Путевой шаблон
Путевой шаблон, содержащий устройства измерения параметров рельсовой колеи, в том числе устройства измерения ординат, желобов, износа рельсов, которые размещены на каретке с нониусом, а ползуны каретки расположены в продольном пазе 2 корпуса 1 путевого шаблона (см. фиг. 1). Всего три ползуна из полиамида. Два ползуна имеют форму угольника 3, горизонтальные полки которых направлены навстречу. Третий ползун имеет форму планки 4 прямоугольного сечения и свободно размещен между вертикальными полками ползунов-угольников. Между ползунами-угольниками и ползуном-планкой установлена дугообразная пружина 5 прямоугольного сечения, концы которой опираются на горизонтальные полки, а выпуклая часть на ползун-планку. Крепление корпуса каретки 6 произведено посредством заклепки к вертикальным полкам ползунов. Такая система обеспечивает сухое трение (без смазки) подвижных деталей, избегая образования абразивной пасты из смеси песка и смазки при эксплуатации в полевых условиях.
Путевой шаблон относится к области измерения рельсового пути и может быть использован для укладки и контроля параметров рельсовой колеи.
Прототипом является путевой шаблон патент РФ 2245956, в котором на профиле из алюминиевого сплава с продольными пазами установлена каретка с нониусом для измерения параметров ординат, желобов и износа рельсов. Ползуны каретки расположены в продольном пазе и выполнены аналогично каретке штангенциркуля, при этом фиксирующая каретку плоская пружина опирается на ребро продольного паза, образуя пару металл-металл. Такая система работает хорошо при смазке подвижных деталей. В натурных условиях на смазку налипает песчаная пыль, образуя абразивную пасту, что приводит к надирам и заклиниванию каретки.
Задача. 1. устранение контакта металла с металлом
2. обеспечить работоспособность путевого шаблона без смазки.
Решение задачи. В каретке выполнено три ползуна из пластмассы, например полиамид. Два ползуна взаимодействуют с верхнем ребром продольного паза, один ползун - с нижним, а между ползунами верхнего и нижнего ряда установлена фиксирующая пружина, которая прижимает ползуны к пазу. Пара металл-пластмасса удовлетворительно работает без смазки и не способствует образованию абразивной пасты.
Технический результат. Выполнение вышеперечисленных решений позволяет эксплуатировать путевой шаблон в натурных условиях с повышенной надежностью.
Сущность. Путевой шаблон, содержащий корпус, выполненный из профиля алюминиевого сплава с продольными пазами, на корпусе размещены устройства измерения ширины рельсовой колеи, уровня, ординат, желобов и износа рельсов, последние три устройства размещены на каретке с нониусом подпружиненные ползуны которой расположены в продольном пазе корпуса отличающийся тем, что, каретка содержит три ползуна из пластмассы, например полиамид, два ползуна имеют форму угольника, горизонтальные полки которых направлены на встречу, а к вертикальным полкам ползунов-угольников закреплены корпус каретки и пластина, ограничивающая поперечное смещение каретки, между вертикальными полками ползунов-угольников свободно размещен третий ползун, выполненный в виде планки прямоугольного сечения, а между ползунами-угольниками и ползуном-планкой расположена дугообразная пружина прямоугольного сечения, концы которой расположены на горизонтальных полках ползунов-угольников, а выпуклая часть пружины на ползуне-планке.
Перечень фигур-чертежей.
Фиг. 1 - вид на расположение ползунов и пружины в продольном пазу корпуса путевого шаблона.
Фиг. 2 - поперечный разрез корпусов путевого шаблона и каретки.
Описание конструкции. На корпусе 1 путевого шаблона имеются продольные пазы 2 в которых расположены детали каретки и два ползуна-угольника 3, ползун-планка 4 и дугообразная пружина 5. В детали 3 имеется отверстие, через которое посредством заклепки жестко присоединены корпус каретки 6 и пластина 7. К корпусу 6 закреплен нониус 8. Между деталями 6 и 7 распложены детали 4 и 5. Усилие пружины 5 направлено вертикально, что обеспечивает прижим ползунов 3 и 4 к торцам продольного паза 2. Толщина ползунов 3 больше толщины стенки корпуса путевого шаблона, что обеспечивает свободное перемещение каретки.
Работа. Горизонтальным усилием нажатия на корпус каретки 6 обеспечивается перемещение каретки по продольному пазу. При снятии горизонтального усилия под действием пружины 5 происходит фиксация каретки ползунами 3 и 4 в месте измерения параметров колеи.
По данной заявке разработан опытный образец, удовлетворительно прошедший испытания. Подвижные детали не были смазаны, образование абразивной пасты не наблюдалось.
Путевой шаблон, содержащий корпус, выполненный из профиля алюминиевого сплава с продольными пазами, на корпусе размещены устройства измерения ширины рельсовой колеи, уровня, ординат, желобов и износа рельсов, последние три устройства размещены на каретке с нониусом, подпружиненные ползуны которой расположены в продольном пазе корпуса, отличающийся тем, что каретка содержит три ползуна из пластмассы, например полиамид, два ползуна имеют форму угольника, горизонтальные полки которых направлены на встречу, а к вертикальным полкам ползунов-угольников закреплены корпус каретки и пластина, ограничивающая поперечное смещение каретки, между вертикальными полками ползунов-угольников свободно размещен третий ползун, выполненный в виде планки прямоугольного сечения, а между ползунами-угольниками и ползуном-планкой расположена дугообразная пружина прямоугольного сечения, концы которой расположены на горизонтальных полках ползунов-угольников, а выпуклая часть пружины на ползуне-планке.