Привод стояночной тормозной системы автомобиля

 

Предлагаемый привод стояночной тормозной системы автомобиля позволит исключить при необходимости буксование одного из приводных колес, затормозив его. При этом другое колесо, опирающееся на нескольскую поверхность, вытянет автомобиль из зоны буксования. А также позволит затормозить опорное колесо при вывешенном для ремонта противоположном, которое тормозить не следует. Кроме того, несимметричное торможение во время движения может быть использовано для резких разворотов автомобиля на 180 градусов (в спортивных или милицейских маневрах). Привод содержит основание с зубчатым сектором 9, на оси 10 которого установлен рычаг 2 второго рода и два одинаковых рычага 5 первого рода, которые могут оба вместе или один из них соединяться с рычагом 2 при помощи крестообразной задвижки 3, имеющей возможность вращаться на оси 4 закрепленной на рычаге 2. Задвижка 3 может занимать три положения: среднее - рычаг 2 и оба рычага 5 находятся в зацеплении, и два крайних, при которых рычаг 2 соединяется или только с левым рычагом 5, или только с правым. Водитель, поворачивая рычаг 2, тормозит левое отдельно, правое отдельно или оба колеса одновременно в зависимости от положения задвижки 3.

Область техники.

Автомобильная промышленность.

Уровень техники.

Стояночные тормозные системы автомобилей имеют одинаковый принцип действия и сходную конструкцию. Аналогом может служить привод стояночной тормозной системы автомобиля ВАЗ-2109, описанный в книге: «легковые автомобили» С.К.Шестопалов, К.С.Шестопалов - москва «транспорт» 1995 г. Он состоит из рычага первого рода, на одно плечо которого, находящееся в кабине, воздействует водитель, а к другому плечю присоединена тяга с планкой, к которой присоединены два троса, которые другими своими концами присоединены к рабочим тормозным механизмам задних колес автомобиля. Задние колеса могут быть приводными и не приводными. Рычаг привода устанавливается на оси, закрепленной на основании, имеющем зубчатый сектор, с которым взаимодействует собачка остановленная на валу рычага и служащая для фиксации его в определенном положении и которая освобождается при воздействии на нее кнопкой со штоком, находящимся внутри рычага. Недостаток этих приводов в том, что они воздействуют сразу на оба задних колеса. Но бывают в жизни случаи, когда нужно затормозить только одно. Например, одна сторона автомобиля стоит на домкрате (вывешено заднее колесо) с целью ремонта тормозного механизма. Хорошо было-бы другое заднее колесо затормозить (для безопасности), но тогда ремонт не получится, т.к. заторможены будут оба. Если автомобиль заднеприводной и у него забуксовало одно колесо, то другое будет неподвижно - ехать невозможно.

Раскрытие полезной модели.

Предлагаемая модель привода стояночной тормозной системы автомобиля устраняет отмеченный выше недостаток и предоставляет возможность торможения как одного из колес, так и обоих сразу. Он состоит из основания 9 (см. фиг.), имеющего зубчатый сектор, с которым взаимодействует собачка 11, фиксирующая положение рычага 2 (он является рычагом второго рода), установленная на валу 12, который установлен на рычаге 2, на котором также установлена кнопка со штоком 1, расфиксирующие рычаг 2, воздействуя через вал 12 на собачку 11. На рычаге 2 имеются напраляющие 14 для задвижки 3,изготовленные как одно целое с ним. На оси 10, установленной на основании 9, размещены: внутри вертикальных стенок основания 9 - рычаг 2, снаружи два одинаковых рычага 5 (они являются рычагами первого рода) - по одному с каждой стороны. На рычаге 2 на оси 4 установлена задвижка 3 крестообразной формы имеющая возможность, вращаясь на оси 4 и перемещаясь в направляющих 14, занимать три положения: среднее (вдоль оси рычага 2), правое до упора и левое до упора в направляющие 14. В среднем положении задвижка 3 своими боковыми отростками входит в прямоугольные отверстия обоих рычагов 5. В правом положении задвижка 3 выходит из прямоугольного отверстия левого рычага 5, тем самым отсоединяя его от рычага 2. В левом положении (оно изображено на фиг.) задвижка 3 выходит из отверстия правого рычага 5, тем самым отсоединяя его от рычага 2. Другие плечи рычагов 5 имеют П-образные приливы, в которых установлены держатели 6, имеющие возможность вращения между стенками прилива на осях 13, в отверстиях которых закреплены тросы 8 гайками 7. Тросы протягиваются к тормозным механизмам задних колес автомобиля, которые на фиг. не показаны.

Работает привод следующим образом. Водитель поворачивает рычаг 2 и если задвижка 3 находится в среднем положении, то вместе с ним поворачиваются и оба рычага 5, а вместе с ними перемещаются тросы 8, которые воздействуют на тормозные механизмы задних колес. Если задвижку 3 перевести в левое положение, то она выйдет из зацепления с правым рычагом 5 и при повороте рычага 2 с ним повернется только

левый рычаг 5 и соответственно будет тормозится только левое колесо. В нужном положении рычаг 2 фиксируется собачкой 11, а при нажатии на кнопку 1 собачка 11 выходит из зацепления с зубчатым сектором основания 9 и рычаг 2 можно вернуть в исходное положение.

Привод стояночной тормозной системы автомобиля, содержащий основание с зубчатым сектором, рычаг с кнопкой со штоком и собачку, взаимодействующие с зубчатым сектором основания, фиксируя рычаг, тросы, которые воздействуют на тормозные механизмы автомобиля, отличающийся тем, что рычаг сделан как система трех рычагов, установленных на одной оси, один из которых второго рода - центральный, на который воздействует водитель, может при помощи задвижки, установленной на нем на оси, соединяться с двумя другими рычагами первого рода одновременно или с одним из них, входя боковыми выступами задвижки в отверстия, расположенные на одном из плеч этих рычагов, образуя единый рычаг, передающий усилие водителя на тросы, закрепленные гайками в держателях, установленных подвижно на противоположных плечах тех же рычагов.



 

Наверх