентов, масс. части:
| цемент | 2-8 |
| измельченный мергель | 100 |
| препарат Дорзин | 0,001-0,004 |
| вода | 7-9. |
При этом измельченный мергель предпочтительно имеет размер частиц от 0,07 до 15 мм и влажность не выше 8%.
Полезная модель относится к строительству и может быть использована при сооружении автомобильных дорог.
Известны нижние слои основания дорожных одежд, изготовленные из смеси, включающей неорганическое вяжущее - грунт, цемент и ПАВ, при этом в качестве ПАВ использовано катионное поверхностно-активное вещество ДОН-52КП при следующем соотношении компонентов, масс.%:
| Грунт | 77,89-83,91 |
| Цемент | 4-6 |
| Вода | 12-16 |
| ДОН-52КП | 0,09-0,11 |
(см. RU 2305149 C2, опуб. 27.08.2007).
Данное дорожное полотно требует достаточно большого расхода стабилизатора (ПАВ) относительно количества грунта для получения дорожного полотна требуемой прочности.
Наиболее близким к предложенному является дорожное полотно -основание дорожной одежды, изготовленное из смеси, включающей золу, цемент, карьерный грунт и ферментный препарат Дорзин - стабилизатор грунта, начало строительства которого на территории Казахстана относится к июню 2007 года (http://www/star-k.com.ua/html/reportag.html).
Техническим результатом полезной модели является повышение морозостойкости дорожного полотна.
Технический результат достигается тем, что дорожное полотно, представляет собой затвердевший слой, полученный из смеси, включающей измельченный мергель и цемент, а также ферментный стабилизатор грунта - препарат Дорзин и воду при следующем соотношении компонентов, масс. части:
| цемент | 2(4)-8 |
| измельченный мергель | 100 |
| препарат Дорзин | 0,001-0,004 |
| вода | 7-9. |
При этом измельченный аргиллит предпочтительно имеет размер частиц от 0,07 до 15 мм и влажность не выше 8%.
Ферментный препарат Дорзин, производимый ООО «Днепровская ассоциация - К» (Украина, г.Киев) (см. http://www/star-k.com. ua/)используется как стабилизатор грунта при строительстве дорог. При этом до сих пор использовался только карьерный грунт.
Мергель - осадочная горная порода глинисто-карбонатного состава.
Использование мергеля в местности, где имеются его залежи, позволяет получать дорожные покрытия с высокой прочностью и морозостойкостью с сокращением затрат на перевозку компонентов смеси.
Предлагаемое дорожное полотно изготавливается следующим образом. Измельченный мергель перемешивают с цементом. Если влажность измельченного мергеля превышает 8%, его необходимо предварительно досушить. Полученную смесь перемешивают с раствором ферментного препарата Дорзин в воде. Количество воды на 1 м 3 рассчитывается из условия обеспечения оптимальной трамбовочной влажности смеси. Для достижения равномерного распределения ферментного препарата эффективно использование ресайклера для его перемешивания.
Не менее чем через 8 часов после приготовления смеси ее укладывают на поверхность основы дороги, смоченную раствором ферментного препарата Дорзин в воде (объемное соотношение 1:10000). Покрытие утрамбовывают катками. Утрамбованный грунт выдерживают до приобретения необходимой твердости.
После этого осуществляют доводку поверхности и затем покрывают ее слоем износа.
В местности, где мергель является грунтообразующей породой, дорожное полотно изготавливается следующим образом.
Формируют профиль дороги и осуществляют измельчение мергеля, из которого сформирован профиль дороги, непосредственно на месте будущей дороги с помощью ресайклера. Затем вносят в измельченный мергель суспензию цемента в водном растворе ферментного препарата Дорзин и тем же методом с помощью того же ресайклера осуществляют перемешивание измельченного мергеля с цементом и ферментным препаратом. После этого утрамбовывают покрытие, и далее технология не отличается от вышеописанной.
В таблице 1 приведены сравнительные данные по характеристикам предложенного и известного дорожных покрытий для различных соотношений компонентов смеси. Из приведенных в таблице данных видно, что предложенное покрытие превосходит по показателю морозостойкости известное дорожное покрытие.
| Таблица 1 | |||||||
| № исследования | Наименование смеси | Состав смеси, масс. части | Коэффициент морозостойкости | ||||
| Грунт | Вяжущее Цемент М-400 | Стабилизатор Ф.п. Дорзин | Вода | ||||
| Наименование | Содержание | ||||||
| 1 | М | Мергель | 100 | 2 | - | 8 | 0,46 |
| 2 | М-0 | Мергель | 100 | 2 | 0,001 | 8 | 0,78 |
| 3 | М-4 | Мергель | 100 | 4 | 0,001 | 8 | 0,82 |
| 4 | М-3 | Мергель | 100 | 6 | 0,002 | 8 | 0,79 |
| 5 | М-9 | Мергель | 100 | 6 | 0,004 | 8 | 0,77 |
| 6 | М-8 | Мергель | 100 | 8 | 0,002 | 8 | 1,03 |
| 7 | М-10 | Мергель | 100 | 10 | 0,004 | 8 | 0,78 |
| 8 | М-11 | Мергель | 100 | 4 | 0,004 | 8 | 0,82 |
| 9 | Аналог | Карьерный грунт | 92 | 4 | 0,002 | 12,5 | 0,75 |
| Зола | 4 | ||||||
1. Дорожное полотно, представляющее собой затвердевший слой, полученный из смеси, включающей измельченный мергель и цемент, а также ферментный стабилизатор грунта - препарат Дорзин и воду при следующем соотношении компонентов, мас.ч.:
| цемент | 2-8 |
| измельченный мергель | 100 |
| препарат Дорзин | 0,001-0,004 |
| вода | 7-9 |
2. Дорожное полотно по п.1, отличающееся тем, что измельченный мергель имеет размер частиц от 0,07 до 15 мм и влажность не выше 8%.

