Полезная модель относится к области судостроения, конкретно к проектированию, постройке и эксплуатации транспортных судов различного назначения. Известен танкер, имеющий грузовые танки, танки изолированного балласта, двойное дно и двойные борта в районе грузового пространства (см.: Родионов Н.Н. Современные танкеры. Л., «Судостроение», 1980, стр.94). Однако это судно обладает большой металлоемкостью и низкой маневренностью. Известно комбинированное и специализированное судно - нефтерудовоз, контейнеровоз, ликтеровоз (см. книгу: Управление судном и его техническая эксплуатация, под общей редакцией А.И.Щетининой, М., «Транспорт» 1983 г. стр.299, 343, 374). Однако оно обладает большой инерционностью и огнеопасностью при разливе нефти. Прототип подводного судна-танкера катамаранного типа не обнаружен. Технической задачей настоящей полезной модели является устранение указанных выше недостатков и создание судна, позволяющего осуществлять экологически безопасную транспортировку нефти. Технический результат - усовершенствование конструкции судна и повышение его экологической безопасности. Он достигается тем, что устройство имеет платформу с башней из трех ярусов для служебных помещений, две нефтеналивные цистерны, соединенные двумя плоскотрубными панелями, внутри цистерн размещены гибкие эластичные водонепроницаемые оболочки, свернутые и закрепленные по дну герметичным швом-накладкой, оболочки соединены между собой мягкими трубопроводами, проходящими внутри плоскотрубных панелей; имеет две балластные цистерны и пневмомагистраль, регулирующую уровень погружения судна. Конструкция судна изображена на рис.1. Оно имеет две основные нефтеналивные цистерны цистерны 1 с отверстиями 2 вдоль килевой линии для заполнения забортной водой. Цистерны 1 соединены между собой двумя плоско-трубными соединительными панелями 3. Внутри цистерн 1 расположены гибкие эластичные водонепроницаемые оболочки 4, по одной в каждой цистерне. Оболочки 4 закреплены по дну цистерны с помощью герметируюшей накладки-шва 5, укладывающего оболочки 4 в кольцо. Оболочки 4 соединены между собой мягкими трубопроводами 6, проходящих внутри плоско-трубных соединительных панелей 3. Устройство имеет также две балластные цистерны 7. Поверх основных цистерн 1 установлена платформа 8, а на ней башня 9 с тремя ярусами служебных помещений: верхний - рубка 10, средний - каюта экипажа 11, нижний - машинное отделение 12. По воздуховодной трубе 13 осуществляется подача воздуха во все помещения. Башня 9 укреплена стальными жесткостными расчалками 14, протянутыми от концов цистерн 1 до высоты башни 9. Нефть поступает по нефтяной трубе 15. Оболочки 4 герметичны и с нефтяной трубой 15 соединены переходником 16. Для регулирования уровня погружения судна предусмотрена пневмомагистраль 17, по которой воздух подается в основные цистерны 1. При полной загрузке судно находится на глубине 13-14 м от поверхности воды, и над поверхностью, для осуществления навигации судна остается, лишь верхняя часть башни - рубка 10, словно поплавок, в то время как основная часть судна остается под водой, что позволяет защитить его от плохих метеорологических условий. Рули поворота 18 и корректирующий руль глубины 19 обеспечивают маневрирование судна. В цистернах предусмотрены смотровые люки 20 для возможного ремонта. Работа судна осуществляется следующим образом. Как только в оболочки 4 начинает подаваться под давлением нефть по нефтяной трубе 15, оболочки, раздуваясь, выдавливает воду из цистерны 1, которая свободно выходит через отверстия 2 у килевой линии. При откачке же нефти из оболочек, вода через сквозные отверстия 2 вновь поступает внутрь основных цистерн 1, и, так как плотность воды больше плотности нефти, танкер глубже погружается в воду. Уровень погружения можно регулировать, наполняя верхнюю часть корпуса воздухом, подаваемым по пневмомагистрали 17. Объем эластичных оболочек - это объем перевозимой нефти. Вес сухого танкера грузоподъемностью 3000 т в пределах 350-400 т. Подъемная сила груженого танкера - около 1000 т. Чтобы добиться оптимального уровня погружения балластные цистерны 7 нужно занимать балластом приблизительно на 0,5 их емкости, при плотности балласта не менее 5 т/м 3. Танкер выполнен из конструкционной стали ст-3 толщиной 10 мм. Основной способ соединения деталей сварка. Устройство позволяет регулировать уровень погружения судна, чем обеспечивает экологически безопасную транспортировку нефти.
Подводное транспортное судно-танкер катамаранного типа, содержащее корпус, нефтеналивные цистерны, отличающееся тем, что устройство имеет платформу с башней из трех ярусов для служебных помещений, две нефтеналивные цистерны, соединенные двумя плоско-трубными панелями, внутри цистерн размещены гибкие эластичные водонепроницаемые оболочки, свернутые и закрепленные по дну герметичным швом-накладкой, оболочки соединены между собой мягкими трубопроводами, проходящими внутри плоско-трубных панелей, устройство имеет две балластные цистерны и пневмомагистраль, регулирующую уровень погружения судна.
|