Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала

 

Полезная модель относится к области гидротехнического строительства, конкретно к судоходным каналам, предназначенным для уменьшения судового хода между бассейнами морей или рек. Технические результаты: повышение надежности работы комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала и его приточности, расширение возможностей по регулированию паводковой ситуации. Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала, соединяющего водные бассейны двух морей и/или рек, включает систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя бассейнами, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов, в соседнем речном бассейне, расположен водоподводящий канал и гидроузел с регуляционным водохранилищем, аккумулирующим воду, в том числе из соседнего речного бассейна, в паводковый период, и перераспределяющим аккумулированный объем воды через систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов, при этом обеспечивается возможность перекачивания воды через водораздел соседнего с судоходным каналом бассейна из регуляционного водохранилища в подводящие каналы, расположенные в бассейне судоходного канала через машинный водоподводящий канал.

Область техники

Полезная модель относится к области гидротехнического строительства, конкретно к судоходным каналам, предназначенным для уменьшения судового хода между бассейнами морей или рек.

Уровень техники

Аналогом предлагаемого комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала можно считать канал Иртыш-Караганда, описанный в источнике: Большая Советская Энциклопедия., 3 издание, М., изд-во «Сов. Энциклопедия», 1979 г., с.312-314. Аналог содержит систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя бассейнами, а также систему водо-подводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов.

Недостатками аналога являются: недостаточно высокая надежность работы комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала и его приточность, недостаточно широкие возможности по регулированию паводковой ситуации.

Наиболее близким аналогом для предлагаемого комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала можно считать «Водопроводный, судоходный канал», патент РФ на полезную модель №33130 который опубликован 10.10.2003 г., МПК Е02В 5/04, включающий систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя бассейнами, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов.

Недостатками наиболее близкого аналога являются: недостаточно высокая надежность работы комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала и его приточность, недостаточно широкие возможности по регулированию паводковой ситуации.

Раскрытие полезной модели

Наблюдаемое в последний период изменение климата, обусловленное повышением среднегодовой температуры, приводит к повышению контрастности климатических явлений. Примером могут служить локальные рекорды по количеству выпадающих осадков. Для компенсации локальной климатической контрастности и обеспечению регулирования паводков, и как следствие, повышение надежности работы комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала, целесообразно увеличить площадь

водосбора за счет использования дополнительных бассейнов рек, в том числе, отделенных от бассейнов рек, расположенных в пределах трассы канала, водоразделами и аккумулировать воду в регуляционном водохранилище.

Задача полезной модели повысить надежность и экономическую эффективность работы комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала.

Технические результаты полезной модели: повышение надежности работы комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала и его приточности, расширение возможностей по регулированию паводковой ситуации.

Технические результаты достигаются тем, что комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала, соединяющего водные бассейны двух морей и/или рек, включает систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя упомянутыми бассейнами, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов, причем, в соседнем речном бассейне, вне трассы судоходного канала на склоне водораздела бассейна реки, примыкающего к двум упомянутым бассейнам рек, расположен водоподводящий канал, в состав гидротехнических сооружений комплекса включен гидроузел с расположенным вне трассы судоходного канала со стороны водораздела речного бассейна, в котором не располагается трасса судоходного канала, регуляционным водохранилищем, аккумулирующим воду, в том числе из упомянутого соседнего речного бассейна вне трассы судоходного канала, в паводковый период в количестве, достаточном для годового шлюзования при расчетном грузообороте по обоим склонам канала и перераспределяющим аккумулированный объем воды на весь годовой судоходный период через упомянутую систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов, упомянутый гидроузел соединен с машинным водоподводящим каналом, перекачивающим воду через водораздел соседнего с судоходным каналом бассейна из регуляционного водохранилища в подводящие каналы, расположенные в бассейне судоходного канала. Краткое описание чертежа

На фиг.1 представлена схема комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала.

Осуществление полезной модели

Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала, соединяющего водные бассейны 1 и 2 двух морей и/или рек 3 и 4 с водоразделом 5, включает систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения 6, расположенных по склонам 7 и 8 водораздела между бассейнами 1 и 2, а также систему водоподводящих каналов 9, 10 для обеспечения водой шлюзования судов, причем, в соседнем речном бассейне 11, вне трассы судоходного канала на склоне водораздела 12 речного бассейна 11, примыкающего к бассейнам 1 и 2 рек, расположен водоподводящий канал 13, в состав гидротехнических сооружений комплекса включен гидроузел с регуляционным водохранилищем 14, аккумулирующим воду, в том числе из речного бассейна 11, в паводковый период в количестве, достаточном для годового шлюзования при расчетном грузообороте по обоим склонам канала и перераспределяющим аккумулированный объем воды на весь годовой судоходный период через систему водоподводящих каналов 9, 10 для обеспечения водой шлюзования судов. Регуляционное водохранилище 14 соединено машинным каналом 15 с подводящими каналами 9, 10.

Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала работает следующим образом. Аккумулируют воду, используя водоподводящий канал 13, из речного бассейна 11, расположенного вне трассы судоходного канала на склоне водораздела 12 речного бассейна 11, примыкающего к двум бассейнам 1 и 2 рек в котором расположен судоходный канал, в регуляционном водохранилище 14 в паводковый период в количестве, достаточном для годового шлюзования при расчетном грузообороте по обоим склонам канала, транспортируют воду в течение всего годового судоходного периода из регуляционного водохранилища 14 через систему водоподводящих каналов 9, 10 в судоходный канал, перераспределяют аккумулированный объем воды по обоим склонам судоходного канала в течение всего годового судоходного периода. Вода через водораздел 12 из регуляционного водохранилища 14 в подводящие каналы 9, 10 подается через машинный канал 15.

Изготовление комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала может быть осуществлено из известных материалов известными способами, а осуществление способа его работы может быть проведено известными способами, например, машинным или самотеком.

Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала, соединяющего водные бассейны двух морей и/или рек, включающий систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя упомянутыми бассейнами, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов, отличающийся тем, что в соседнем речном бассейне, вне трассы судоходного канала на склоне водораздела бассейна реки, примыкающего к двум упомянутым бассейнам рек, расположен водоподводящий канал, в состав гидротехнических сооружений комплекса включен гидроузел с расположенным вне трассы судоходного канала со стороны водораздела речного бассейна, в котором не располагается трасса судоходного канала, регуляционным водохранилищем, аккумулирующим воду, в том числе из упомянутого соседнего речного бассейна вне трассы судоходного канала, в паводковый период в количестве, достаточном для годового шлюзования при расчетном грузообороте по обоим склонам канала и перераспределяющим аккумулированный объем воды на весь годовой судоходный период через упомянутую систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов, причем упомянутый гидроузел соединен с машинным водоподводящим каналом, перекачивающим воду через водораздел соседнего с судоходным каналом бассейна из регуляционного водохранилища в подводящие каналы, расположенные в бассейне судоходного канала.



 

Наверх