Рельсовый стыковой соединитель
Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, в частности, к устройствам для пропуска сигнального и тягового токов по рельсам в зоне стыка с улучшенным контактом между рельсами. Сущность п.м.: многожильный провод соединителя выполнен в виде стале-медного троса, а каждый концевой наконечник выполнен в виде стальной манжеты, образованной наружной и внутренней угловыми пластинами с выполненными на одном плече соосными отверстиями под элемент крепления к рельсу, причем обе угловые пластины размещены под углом 135° и контактируют друг с другом одним плечом, а их вторые плечи охватывают токопровод с образованием раструба и соединены в его вершине посредством аргоно-дуговой сварки. 2 п. ф-лы, 2 фиг. илл.
Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, в частности, к устройствам для пропуска сигнального и тягового токов по рельсам в зоне стыка с улучшенным контактом между рельсами.
Известен токопроводящий рельсовый соединитель, содержащий стыковую рельсовую накладку и контактные шины, приваренные первыми концами к противоположным краям рельсовой накладки, при этом контактные шины выполнены упругими и изогнутыми дугой и снабжены окнами для приварки, а на отогнутым крючкообразных вторых концах шин выполнено по крайней мере по два резьбовых отверстия, в которых ввернуты болты с гайками с возможностью регулирования силы прижатия к шейке рельса (см., например, описание изобретения к патенту РФ №1801810, кл. В60М 5/00, опубл. 1993).
Известен также рельсовый стыковой соединитель электрофицированных железных дорог, содержащий медный многожильный провод и закрепленные на его концах стальные обоймы, присоединяемые к боковым поверхностям головок рельсов стыка, при этом каждая обойма выполнена в виде петли с незамкнутой цилиндрической частью и выступающей тангенциальной стенкой, а на поверхности цилиндрической части выполнены полукольцевые канавки шириной 0,2-0,25 внутреннего диаметра (см., например, описание изобретения к патенту РФ №1324885, кл. В60М 1/30, опубл. 1987).
Основными недостатками данных рельсовых соединителей является сравнительно невысокая надежность в эксплуатации, обусловленная раскреплением болтовых соединений крепления после прохождения скоростных пассажирских и большегрузных грузовых поездов.
Наиболее близким из известных по своей технической сущности и достигаемому результату является выбранный в качестве прототипа рельсовый стыковой соединитель, содержащий токопровод, выполненный в виде многожильного провода с закрепленными концевыми наконечниками, предназначенными для крепления к смежным рельсам по обе стороны от рельсового стыка (см., например, описание изобретения к патенту РФ №2108928, кл. В60М 5/00, опубл. 20.04.1998).
Однако такой соединитель также не обеспечивает надежный контакт в зоне соединения.
Сущность заявляемой полезной модели выражается в совокупности существенных признаков, достаточных для достижения обеспечиваемого предлагаемой полезной моделью технического результата, который выражается в расширении технологической надежности контакта в зоне соединения элементов железнодорожного рельсового пути.
Указанный технический результат достигается тем, что в рельсовом стыковом соединителе, содержащем токопровод, выполненный в виде многожильного провода с закрепленными концевыми наконечниками, предназначенными для крепления к смежным рельсам по обе стороны от рельсового стыка, многожильный провод выполнен в виде стале-медного троса, а каждый концевой наконечник выполнен в виде стальной манжеты, образованной наружной и внутренней угловыми пластинами с выполненными на одном плече соосными отверстиями под элемент крепления к рельсу, причем обе угловые пластины размещены под углом 135° и контактируют друг с другом одним плечом, а их вторые плечи охватывают токопровод с образованием раструба и соединены в его вершине посредством аргоно-дуговой сварки.
Сравнение заявленного технического решения с прототипом позволило установить соответствие его критерию "новизна", так как оно не известно из уровня техники.
Предложенное устройство является промышленно применимым, поскольку может быть реализовано существующими техническими средствами и соответствует установленным условиям патентоспособности полезной модели.
Других известных технических решений аналогичного назначения с подобными существенными признаками заявителем не обнаружено.
На фиг.1 представлен предложенный рельсовый соединитель, общий вид, на фиг.2 - разрез I-I на фиг.1.
Рельсовый стыковой соединитель содержит токопровод, выполненный в виде многожильного провода 1 с закрепленными концевыми наконечниками 2, предназначенными для крепления к смежным рельсам по обе стороны от рельсового стыка (не показано).
Многожильный провод 1 выполнен в виде стале-медного троса, а каждый концевой наконечник 2 выполнен в виде манжеты, образованной наружной и внутренней угловыми пластинами 3 и 4 с выполненными на одном плече соосными отверстиями под элемент крепления к рельсу, причем обе угловые пластины контактируют друг с другом одним плечом, а их вторые плечи охватывают токопровод с образованием раструба и соединены в его вершине посредством аргоно-дуговой сварки с образованием сварного шва 5, который обеспечивает высокие механическую прочность и электрические характеристики. Кроме этого, манжета рельсового соединителя выполнена из стали, а угловые пластины размещены под углом 135°.
Работа устройства осуществляется следующим образом.
При монтаже или восстановительном ремонте рельсовых стыков железнодорожного рельсового пути концевые наконечники 2 многожильного провода 1 соединителя размещают в соосных отверстиях (не обозначены) наружной и внутренней угловых пластин 3 и 4 с предварительно размещенным токопроводом в раструбе соединяемых наружной и внутренней угловых пластин. Устройство характеризуется малым переходным сопротивлением в рельсовом стыке и обеспечивает надежный пропуск сигнального тока с минимальными потерями.
Предложенное устройство может эксплуатироваться в широком диапазоне температур, значительно проще известных и надежней в эксплуатации и обеспечивает высокую эксплуатационную надежность монтажно-демонтажных работ при восстановительном ремонте железнодорожного рельсового пути.
1. Рельсовый стыковой соединитель, содержащий токопровод, выполненный в виде многожильного провода с закрепленными концевыми наконечниками, предназначенными для крепления к смежным рельсам по обе стороны от рельсового стыка, отличающийся тем, что многожильный провод выполнен в виде сталемедного троса, а каждый концевой наконечник выполнен в виде манжеты, образованной наружной и внутренней угловыми пластинами с выполненными на одном плече соосными отверстиями под элемент крепления к рельсу, причем обе угловые пластины контактируют друг с другом одним плечом, а их вторые плечи охватывают токопровод с образованием раструба и соединены в его вершине посредством аргонодуговой сварки.
2. Соединитель по п.1, отличающийся тем, что манжета выполнена из стали, а угловые пластины размещены под углом 135°.