Электроконтактный зажим ленточных токовыводов

 

Полезная модель относится к области электротехники, в частности к конструкции электроконтактного зажима ленточных токовыводов аккумуляторов. Техническим результатом является уменьшение переходного электрического сопротивления между сжимаемыми зажимом ленточными токовыводами. Элекгроконтактный зажим ленточных токовыводов состоит из корпуса (1), основания (2) и прижимной планки (3). Корпус (1), основание (2), прижимная планка (3) имеют отверстия и соединены крепежным элементом (4).0бращенные друг к другу поверхности основания (2) и прижимной планки (3) выполнены в виде одинаковых волнистых поверхностей. Гребни основания (2) совпадают с впадинами прижимной планки (3). Шаг волны в 4-6 раз больше суммарной толщины сжимаемых ленточных токовыводов. Между основанием (2) и прижимной планкой (3) по другую сторону от сжимаемых ленточных токовыводов, за крепежным элементом (4), расположена вставка (5). Вставка (5) имеет такую же волнистую поверхность как основание (2) и прижимная планка (3). Толщина вставки (5) равна суммарной толщине ленточных токовыводов. В месте захода ленточных токовыводов основание (2) и прижимная планка (3) имеют фаски (6) поперек волнистых поверхностей. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Полезная модель относится к области электротехники, в частности к конструкции электроконтактного зажима ленточных токовыводов аккумуляторов.

Известен зажим, содержащий хомут, зажимной элемент и зажимной винт. Зажимной элемент и хомут выполнены с равноудаленными контактными поверхностями, каждая из которых содержит, по меньшей мере, две грани, образующие двугранный угол, при этом гребень, образованный двугранным углом зажимного элемента, расположен напротив впадины, образованной двугранным углом хомута (см. RU, патент №2294583, H01R 4/48). Данный зажим предназначен для электрических коммутационных аппаратов, но не пригоден для ленточных токовыводов.

Известна коммутация ленточных токовыводов способом пайки, как это сделано, например, при коммутации литий-ионных аккумуляторов небольшой емкости корейской фирмы Kokam (см. http://www.kokam.com/product/product_pdf/E-catalog_Kokam.pdf).

Однако такой способ коммутации затрудняет замену аккумуляторов в батарее в случае необходимости, особенно в полевых условиях. При условии, если один из токовыводов изготовлен из алюминия (литий-ионные аккумуляторы корейской фирмы Kokam большой емкости), осложняется сам процесс пайки.

Техническим результатом, который может быть получен от использования заявленной полезной модели, является уменьшение переходного электрического сопротивления между сжимаемыми зажимом ленточными токовыводами.

Указанный технический результат достигается в конструкции электроконтактного зажима ленточных токовыводов, состоящего из корпуса, основания и прижимной планки, имеющих отверстия и соединенных крепежным элементом, причем обращенные друг к другу поверхности основания и прижимной планки выполнены в виде одинаковых волнистых поверхностей, при этом гребни основания совпадают с впадинами прижимной планки, а шаг волны в 4-6 раз больше суммарной

толщины сжимаемых ленточных токовыводов, между основанием и прижимной планкой по другую сторону от сжимаемых ленточных токовыводов, за крепежным элементом, расположена вставка, имеющая такую же волнистую поверхность как основание и прижимная планка и толщину, равную суммарной толщине ленточных токовыводов, причем в месте захода ленточных токовыводов основание и прижимная планка имеют фаски поперек волнистых поверхностей.

Основание и прижимная планка зажима изготовлены из углеродистой стали с твердостью HRC э 38-42 и имеют антикоррозионное гальваническое покрытие.

На волнистой поверхности основания или прижимной планки в месте зажима ленточных токовыводов выполнено отверстие диаметром, равным шагу волны, при этом ось отверстия лежит в плоскости симметрии гребня. Отверстие может быть выполнено глухим.

Для обеспечения возможности передачи электроэнергии во внешнюю цепь он снабжен шиной, выполненной из листового токопроводящего материала, имеющей в части, устанавливаемой в зажим, отверстие и предварительно сформированную волнистую поверхность.

В качестве крепежного элемента может быть использован болт или винт с шайбой, а отверстие в основании может быть выполнено резьбовым.

Сущность полезной модели поясняется чертежами.

На фиг.1 представлен общий вид электроконтактного зажима в сборке, на фиг.2 показаны отдельные детали, из которых состоит электроконтактный зажим, на фиг.3 - электроконтактный зажим с шиной.

На фиг.1, 2 показаны 1 - корпус, 2 - основание, 3 - прижимная планка, 5 - вставка, 6 - фаски, 7 - отверстие на волнистой поверхности основания. На фиг.3 8 - шина для обеспечения возможности передачи электроэнергии во внешнюю цепь.

Уменьшение контактного электрического сопротивления между сжимаемыми зажимом ленточными токовыводами достигается за счет разрушения (разрыва) окисных пленок на сопрягаемых поверхностях и увеличение площади контакта в следствие вытяжки материала ленточных токовыводов и увеличение контактных напряжений за счет перераспределения усилий сжатия и высокого удельного давления.

Электроконтактный зажим легко ставится и снимается при помощи стандартного инструмента, что дает возможность использовать его в полевых условиях, например, при замене аккумулятора в батарее, тем более, что перед установкой зажима на ленточные токовыводы не требуется их предварительной подготовки - перфорации, формовки и т.п.

Изготовление основания и прижимной планки зажима из углеродистой стали с твердостью НRСЭ 38-42 диктуется необходимостью приложения значительных усилий к ленточным токовыводам при их сжатии, а антикоррозионное покрытие обеспечивает надежную работу зажима, в том числе, и в полевых условиях.

Фаски, выполненные поперек волнистых поверхностей на основании и прижимной планке, способствуют заходу ленточных токовыводов в зажим при его установке и позволяют избежать прорыва токовыводов при сжатии.

Выполнение на волнистой поверхности основания 2 или прижимной планки 3 в месте зажима ленточных токовыводов отверстия 7, ось которого лежит в плоскости симметрии гребня, а диаметр равен шагу волны, повышает надежность работы устройства в условиях вибрации. Наличие в конструкции вставки 5 обеспечивает отсутствие перекоса при соединении посредством электроконтактного зажима ленточных токовыводов, что влияет на уменьшение переходного электрического сопротивления между сжимаемыми зажимом ленточными токовыводами.

Область применения предлагаемого устройства распространяется на коммутацию ленточных токовыводов изготовленных из одинаковых или разных металлов толщиной 0,1-0,5 мм.

Результаты испытаний электроконтактного зажима ленточных токовыводов показали его эффективность - снижение переходного электрического сопротивления между зажимаемыми им токовыводами - в 3,41 раза по сравнению с таким же зажимом с плоскими зажимающими плоскостями в широком диапазоне протекающих токов (от 100 до 400 ампер) при одном усилии зажима.

1. Электроконтактный зажим ленточных токовыводов, состоящий из корпуса, основания и прижимной планки, имеющих отверстия и соединенных крепежным элементом, причем обращенные друг к другу поверхности основания и прижимной планки выполнены в виде одинаковых волнистых поверхностей, при этом гребни основания совпадают с впадинами прижимной планки, а шаг волны в 4-6 раз больше суммарной толщины сжимаемых ленточных токовыводов, между основанием и прижимной планкой по другую сторону от сжимаемых ленточных токовыводов за крепежным элементом расположена вставка, имеющая такую же волнистую поверхность, как основание и прижимная планка, и толщину, равную суммарной толщине ленточных токовыводов, причем в месте захода ленточных токовыводов основание и прижимная планка имеют фаски поперек волнистых поверхностей.

2. Электроконтактный зажим по п.1, отличающийся тем, что основание и прижимная планка изготовлены из углеродистой стали с твердостью HRC э 38-42 и имеют антикоррозионное гальваническое покрытие.

3. Электроконтактный зажим по п.1, отличающийся тем, что на волнистой поверхности основания или прижимной планки в месте зажима ленточных токовыводов выполнено отверстие диаметром, равным шагу волны, при этом ось отверстия лежит в плоскости симметрии гребня.

4. Электроконтактный зажим по п.3, отличающийся тем, что отверстие выполнено глухим.

5. Электроконтактный зажим по п.1, отличающийся тем, что для обеспечения возможности передачи электроэнергии во внешнюю цепь он снабжен шиной, выполненной из листового токопроводящего материала, имеющей в части, устанавливаемой в зажим, отверстие и предварительно сформированную волнистую поверхность.

6. Электроконтактный зажим по п.1, отличающийся тем, что крепежный элемент выполнен в виде болта или винта с шайбой, а отверстие в основании выполнено резьбовым.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, к той ее части, которая касается производства химических источников тока, в частности, стартерных аккумуляторных батарей для тяжелых режимов работы
Наверх