Композитный катер с жестким днищем и надувными бортами

 

Полезная модель «Композитный катер с жестким днищем и надувными бортами» относится к малому судостроению, в частности, к спортивно-прогулочным, спасательным катерам. Катер содержит жесткое днище и пневматический баллон U-образной формы, днище ограничено бортовыми скулами и имеет реданы. В диаметральной плоскости днища закреплен стрингер с ребрами жесткости, на который установлена палуба коробчатой конструкции с боковыми профилированными стенками, образующими ложемент для надувных бортов. Бортовые скулы выполнены V-образной формы, днище выполнено с комбинацией реданов, состоящей из гидролыжи, пары продольных реданов, параллельных диаметральной плоскости, и поперечного редана с обратной стреловидностью, расположенного на 2/3 длины днища катера. Поперечный редан разделяет днище, продольные реданы и бортовые скулы на носовую и кормовую их части, при этом гидролыжа расположена только в носовой части. Бортовые скулы, расположенные в кормовой части, выполнены со ступенчатым снижением высоты. Стрингер выполнен с бортовыми лонжеронами, профилированными под ложемент палубной конструкции. Техническим результатом является повышение его гидродинамических характеристик, при равной установленной мощности двигателей по сравнению с известными конструкциями.

Полезная модель «Композитный катер с жестким. днищем и надувными бортами» относится к малому судостроению, в частности, к спортивно-прогулочным, спасательным катерам.

Известны конструкции моторных лодок и катеров с эластичным или жестким днищем и надувными бортами (патенты №2237593, №2200107, В63В 7/00).

Известно, что при проектировании катеров возникает комплекс проблем, связанных с мореходностью, энерговооруженностью и другие.

Полезная модель «Композитный катер с жестким днищем и надувными бортами» по патенту №7855, 1995 г. - один из вариантов решений комплекса этих проблем, является наиболее близкой по конструкции к предлагаемому решению.

Конструкция содержит жесткое днище борта и надувные борта U- образной формы. Днище ограничено бортовыми скулами. В диаметральной плоскости днища закреплен стрингер, усиленный ребрами жесткости, на который установлена палуба коробчатой конструкции с профилированными боковыми стенками, образующими ложемент для надувных бортов. На днище выполнены продольные реданы по два относительно диаметральной плоскости лодки.

Предлагаемая полезная модель катера позволяет повысить его гидродинамические характеристики, которые, в общем случае, выражены коэффициентом гидродинамического качества k=D/R, где D - водоизмещение катера, а R - сопротивление корпуса, при равной установленной мощности двигателей по сравнению с известными конструкциями.

Получаемый технический результат достигается тем, что композитный катер, содержит жесткое днище и пневматический баллон U-образной формы, днище ограничено бортовыми скулами и имеет реданы. В диаметральной плоскости днища закреплен стрингер с ребрами жесткости, на который установлена палуба коробчатой конструкции с боковыми профилированными стенками, образующими ложемент для надувных бортов, согласно полезной модели, бортовые скулы выполнены V-образной формы, днище выполнено с комбинацией реданов, состоящей из гидролыжи, пары продольных реданов, параллельных диаметральной плоскости, и поперечного редана с обратной стреловидностью, расположенного на 2/3 длины днища катера. Поперечный редан разделяет

днище, продольные реданы и бортовые скулы на носовую и кормовую их части, при этом гидролыжа расположена только в носовой части. Бортовые скулы, расположенные в кормовой части, выполнены со ступенчатым снижением высоты.

Продольные реданы обеспечивают поперечную стабилизацию катера в режиме глиссирования и отсечения потоков воды от киля к бортам, в результате чего уменьшается смоченная поверхность, непосредственно влияющая на величину сопротивления движению, и, естественно, снижается сопротивление корпуса. Кроме этого на реданах возникает дополнительная подъемная сила, что ведет к повышению общего гидродинамического качества корпуса катера.

Поперечный редан, расположенный на 2/3 длины днища корпуса, существенно уменьшает смоченную поверхность омываемого набегающей водой корпуса, тем самым значительно снижая сопротивление движению в рабочих режимах. Введением поперечного редана достигается большая продольная устойчивость катера, и уменьшается влияние изменения центра тяжести катера на ходовые характеристики. Обратная стреловидность поперечного редана способствует снижению силы гидродинамических ударов на корпус катера и повышению его мореходности.

Гидролыжа, расположенная в носовой части днища до поперечного редана, имеет меньшую килеватость (9-10°) по отношению к общей килеватости днища (18-19°) и, следовательно, большее гидродинамическое качество. Она введена для снижения сопротивления в переходных режимах движения. Кромки гидролыжи выполняют также роль продольных реданов, и все сказанное выше о них относится и к гидролыже.

Бортовые скулы, имеющие V-образную форму для уменьшения проскальзывания в поворотах и снижения радиуса циркуляции, ступенчато снижаются по высоте в сторону кормы для перераспределения усилия зацепления при разной скорости вхождения в поворот (циркуляцию). Разрыв бортовой скулы в районе поперечного редана необходим для вентилирования зареданного пространства и снижения сопротивления корпуса в переходных и рабочих режимах движения.

Несущий каркас катера, состоящий из стрингеров коробчатой конструкции, дополнен бортовыми лонжеронами с профилированным ложем, куда устанавливается палуба коробчатой конструкции с боровыми ложементами для надувных бортов. Общая жесткость корпуса значительно возрастает, оказывая свое влияние на повышение гидродинамических характеристик катера.

На фиг.1 представлен общий вид днища катера;

на фиг.2 - вид днища сбоку;

на фиг.3 - сечение А-А катера.

Композитный катер (фиг.1) содержит днище 1, надувные борта 2, на днище расположены продольные реданы 3, поперечный редан 4, гидролыжа 5, бортовые скулы 6 со ступенчатым 7 изменением высоты до 1/2 от номинала (фиг.2), стрингер 8 (фиг.3) с бортовыми лонжеронами 9 и ложемент 10 палубной конструкции.

Предлагаемая полезная модель композитного катера с жестким днищем и надувными бортами, днище которого изготовлено из стеклопластика или других подобных ему материалов и конструктивно включающее все предложенные элементы: продольные и поперечный реданы, гидролыжу, переменные по высоте бортовые скулы, в результате обладает более высокими гидродинамическими характеристиками и мореходными качествами по сравнению с катерами этого класса.

1. Композитный катер с жестким днищем и надувными бортами, содержащий днище и пневматический баллон U-образной формы, днище ограничено бортовыми скулами и имеет реданы, в диаметральной плоскости днища закреплен стрингер с ребрами жесткости, на которые установлена палуба коробчатой конструкции с боковыми профилированными стенками, образующими ложемент для надувных бортов, отличающийся тем, что болтовые скулы выполнены V-образной формы, на днище выполнена комбинация реданов, состоящая из гидролыжи, пары продольных реданов, параллельных диаметральной плоскости, и поперечного редана с обратной стреловидностью, расположенного на 2/3 длины днища катера и разделяющего днище, продольные реданы и бортовые скулы на носовую и кормовую части, при этом гидролыжа расположена в носовой части, а бортовые скулы, расположенные в кормовой части, выполнены со ступенчатым снижением высоты.

2. Композитный катер по п.1, отличающийся тем, что стрингер выполнен с бортовыми лонжеронами, профилированными под ложемент палубной конструкции.



 

Наверх