Регулируемая рулевая колонка транспортного средства
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства обеспечивает плавное регулирование углового положения колонки. При регулировке положения колонки (1) вращение с регулировочного рычага (6) через тягу (12) передается на дополнительный рычаг (11). При повороте регулировочного рычага (6) вниз дополнительный рычаг (11) поворачивается и ослабляет затяжку крепления вилки (2) с колонкой 1, что позволяет изменить угол наклона рулевой колонки, перемещая при этом вручную стяжной элемент (7) в регулирующих пазах (8) в вилке (3), ограничивающих угол наклона колонки, и фиксируя нужное положение крепежным элементом. После установки рулевой колонки в требуемое положение регулировочный рычаг (6) поднимается вверх и рулевая колонка фиксируется. Пружина (10) поддерживает колонку (1) с вилкой, предотвращая ее падение при ослабленной затяжке стяжного элемента (7), когда регулировочный рычаг (6) переведен в нижнее положение. 1 н.п. ф-лы, 1 фиг.
Полезная модель относится к рулевым управлениям транспортных средств.
Известна регулируемая рулевая колонка (см., например, а.с. СССР №818941 от 24.05.79., кл. В62D 1/18), содержащая корпус, установленный в нем рулевой вал, нижний конец которого связан с рулевым механизмом, два зубчатых сектора, установленных на оси, закрепленной в корпусе, подпружиненный фиксатор, установленный на кронштейне корпуса рулевой колонки, упомянутый фиксатор выполнен в виде двуплечего рычага, установленного с возможностью поворота на валу, закрепленном в указанном кронштейне корпуса, причем каждое из плеч двуплечего рычага выполнено с выступами, входящими во впадины соответствующего зубчатого сектора.
Недостатком указанной конструкции является дискретность регулировки и небольшой диапазон регулировки положения рулевой колонки.
Наиболее близким устройством того же назначения к заявленной полезной модели по совокупности признаков является регулируемая рулевая колонка транспортного средства (см. "Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112", Москва "Третий Рим", 2000 г., с.74-75), содержащая колонку с вилкой в виде опорных пластин, рулевой вал, установленный в колонке, кронштейн крепления с поддерживающей пружиной, кронштейн крепления и колонка рулевого вала соединены между собой шарнирно опорными пластинами при помощи болтов, опорные пластины снабжены регулировочными пазами через них и отверстия в кронштейне крепления проходит стяжной болт, на котором установлен с возможностью поворота регулировочный рычаг, при этом ступица регулировочного рычага снабжена шлицами, соединяющимися со шлицами регулировочной втулки, закрепленной на стяжном болту.
Недостатками конструкции является увеличенное плечо качания рулевого колеса - ось качания находится ниже оси стяжного болта.
Техническим результатом устройства является уменьшение плеча качания рулевого колеса, что дает большую свободу при реализации компоновочных решений.
Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в известной регулируемой рулевой колонке транспортного средства, содержащей колонку с рулевым валом и вилкой, соединенной с кронштейном крепления крепежными
элементами, регулировочный рычаг, установленный с возможностью поворота, стяжной элемент, проходящий через регулирующие пазы в вилке и отверстия в кронштейне крепления, при этом кронштейн крепления снабжен поддерживающей пружиной, на указанном стяжном элементе размещен дополнительный рычаг, установленный с возможностью поворота на нем, и соединенный с регулировочным рычагом через тягу, при этом регулировочный рычаг выполнен подпружиненным и установлен на дополнительной оси, закрепленной у основания вилки, а кронштейном крепления через поддерживающую пружину соединен с основанием вилки.
Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежных рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна".
Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".
Полезная модель поясняется чертежами, где
на фиг.1 изображен общий вид рулевой колонки,
на фиг.2- вид снизу.
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства содержит колонку 1 с установленным рулевым валом 2 и вилкой 3, соединенной с кронштейном 4 крепления болтами, образующими ось 5 качания рулевой колонки.
Рулевая колонка содержит регулировочный рычаг 6, установленный с возможностью поворота, стяжной элемент 7 в виде болта с гайкой на конце, проходящего через регулирующие пазы 8 в вилке 3 и отверстия 9 в кронштейне 4 крепления. Пазы 8 в вилке 3 ограничивают угол наклона колонки. Кронштейн 4 крепления снабжен поддерживающей пружиной 10.
На стяжном элементе 7 размещен дополнительный рычаг 11, установленный с возможностью поворота на нем, и соединенный с регулировочным рычагом 6 через тягу 12.
Регулировочный рычаг 6 выполнен подпружиненным пружиной 13 и установлен на дополнительной оси 14, закрепленной у основания вилки 3. Пружина 13 поддерживает регулировочный рычаг 6 в верхнем положении.
Кронштейн 4 крепления через поддерживающую пружину 10 соединен с основанием вилки 1.
Принцип регулирования рулевой колонки транспортного средства следующий.
При регулировке положения колонки 1 вращение с регулировочного рычага 6 через тягу 12 передается на дополнительный рычаг 11. При повороте регулировочного рычага 6 вниз дополнительный рычаг 11 поворачивается и ослабляет затяжку крепления вилки 2 с колонкой 1, что позволяет изменить угол наклона рулевой колонки, перемещая при этом вручную стяжной элемент 7 в регулирующих пазах 8 в вилке 3, ограничивающих угол наклона колонки, и фиксируя нужное положение крепежным элементом - гайкой.
После установки рулевой колонки в требуемое положение регулировочный рычаг 6 поднимается вверх и рулевая колонка фиксируется.
Пружина 10 поддерживает колонку 1 с вилкой, предотвращая ее падение при ослабленной затяжке стяжного элемента 7, когда регулировочный рычаг 6 переведен в нижнее положение.
Такое выполнение устройства позволяет уменьшить плечо качания рулевого колеса - ось качания колонки находится ближе к рулевому колесу, что дает большую свободу при реализации компоновочных решений.
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства, содержащая колонку с рулевым валом и вилкой, соединенной с кронштейном крепления крепежными элементами, регулировочный рычаг, установленный с возможностью поворота, стяжной элемент, проходящий через регулирующие пазы в вилке и отверстия в кронштейне крепления, при этом кронштейн крепления снабжен поддерживающей пружиной, отличающаяся тем, что на стяжном элементе размещен дополнительный рычаг, установленный с возможностью поворота на нем и соединенный с регулировочным рычагом через тягу, при этом регулировочный рычаг выполнен подпружиненным и установлен на дополнительной оси, закрепленной у основания вилки, а кронштейном крепления через поддерживающую пружину соединен с основанием вилки.