Установка для свабирования скважин

 

Установка для свабирования скважин включает самоходное транспортное средство 1, к раме которого прикреплена кабина оператора, лебедку 5 с приводом от двигателя транспортного средства 1, трансмиссию, мачту 3 с направляющим блоком и опорой, гидросистему, включающую маслобак 10 с фильтрами, насос 9, гидроцилиндр 11, гидролебедку 12, распределительную регулирующую аппаратуру и трубопроводы, гибкий тяговый элемент 6 с прикрепленным к нему свабом и грузом, устьевое оборудование, включающее устройство 7 для герметизации тягового элемента 6, лубрикатор и т.д., на раме транспортного средства 1 установлен дополнительный насос 14 малой производительности, который приводится в действие от независимого источника энергии, например, от электродвигателя 15, потребляющего ток от аккумуляторных батарей транспортного средства 1, с возможностью раздельной подачи рабочей жидкости, забираемой насосом 14 из общего маслобака с фильтрами, благодаря установленному на пульте управления тумблеру 19 с фиксацией в двух крайних и среднем положениях, управляющему 2-мя электромагнитами 26 и 28 гидрораспределителя 29, подающего рабочую жидкость или в устройство 7 для герметизации тягового элемента через блок управления 20 с педалью и гидрозамок 32, или в общую гидросистему через обратный гидроклапан, причем педаль блока управления 20 взаимодействует 2-мя путевыми выключателями, обеспечивающими опережающее включение насоса без нагрузки, а между гидрораспределителем 29 и блоком управления 20 установлен предохранительный клапан 31, отрегулированный на рабочее давление в устройстве для герметизации тягового элемента, на напорных линиях обоих насосов 9 и 14 установлены два обратных гидроклапана 33 и 34, препятствующих перетеканию рабочей жидкости в маслобак через один из неработающих насосов 9 или 14. Такая конструкция устройства позволяет подавать рабочую жидкость в устройство для герметизации гибкого элемента небольшими порциями

с плавной регулировкой давления в процессе подъема сваба из скважины, а при спуске сваба снять давление, тем самым снизить износ сальников устройства для герметизации. Кроме того, данное устройство позволяет перевести мачту из рабочего положения в транспортное в случае неисправности двигателя транспортного средства и насоса основной гидросистемы. 1 п. ф-лы, 8 илл.

Полезная модель относится к транспортным средствам, снабженным устройством для откачки жидкости из скважин способом свабирования.

Известна установка для свабирования скважин, содержащая самоходное транспортное средство, к раме которого прикреплена кабина оператора, лебедка с приводом от двигателя транспортного средства, трансмиссию, мачту с направляющим блоком и опорой, гидросистему, гибкий тяговый элемент с прикрепленным к нему свабом с грузом. При расположении мачты в транспортном положении на ней закреплено устьевое оборудование с размещенным внутри свабом и грузом. В состав устьевого оборудования входит устройство для герметизации тягового элемента, лубрикатор и т.д. (Патент РФ №2151916, кл. F04B 47/02, «Насосная установка», опубл. 27.06.2000 г., бюл. №18).

Одним из недостатков этой установки является отсутствие устройства для дистанционного управления изменением давления в устройстве для герметизации тягового элемента в процессе спуско-подъемных операций.

Указанный недостаток устранен в другой известной установке, содержащей самоходное транспортное средство, к раме которого прикреплена кабина оператора, лебедку с приводом от двигателя транспортного средства, трансмиссию, гидросистему, включающую маслобак, насос, гидроцилиндры, гидролебедку, распределительную, регулирующую и фильтрующую аппаратуру и трубопроводы, мачту с направляющим блоком и опорой, гибкий тяговый элемент с прикрепленным к нему свабом и грузом, устьевое оборудование, включающее устройство для герметизации тягового элемента, лубрикатор и т.д. (см. «Передвижной агрегат с комплексом оборудования для свабирования скважин на базе подъемника АзИНМАШ-37А» в книге В.М.Валовского, К.В.Валовского «Техника и технология свабирования скважин», Москва, ОАО «ВНИИОЭНГ», 2003 г., стр.15-95).

В известной установке рабочую жидкость в устройство для герметизации тягового элемента подают из гидросистемы установки. Однако, из-за большой производительности насоса установки в рукавах, через которые подают рабочую жидкость в устройство для герметизации тягового элемента, возникают гидравлические удары, приводящие к их разрушению в месте заделки металлической арматуры. Большая производительность насоса возникает вследствие большой частоты вращения вала двигателя транспортной базы для обеспечения максимальной производительности установки.

Некоторые образцы известной установки комплектуют автономным ручным насосом для дистанционного управления устройством для герметизации тягового элемента, что иллюстрирует рис.1067 на стр.95 упомянутой книги.

При использовании ручного насоса для герметизации тягового элемента создаются неудобства водителю, т.к. он занят управлением установкой при спуско-подъемных операциях, а его отвлечение на подкачку жидкости в устройство для герметизации тягового элемента может привести к опасным ситуациям (несвоевременное отключение муфты, несвоевременное воздействие на устройство, корректирующее укладку тягового элемента и т.д.).

Общим недостатком известных установок для свабирования скважин является отсутствие устройства для приведения установки из рабочего в транспортное положение в аварийных случаях (при неисправности двигателя транспортного средства, насоса гидросистемы установки).

Для выполнения демонтажа установки в этих случаях потребуется привлечение дополнительной грузоподъемной техники. Использование насосов с ручным приводом нецелесообразно из-за их малой производительности, трудоемкости и соответственно неэкономичности.

Задачей полезной модели является создание экономичной и безопасной установки для свабирования нефтяных скважин.

Выполнение указанной задачи достигается тем, что в известной установке для свабирования скважин, содержащей самоходное транспортное средство, к раме которого прикреплена кабина оператора, лебедку с приводом от двигателя транспортного средства, трансмиссию, мачту с направляющим блоком и опорой, гидросистему, включающую маслобак с фильтрами, насос, гидроцилиндр, гидролебедку, распределительную регулирующую аппаратуру и трубопроводы, гибкий тяговый элемент с прикрепленным к нему свабом и грузом, устьевое оборудование, включающее устройство для герметизации тягового элемента, лубрикатор и т.д., согласно полезной модели, на раме транспортного средства установлен дополнительный насос малой производительности, который приводится в действие от независимого источника энергии, например, от электродвигателя, потребляющего ток от аккумуляторных батарей транспортного средства, с возможностью раздельной подачи рабочей жидкости, забираемой насосом из общего маслобака с фильтрами, благодаря установленному на пульте управления тумблеру с фиксацией в двух крайних и среднем положениях, управляющему 2-мя электромагнитами гидрораспределителя, подающего рабочую жидкость или в устройство для герметизации тягового элемента через блок управления с педалью и гидрозамок, или в общую гидросистему через обратный гидроклапан, причем педаль блока управления взаимодействует 2-мя путевыми выключателями, обеспечивающими опережающее включение насоса без нагрузки, а между гидрораспределителем и блоком управления установлен предохранительный клапан, отрегулированный на рабочее давление в устройстве для герметизации тягового элемента, на напорных линиях обоих насосов установлены два обратных гидроклапана, препятствующих перетеканию рабочей жидкости в маслобак через один из неработающих насосов.

На фиг.1 и 2 схематично показаны варианты исполнения установки для свабирования скважины в рабочем положении на скважине; на фиг.3 и 4 - то же, соответственно, в транспортном положении; на фиг 5 - дополнения к электросхеме существующей установки; на фиг.6 - дополнение к гидросхеме существующей установки; на фиг.7 - взаимное положение блока управления и путевого выключателя, вид сбоку; на фиг.8 - вид по стрелке А на фиг.7.

Установка для свабирования скважин (фиг.1-4) сдержит транспортное средство 1, на платформе 2 которого смонтированы с возможностью перевода из транспортного в рабочее положение и обратно мачта 3 с направляющим блоком 4, лебедка 5 с тяговым элементом 6 и прикрепленным к нему свабом и грузом (на фиг.1-4 не показаны). Устьевое оборудование, включающее устройство 7 для герметизации тягового элемента 6, лубрикатор 8 и т.д. Гидросистема включает насос 9, маслобак 10 с фильтрами, гидроцилиндр 11, гидролебедку 12 с канатом 13, гидрораспределители и т.д.

Для поддержания необходимого давления в устройстве 7для герметизации тягового элемента 6 в процессе спуско-подъемных работ, а также для приведения установки в транспортное положение при неработающих двигателе транспортного средства 1 и насосе 9 на платформе 2 установлен дополнительный насос 14 малой производительности. Насос 14 приводится в действие от электродвигателя 15 (фиг.5), который питается током от аккумуляторных батарей 16 через контактор 17. Контактором 17 управляют через контактирующее реле 18. Тумблер 19 с фиксацией в двух крайних и среднем положениях служит для переключения оборудования на работу устройства 7 для герметизации тягового элемента 6 или перемещения мачты 3 из рабочего (фиг.1 и 2) в транспортное (фиг.3, 4) положение. Для уменьшения расхода электроэнергии аккумуляторных батарей 16 за счет сокращения времени

включения электродвигателя 15, к блоку управления 20 (фиг.7) через кронштейны 21, 22 (фиг.7, 8) прикреплены два путевых выключателя 23, 24.

Путевые выключатели 23, 24 электрически связаны с контактирующим реле 25. Контактирующее реле 25 управляет включением электромагнита 26, а контактирующее реле 27 - включением электромагнита 28 (фиг.5) гидрораспределителя 29 (фиг.5 6). Питание дополнительного управляющего электрооборудования осуществляют от блока предохранителей транспортного средства 1 через предохранитель 30 (фиг.5).

Для поддержания необходимого давления рабочей жидкости в устройстве 7 для герметизации тягового элемента 6 на напорный линии установлен предохранительный клапан 31. Для удержания давления в устройстве 7 для герметизации установлен гидрозамок 32. Для исключения перетока рабочей жидкости при неработающем насосе 9, установлен обратный гидроклапан 33, а при неработающем насосе 14 - обратный гидроклапан 34. Для контроля за давлением рабочей жидкости в устройстве 7 для герметизации установлен манометр 35. К педали 36 блока управления 20 жестко прикреплены кронштейны 37, 38, на которых установлены толкатели 39, 40 с пружинами 41, 42, взаимодействующие с роликами штоков путевых выключателей 23, 24 и обеспечивающие опережающее включение электродвигателя 15 до начала перемещения золотников блока управления 20.

Установка для свабирования скважин работает следующим образом.

В рабочем положении мачту 3 устанавливают так, чтобы тяговый элемент 6 со свабом и грузом был над устьем скважины. Устьевое оборудование, подвешенное к мачте 3, закрепляют на устье скважины. Далее, проводят спуско-подъемные операции в соответствии с руководством по эксплуатации известной установки.

Дополнительно проводят следующие операции:

а) при спуске сваба:

- устанавливают рычажок тумблера 19 в положение, когда контакты П и IV замкнуты;

- плавно надавливают на педаль 36 блока управления 20, включают насос 14 и подают рабочую жидкость в управляющую полость гидрозамка 32, соединяя тем самым полость устройства 7 для герметизации с маслобаком 10;

- контролируют по манометру 35;

- переводят рычажок тумблера 19 в среднее положение.

б) при подъеме сваба:

- устанавливают рычажок тумблера 19 в положение, когда контакты П и IV замкнуты;

- плавно надавливают на педаль 36 блока управления 20, включают насос 14 и подают рабочую жидкость в полость устройства 7 для герметизации через гидрозамок 32 до требуемого давления;

- контролируют по манометру 35;

- при необходимости подают рабочую жидкость в полость устройства 7 для герметизации, надавливая на педаль 36 блока управления 20;

- переводят рычажок тумблера 19 в среднее положение.

в) при неработающем двигателе транспортного средства 1:

- отсоединяют устьевое оборудование от скважины;

- устанавливают рычажок тумблера 19 в положение, когда контакты I и Ш замкнуты, включают электродвигатель 15, приводят в действие насос 14;

- управляя гидрораспределителями гидросистемы известной установки, приподнимают мачту 3, подтягивают канатом 13 гидролебедки 12 к мачте 3;

- переводят мачту 3 в транспортное положение и закрепляют;

- переводят рычажок тумблера 19 в среднее положение.

Установка для свабирования скважин, содержащая самоходное транспортное средство, к раме которого прикреплена кабина оператора, лебедку с приводом от двигателя транспортного средства, трансмиссию, мачту с направляющим блоком и опорой, гидросистему, включающую маслобак с фильтрами, насос, гидроцилиндр, гидролебедку, распределительную регулирующую аппаратуру и трубопроводы, гибкий тяговый элемент с прикрепленным к нему свабом и грузом, устьевое оборудование, включающее устройство для герметизации тягового элемента, лубрикатор и т.д., отличающаяся тем, что на раме транспортного средства установлен дополнительный насос малой производительности, который приводится в действие от независимого источника энергии, например от электродвигателя, потребляющего ток от аккумуляторных батарей транспортного средства, с возможностью раздельной подачи рабочей жидкости, забираемой насосом из общего маслобака с фильтрами, благодаря установленному на пульте управления тумблеру с фиксацией в двух крайних и среднем положениях, управляющему двумя электромагнитами гидрораспределителя, подающего рабочую жидкость или в устройство для герметизации тягового элемента через блок управления с педалью и гидрозамок, или в общую гидросистему через обратный гидроклапан, причем педаль блока управления взаимодействует двумя путевыми выключателями, обеспечивающими опережающее включение насоса без нагрузки, а между гидрораспределителем и блоком управления установлен предохранительный клапан, отрегулированный на рабочее давление в устройстве для герметизации тягового элемента, на напорных линиях обоих насосов установлены два обратных гидроклапана, препятствующих перетеканию рабочей жидкости в маслобак через один из неработающих насосов.



 

Похожие патенты:

Техническим результатом полезной модели является повышение технологичности, эффективности использования светового потока, обеспечение рабочего теплового режима светодиодов и повышение срока службы светодиодного сигнального фонаря
Наверх