Путевой шаблон

 

Путевой шаблон может быть использован для замеров железнодорожной колеи с повышенной надежностью баз существенного изменения его конструкции.

Это достигается введением устройства контрольного (дублированного) измерения ширины колеи, использующего в качестве упоров в рельсы неподвижного упора устройства измерения ширины колеи и торца горизонтального ограничителя вертикального подвижного штока устройства измерения желобов и ординат. При этом нониус последнего взаимодействует с контрольным указателем ширины колеи, установленным на корпусе шаблона. Длина нониуса и установка указателя позволяет перекрыть весь диапазон возможных значений ширины колеи. Критерием годности путевого шаблона к эксплуатации является совпадение показания основного устройства измерения ширины колеи с показанием устройства контрольного (дублированного) измерения ширины колеи.

Путевой шаблон относится к области измерения рельсового пути и может быть использован железнодорожным мастером для замеров ширины колеи с повышенной достоверностью.

Прототипом является путевой шаблон патент РФ 2245956 от 2003.06.02 в котором на корпусе из профиля с продольными направляющими пазами установлены устройства измерения ширины колеи с подвижным и неподвижным упорами, взаимодействующими с рельсами измерительными гранями, уровня рельсов, ординат и желобов. Последнее устройство расположено на каретке, перемещающейся по продольному пазу корпуса (профиля) и включает вертикально-подвижный шток с горизонтальным ограничителем высоты и нониус. Вертикально подвижный шток взаимодействует с элементами рельсовой колеи, а нониус взаимодействует с указателями желобов и ординат, установленными на корпусе с определенным шагом, например, в 100 мм.

Задача полезной модели: введение в путевой шаблон устройства, повышающего достоверность (надежность) результатов измерения без существенного усложнения конструкции.

Необходимость повышения надежности обусловлена возможностью появления погрешности измерения в межповерочный период эксплуатации шаблона, который составляет до 6 месяцев, связанной с возможной деформацией элементов шаблона в процессе эксплуатации.

Решение задачи - в путевой шаблон введено устройство контрольного (дублированного) измерения ширины колеи, использующее в качестве измерительного упора в рельс торец горизонтального ограничителя высоты вертикально-подвижного штока, выполненного с возможностью осевого поворота, и содержащее взаимодействующий с нониусом контрольный указатель ширины колеи, имеющий цифровое значение меньше минимально возможной ширины колеи, а в сумме с длиной нониуса - больше максимально возможной ширины колеи, и установленный на корпусе в такой позиции, при которой расстояние по горизонту между измерительной гранью неподвижного упора устройства ширины колеи и торцом горизонтального ограничителя высоты, повернутого в сторону подвижного упора, равно цифровому значению контрольного указателя ширины колеи при совмещении его с нулем нониуса.

Технический результат - применение устройства контрольного измерения ширины колеи одновременно с основным устройством измерения ширины позволяет получить два результата измерения одной и той же величины. Их совпадение в пределах допустимой погрешности измерения ширины колеи является критерием годности путевого шаблона к эксплуатации. Поскольку возможность деформаций различных элементов путевого шаблона, ведущих к одинаковым погрешностям измерения мала, то надежность измерения ширины колеи путевого шаблона повышается.

Сущность полезной модели - путевой шаблон, содержащий смонтированные на корпусе (профиле) с продольными направляющими

пазами устройство измерения ширины колеи со шкалой, неподвижным и подвижным упорами, взаимодействующими с рельсами измерительными гранями, устройство измерения желобов и ординат, включающее установленную в продольном направляющем пазе каретку с вертикально-подвижным штоком, снабженным горизонтальным ограничителем высоты, и с нониусом, взаимодействующим с цифровыми указателями размеров желобов и ординат, расположенными на корпусе, отличающийся тем, что в путевой шаблон введено устройство контрольного (дублирующего) измерения ширины колеи, использующее в качестве упора в рельс торец горизонтального ограничителя высоты вертикально-подвижного штока, выполненного с возможностью осевого поворота и содержащее взаимодействующий с нониусом, длина которого, например 100 мм, больше разности максимальной и минимальной ширины колеи, контрольный указатель ширины колеи с цифровым значением, например 1500 мм, меньшим минимально возможной ширины колеи, а при суммировании с длиной нониуса большим максимально возможной ширины колеи и установленный на корпусе шаблона в позиции, при которой горизонтальное расстояние между измерительной гранью неподвижного упора устройства измерения ширины колеи и торцом горизонтального ограничителя высоты, повернутого в сторону подвижного упора, равно цифровому значению контрольного указателя ширины колеи, совмещенного с нулем нониуса.

Перечень фигур и чертежей:

Фиг.1 Вид сбоку на путевой шаблон

Фиг.2 Вид сверху на путевой шаблон

Описание конструкции - путевой шаблон содержит корпус 1, выполненный из профиля с продольными направляющими пазами. На корпусе смонтированы устройство измерения ширины колеи с неподвижным 2 и подвижным 3 упорами, имеющими для обеспечения устойчивости шаблона на рельсах по две измерительные грани, взаимодействующие с боковыми поверхностями рельсов, и с шкалой ширины

колеи 4, уровень 5 и устройство измерения желобов и ординат, которое включает каретку 6, выполненную с возможностью перемещения по продольно направляющему пазу корпуса, и содержащую вертикально-подвижный шток 7 с возможностью осевого поворота, горизонтальный ограничитель высоты 8 которого своим торцом А может взаимодействовать с боковой поверхностью рельса, на котором устанавливается подвижный упор 3. Такая конструкция при соответствующей длине горизонтального ограничителя высоты позволяет обойти подвижный упор при контрольном (дублированном) измерении ширины колеи. На каретке также закреплен нониус 9, с ценой деления 1 мм и длиной 100 мм, взаимодействующий с цифровыми указателями размеров желобов 10 и ординат 11, а также с контрольным указателем ширины колеи 12, имеющим цифровое значение меньше минимально возможной ширины колеи, например 1500 мм, а при сложении с длиной нониуса, например 100 мм, - больше максимально возможной ширины колеи. Указатель ширины колеи установлен на корпусе шаблона в такой позиции, чтобы при его совмещении с нулем нониуса горизонтальное расстояние между измерительной гранью неподвижного упора 2 и торцом горизонтального ограничителя высоты А соответствовало цифровому значению указателя, например 1500 мм, что соответствует минимальному значению контрольного (дублированного) измерения ширины колеи. Максимальное измеряемое значение составит 1600 мм, что перекрывает возможный разброс ширины колеи номиналом в 1520 мм, принятый на Российских железных дорогах. Для европейской колеи номиналом 1435 мм цифровое значение указателя ширины колеи должно быть 1400 мм при соответствующем позиционировании указателя на шаблоне.

Работа с шаблоном - повернуть горизонтальный ограничитель высоты 8 торцем в сторону подвижного упора. Опустить шток 7 до уровня совмещения торца А с нижней гранью упора 3. Установить путевой шаблон на рельсы в месте контрольного измерения. Передвинуть каретку 6 до

касания торцом А ограничителя высоты боковой поверхности рельса. Против риски контрольного указателя ширины колеи 12 считать показание нониуса, и прибавить их к цифровому значению указателя 12. Полученное значение является шириной колеи, измеренной с помощью контрольного (дублированного) устройства измерения ширины колеи. Снять основное показание ширины колеи устройством измерения ширины колеи по шкале 4. Сравнить результаты контрольного и основного замера. Допустимое их расхождение для исправного шаблона не должно превышать предельной погрешности измерения ширины колеи данным шаблоном.

Возможность выполнения путевого шаблона с предлагаемым изменением конструкции обоснована преемственностью прототипа. Настройка положения указателя ширины колеи с учетом его цифрового значения выполняется и контролируется на стенде контроля путевых шаблонов, например по патенту РФ №2114949, используемого для штатного контроля путевых шаблонов. Возможность выполнения и функционирования путевого шаблона с внесенными изменениями конструкции проверена на опытных образцах.

Путевой шаблон, содержащий смонтированные на корпусе (профиле) с продольными направляющими пазами устройство измерения ширины колеи со шкалой, неподвижным и подвижным упорами, взаимодействующими с рельсами измерительными гранями, устройство измерения желобов и ординат, включающее установленную в продольном направляющем пазе каретку с вертикально-подвижным штоком, снабженным горизонтальным ограничителем высоты, и с нониусом, взаимодействующим с цифровыми указателями размеров желобов и ординат, расположенными на корпусе, отличающийся тем, что в путевой шаблон введено устройство контрольного (дублирующего) измерения ширины колеи, использующее в качестве упора в рельс торец горизонтального ограничителя высоты вертикально-подвижного штока, выполненного с возможностью осевого поворота, и содержащее взаимодействующий с нониусом, длина которого, например 100 мм, больше разности максимальной и минимальной ширины колеи, контрольный указатель ширины колеи с цифровым значением, например 1500 мм, меньшим минимально возможной ширины колеи, а при суммировании с длиной нониуса - большим максимально возможной ширины колеи и установленный на корпусе шаблона в позиции, при которой горизонтальное расстояние между измерительной гранью неподвижного упора устройства измерения ширины колеи и торцом горизонтального ограничителя высоты, повернутого в сторону подвижного упора, равно цифровому значению контрольного указателя ширины колеи, совмещенного с нулем нониуса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам измерения параметров рельсовых путей и предназначено для измерения угла поперечного наклона рельса
Наверх