Разборная лодка

 

Полезная модель направлена на повышение безопасности и надежности разборной лодки, а также на повышение компактности укладывания ее секций в пакет. Разборная лодка может быть безопасно использована для рыбалки, охоты, прогулок и путешествий по рекам и озерам при волнении на поверхности водоема, а в собранном состоянии укладываться в багажник легкового автомобиля. Указанный результат достигается за счет того, что разборная лодка, состоит из носовой секции 1, нескольких средних секций 2, 3, 4 и кормовой секции 5. Секции, связанные между собой быстроразъемными соединениями, имеют водонепроницаемые переборки 6 и возможность укладывания одна в другую. Каждая из бортовых частей секций выполнена с отбортовкой 8. Носовая оконечность лодки выполнена трапециевидной формы и приподнята относительно горизонтали. Внутри носовой секции 1 закреплен поплавок безопасности 9, в виде пластиковой емкости, заполненной воздухом. Одна из средних секций (3) выполнена с возможностью размещения в пазах 10 съемного сиденья 11 для гребца. В отбортовке 8 другой средней секции (4), установлены уключины 12 для весел. При этом сиденье для гребца и уключины для весел расположены по разные стороны от центра тяжести лодки и удалены от него на равное расстояние. Секции лодки выполнены из тонколистового металла. 6 з.п.ф.; 2 илл.

Предлагаемая полезная модель относится к мелкому судостроению, а именно, к конструкции разборных лодок, содержащих жесткие корпусные секции, и может быть использована для рыбалки, охоты, прогулок и путешествий по рекам и озерам.

Наиболее близким техническим решением является известная разборная лодка (по авт.свид. СССР №791565, МКИ В63В 7/04, опубл. 30.12.80) состоящая из носовой, средней и кормовой секций, снабженных водонепроницаемыми переборками, связанными между собой быстроразъемными соединениями, причем по борту лодки расположен привальный брус с возможностью крепления в нем уключин весел, а в средней секции предусмотрено съемное сиденье для гребца, при этом уключины весел и съемное сиденье для гребца размещены в одной секции, а секции выполнены с возможностью укладывания друг в друга (прототип).

Недостатком указанного технического решения является недостаточная безопасность и надежность лодки при перемещении последней по неспокойной водной поверхности (в ветренную погоду) - захлестывание носовой секции лодки при врезании носа лодки в волну, что происходит из-за выполнения носовой оконечности корпуса лодки остроугольной. Кроме того, описанная лодка обладает недостаточно компактным сложением в пакет, что не позволяет размещать секции разобранной лодки в сложенном состоянии в багажнике легкового автомобиля для ее перевозки.

Задачей, решаемой предлагаемой полезной моделью, является повышение безопасности и надежности разборной лодки с жесткими корпусными секциями, предназначенной для рыбалки и охоты: создание лодки, которую можно использовать как в штиль, так и при неспокойном состоянии водной поверхности, а также повышение компактности разборной лодки в сложенном в пакет состоянии, обеспечивающей перевозку лодки в

багажнике легкового автомобиля, т.е. создание надежной и безопасной лодки, которую удобно перевозить в богажнике легкового автомобиля.

При осуществлении полезной модели могут быть получены следующие технические результаты:

А. Предотвращение захлестывания воды во внутрь лодки за счет выполнения носовой оконечности трапециевидной или округлой формы и постоянного удерживания носовой части лодки в приподнятом состоянии за счет закрепления в носовой секции поплавка безопасности.

Б. Обеспечение более мелкого разделения лодки за счет размещения сиденья для гребца и уключин для весел в разных секциях лодки.

Указанные технические результаты достигаются за счет того, что в разборной лодке, состоящей из носовой, средней и кормовой секций носовая оконечность соответствующей секции лодки выполнена отличной от остроугольной: трапециевидной или округлой формы (такое выполнение носовой оконечности показало наиболее благоприятные ходовые результаты: достаточно обтекаемые и не тормозящие перемещение лодки по водной поверхности), чтобы лодка не «врезалась в волну», а наплывала на нее и скользила по ее поверхности; внутри носовой секции закреплен «поплавок безопасности», представляющий собой легкую емкость (например, пластиковый баллон) заполненную воздухом (или легкое пористое тело, например, пенопласт), закрепленную в ее передней части. Сиденье для гребца и уключины для весел размещены в двух разных средних секциях на равном расстоянии по разные стороны от центра тяжести лодки.

Признаки, отличительные от прототипа, выражаются следующей совокупностью признаков: «носовая оконечность лодки выполнена трапециевидной или округлой формы и снабжена поплавком безопасности, при этом лодка содержит не менее двух средних секций, с возможностью размещения в одной из них сиденья для гребца, а в другой уключин для весел».

С целью предотвращения захлестывания воды в носовую секцию лодки носовая оконечность лодки выполнена трапециевидной или округлой формы и снабжена поплавком безопасности, представляющим собой легкую емкость, заполненную воздухом (например, пластиковый баллон) или легкое пористое тело (например, пенопласт).

С целью обеспечения возможности более мелкого разделения лодки для компактного укладывания секций в пакет (одна в другую) сиденье для гребца и уключины для весел размещены в двух разных секциях и, поэтому лодка имеет не менее двух средних секций.

Таким образом задача полезной модели решена.

Предлагаемая разборная лодка состоит из отдельных секций, соответственно: носовой, нескольких средних (не менее двух) и кормовой, разделенных водонепроницаемыми переборками, с возможностью быстрого соединения между собой при помощи крепежных элементов, например болтов с гайками, шайбами с размещенной между ними эластичной прокладкой, обеспечивающая герметичность соединения. По верхней части каждой секции размещена отбортовка (привальный брус, образованный отогнутой наружу корпусной кромкой борта), с возможностью закрепления в ней уключин для весел. Носовая оконечность лодки выполнена трапециевидной или округлой формы, при этом внутри носовой секции закреплен с возможностью замены поплавок безопасности, а донная часть носовой и кормовой секций приподняты относительно горизонтали. Сиденье для гребца и уключины для весел размещены в отдельных секциях. При транспортировке или хранении лодки секции складываются одна в другую последовательно, по мере уменьшения их габаритов (по принципу матрешки), что позволяет перевозить компактный пакет в богажнике легкового автомобиля.

Предлагаемая полезная модель поясняется следующими графическими материалами:

На фиг.1 - схематично показана разборная лодка, состоящая из пяти секций;

На фиг.2 - лодка в сборе, вид сверху;

На фиг.3-лодка в сборе, вид сбоку;

На фиг.4 - разборная лодка в сложенном (в пакет) состоянии.

Пример конкретного выполнения разборной лодки.

Заявляемая разборная лодка изготовленная из листового металла (из оцинковки), содержит носовую секцию 1, оконечность которой выполнена в форме трапеции (оптимально технологичная форма для изготовления из листового металла; аналогичный технический результат может быть достигнут и при носовой оконечности округлой формы, однако, как показала практика, округлая форма более сложна в изготовлении). Средние секции 2, 3, 4 (оптимальное количество средних секций) и кормовую секцию 5. Секции снабжены водонепроницаемыми переборками 6, на внешней поверхности которых наклеена эластичная (резиновая) прокладка 7. По борту лодки выполнена отбортовка 8 (привальный брус, образованный отогнутой наружу корпусной кромкой борта) (фиг.1, 2). Донная часть носовой и кормовой секций, соответственно, 1 и 5 приподнята относительно горизонтали. При этом внутри оконечности носовой секции 1 закреплен «поплавок безопасности» 9 в виде пластикового баллона, заполненного воздухом. В средней секции 3, и в кормовой секции 5 предусмотрена возможность крепления сиденья, соответственно, для гребца и пассажира: выполнены пазы 10 для установки съемных сидений 11, выполненных в виде пластин, а в отбортовке секции 4 установлены уключины 12 весел. При этом пазы 10 для сиденья гребца, размещенного в секции 3 и уключины 12 весел, закрепленные в отбортовке секции 4, размещены на равном расстоянии от центра тяжести лодки (фиг.2, 3). Центр тяжести лодки «О» определяется опытным путем.

Отдельные секции лодки состыкованы поперечными водонепроницаемыми переборками 6, на внешнюю поверхность которых наклеена эластичная (резиновая) прокладка 7, и скреплены между собой одним из известных крепежных элементов 13, в данном случае, при помощи

болтов и гаек с шайбами, между которыми размещена дополнительная эластичная, например резиновая, прокладка, для обеспечения большей герметичности (на фиг. не показано).

В разобранном состоянии секции лодки для перевозки или хранения укладываются одна в другую последовательно с уменьшением их габаритов соответственно: 5, 4, 3, 2 и 1 (фиг.4).

Предлагаемая разборная лодка функционирует следующим образом.

Для использования лодки, ее секции 1, 2, 3, 4 и 5 на берегу собирают и фиксируют между собой при помощи крепежных элементов 13. В носовой части лодки предварительно закреплен «поплавок безопасности» 9. Затем в пазы 10, выполненные во внутренних бортовых поверхностях секции 3 и кормовой секции 5 вставляют (продвигают) сиденья 11, выполненные в виде пластин, а в уключины 12, установленные в отбортовке секции 4, вставляют весла. Собранную таким образом лодку спускают на воду. При перемещении по водной поверхности лодка, имеющая носовую оконечность секции 1 трапециевидной (или округлой) формы, приподнятую относительно горизонтали, наплывает на волну и, удерживая носовую часть лодки в приподнятом состоянии (благодаря поплавку безопасности 9), скользит по волне. При этом не происходит захлестывания воды во внутрь лодки т.к. она не зарывается носом в волну, а плавно скользит по поверхности. Кроме того, поплавок безопасности 9, закрепленный в носовой секции лодки, удерживает лодку на плаву (в вертикальном положении) даже в аварийной ситуации, при ее переворачивании. Поплавок безопасности может быть заменен в зависимости от загруженности лодки. Для удобства транспортировки лодка собирается в пакет, где секции компактно укладываются одна в другую по мере уменьшения габаритов, причем, носовая секция, имеющая оконечность в форме трапеции (как и округлая) наиболее компактно размещается в центре.

При осуществлении полезной модели будут получены следующие технические результаты:

А. Предотвращение захлестывания воды во внутрь лодки за счет выполнения носовой оконечности лодки трапециевидной или округлой формы и постоянного удерживания носовой части лодки в приподнятом состоянии за счет закрепления в носовой секции поплавка безопасности.

Б. Возможность более мелкого разделения лодки для компактного укладывания в пакет за счет размещения сиденья для гребца и уключин для весел в разных секциях лодки.

Секции разборной лодки могут быть выполнены из листового металла (оцинковки или алюминиевого сплава) или пластмассы. Следует отметить, что, как показала практика, при аналогичном техническом результате выполнения носовой оконечности (трапециевидной или округлой формы) при изготовлении лодки из листового металла более технологичной является трапециевидная форма, а при изготовлении лодки из пластмассы - округлая.

Полученные технические результаты повышают безопасность и надежность лодки, особенно во время ее перемещения при волнении на водной поверхности, и позволяют разместить сложенные в пакет секции в богажнике легкового автомобиля.

При этом лодка проста и технологична в изготовлении.

Предлагаемая разборная лодка изготовлена автором и испытана на реках и искусственных водоемах Белгородской и Московской областей, где показала себя как удобное, надежное и безопасное плавсредство, в упакованном состоянии легко размещающееся в богажнике автомобиля «Жигули-01».

1. Разборная лодка, состоящая из носовой, средней и кормовой секций, снабженных водонепроницаемыми переборками, связанными между собой быстроразъемными соединениями, по борту которой расположен привальный брус с возможностью размещения в нем уключин для весел, а внутренняя поверхность средней секции выполнена с возможностью размещения съемного сиденья, причем секции выполнены с возможностью укладывания друг в друга, отличающаяся тем, что носовая оконечность соответствующей секции выполнена трапециевидной или округлой формы и снабжена поплавком безопасности, при этом лодка содержит не менее двух средних секций с возможностью размещения в одной из них съемного сиденья для гребца, а в другой уключин для весел.

2. Разборная лодка по п.1, отличающаяся тем, что поплавок безопасности выполнен в виде пластиковой емкости, заполненной воздухом.

3. Разборная лодка по п.1, отличающаяся тем, что поплавок безопасности выполнен в виде пористого тела, например из пенопласта.

4. Разборная лодка по п.1, отличающаяся тем, что сиденье для гребца и уключины для весел расположены на равном расстоянии от центра тяжести лодки.

5. Разборная лодка по п.1, отличающаяся тем, что секции лодки выполнены из листового металла.

6. Разборная лодка по п.1, отличающаяся тем, что секции лодки выполнены из пластмассы.



 

Наверх