Привод почвообрабатывающего орудия

 

Привод почвообрабатывающего орудия относится к сельскохозяйственным машинам, а именно к многофункциональным легким агрегатам, предназначенным для выполнения сельскохозяйственных работ на приусадебных участках, в садах и огородах индивидуального пользования. Привод почвообрабатывающего орудия содержит соединенную с источником движения (1) коробку передач (3), редуктор (8) передачи движения на рабочий вал (9) и муфту сцепления (2). Коробка передач (3) включает ведущий вал (4) с жестко закрепленными шестернями (15, 16, 17, 18), ведомый вал (5) с установленными на нем с возможностью осевого перемещения шестернями (20, 21, 22), снабженными вилками (23, 24), соединенными с рукояткой переключения передач, и установленный с возможностью перемещения вдоль осевой линии посредством рычага промежуточный вал (6), на котором установлены свободно блок из ведущей (27) и ведомой (28) шестерен заднего хода, возвратная пружина (29) и шариковая муфта (30) блокировки шестерен (27 и 28) на промежуточном валу (6). Ведомая шестерня (28) блока шестерен заднего хода находится в постоянном зацеплении с шестерней (18), закрепленной на ведущем валу (4) коробки передач, а муфта сцепления (2) размещена между источником движения (1) и коробкой передач (3). Ведущий (4) и ведомый (5) валы коробки передач (3) имеют выходы для привода дополнительных рабочих органов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Полезная модель относится к сельскохозяйственным машинам, а именно к многофункциональным легким агрегатам, предназначенным для выполнения сельскохозяйственных работ на приусадебных участках, в садах и огородах индивидуального пользования.

Известен привод колесного движителя мотоблока по свидетельству на полезную модель №1945 (МПК6: А01В 33/08, 71/00, опубликовано 16.04.1996 г.) Привод включает кинематически связанный с моторно-трансмиссионным узлом трехвальный редуктор. Промежуточный вал редуктора соединен шестеренчатой передачей с ведущим валом. Узлы соединения шестерен с соответствующими валами выполнены с возможностью переустановки шестерен местами, что усложняет регулировку скоростей и требует дополнительных трудозатрат.

Наиболее близкой к предлагаемой полезной модели по технической сущности и достигаемому результату является привод почвообрабатывающего орудия по авторскому свидетельству СССР №1697600 (МПК5: А01В 33/00, 51/02, 71/00, опубликовано 15.12.91). Указанный привод содержит соединенный с источником движения (валом отбора мощности трактора) центральный редуктор, связанный с помощью муфты сцепления и трансмиссионного вала с шестеренчатым редуктором передачи движения на рабочий вал, на котором установлены рабочие элементы. Для обеспечения различных скоростей вращения рабочего вала с рабочими элементами разного назначения: орудиями для сплошной обработки почвы, рыхлителями, измельчителями растений, гребнеразрушающими орудиями и т.п., - шестерни центрального редуктора и редуктора передачи движения на рабочий вал установлены с возможностью взаимозамены, что связано с дополнительными трудозатратами.

Задачей настоящей полезной модели является разработка такой конструкции привода почвообрабатывающего орудия, которая обеспечила бы возможность изменения скоростей вращения рабочего вала без остановки и переналадки агрегата, а также возможность его заднего хода.

Поставленная задача решается тем, что в приводе почвообрабатывающего орудия, содержащем соединенный с источником движения центральный редуктор, редуктор передачи движения на рабочий вал и муфту сцепления, центральный редуктор выполнен в виде коробки передач, включающей ведущий вал с жестко закрепленными шестернями, ведомый вал с установленными на нем с возможностью осевого перемещения шестернями, снабженными вилками, соединенными с рукояткой переключения передач, и установленный с возможностью перемещения вдоль осевой линии посредством рычага промежуточный вал, на котором установлены свободно блок из ведущей и ведомой шестерен заднего хода, возвратная пружина и шариковая муфта блокировки шестерен на промежуточном валу, при этом ведомая шестерня блока шестерен заднего хода находится в постоянном зацеплении с шестерней, закрепленной на ведущем валу коробки передач, муфта сцепления размещена между источником движения и коробкой передач, а ведущий и ведомый валы коробки передач имеют выходы для привода дополнительных рабочих органов.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежами, на которых изображено: на фиг.1 - кинематическая схема привода; на фиг.2 - кинематическая схема шариковой муфты.

Привод почвообрабатывающего орудия содержит источник движения 1, которым может быть, например, двигатель мотоблока или вал отбора мощности трактора. Источник движения соединен муфтой 2 сцепления с центральным редуктором, выполненным в виде коробки передач 3, содержащей ведущий вал 4, ведомый вал 5 и промежуточный вал 6. Ведомый вал 5 коробки передач 3 соединен с конической шестерней 7 редуктора 8 передачи

движения на рабочий вал 9. Шестерня 7 находится в зацеплении с конической шестерней 10, закрепленной на валу 11, на конце которого закреплена коническая шестерня 12, находящаяся в зацеплении с шестерней 13, установленной на рабочем валу 9, на котором размещены ходовые колеса или рабочие органы, например, фрезы 14. На ведущем валу 4 коробки передач 3 жестко закреплены шестерни 15, 16, 17 и 18. На ведомом валу 5 установлены с возможностью осевого перемещения блок 19 шестерен с шестернями третьей 20 и второй 21 передач и блок 22 с шестерней первой и задней передачи. Блоки 19 и 22 соединены вилками 23 и 24 соответственно с рукояткой (не показана) переключения передач. Ведущий 4 и ведомый 5 валы имеют выступающие за пределы корпуса коробки передач участки для привода дополнительно навешиваемых рабочих органов. Промежуточный вал 6 размещен на двух игольчатых подшипниках 25 и 26 и может перемещаться посредством рычага (не показан) вдоль осевой линии вала. На промежуточном валу 6 свободно установлен блок шестерен заднего хода: ведущей 27 и ведомой 28, постоянно находящейся в зацеплении с шестерней 18, а также возвратная пружина 29 и шариковая муфта 30 блокировки блока шестерен 27 и 28 с промежуточным валом 6.

В зависимости от выполняемой ротационными рабочими органами операции выбирают необходимую скорость вращения рабочего вала, для чего с помощью рукоятки переключения передач и вилок 23 и 24 вводят в зацепление одну из пар шестерен: 15 и 20, или 16 и 21, или 17 и 22. При включении муфты сцепления 2 привода вал 9 вращается и вращает закрепленные на нем колеса или рабочие органы, например, фрезы, обрабатывающие почву. При необходимости включения заднего хода сначала шестерни 20, 21 и 22, расположенные на ведомом валу 5, выводят в нейтральное положение, а затем рычагом смещают вдоль оси промежуточный вал 6. При этом срабатывает шариковая муфта 30, блокируя шестерни 27 и 28 на промежуточном валу 6. Затем шестерню 22 вводят в зацепление с шестерней 27. При включении муфты сцепления 2 осуществляется задний ход

агрегата. Рабочие органы могут быть установлены как на рабочем валу 9, так и на выступающих из корпуса коробки передач участках ведущего 4 и ведомого 5 валов. Общее отключение передач с остановкой вращения рабочего вала 9 осуществляется рычагом управления муфтой сцепления 2.

1. Привод почвообрабатывающего орудия, содержащий соединенный с источником движения центральный редуктор, редуктор передачи движения на рабочий вал и муфту сцепления, отличающийся тем, что центральный редуктор выполнен в виде коробки передач, включающей ведущий вал с жестко закрепленными шестернями, ведомый вал с установленными на нем с возможностью осевого перемещения шестернями, снабженными вилками, соединенными с рукояткой переключения передач, и установленный с возможностью перемещения вдоль осевой линии посредством рычага промежуточный вал, на котором установлены свободно блок из ведущей и ведомой шестерен заднего хода, возвратная пружина и шариковая муфта блокировки шестерен на промежуточном валу, при этом ведомая шестерня блока шестерен заднего хода находится в постоянном зацеплении с шестерней, закрепленной на ведущем валу коробки передач, а муфта сцепления размещена между источником движения и коробкой передач.

2. Привод по п.1, отличающийся тем, что ведущий и ведомый валы коробки передач имеют выходы для привода дополнительных рабочих органов.



 

Наверх