Универсальное транспортное средство
Изобретение относится к производству транспортных средств, предназначенный для передвижения на грунтах с различной несущей способностью. в частности, по снегу, по обледенелому грунту, по твердому дорожному покрытию, по пересеченной и болотистой местности. Универсальное транспортное средство включает раму 1 с приводом, ведущие колеса 2, съемные опорные колеса 3 и рулевое устройство 4. Съемная лыжа 5 установлена на оси качания 6. Последняя смонтрована в нижней части рулевого устройства 4. Бесконечная гусеничная цепь 7 охватывает ведущие колеса 2 и опорные колеса 3, снабжена грунтозацепами и натяжным устройством и установлена с возможностью изменения угла наклона к поверхности движения в интервале от 0 до 90. Шарнирное устройство 8 связывает рулевое устройство 4 с рамой 1. Транспортное средство снабжено съемным натяжным колесом 9. Расстояние "Н" между шарнирным устройством 8 и осью качания 5 эквивалентно дорожному просвету между задней нижней частью рамы 1 и поверхностью движения транспортного средства. Натяжное устройство связано с опорными колесами 3. Ведущие колеса и зафиксированы относительно рамы 1 с помощью любого известного фиксирующего механизма. Угол "" определяется положением ведущих колес 2 относительно рамы 1. 3 ил., 6 з.п. ф.
Предполагаемое изобретение относится к производству транспортных средств, предназначенных для передвижения на грунтах с различной несущей способностью, в частности по снегу, по обледенелому грунту, по твердому дорожному покрытию, по пересеченной и болотистой местности.
Известно "Моторизованное гусеничное транспортное средство с независимой подвеской" Patent Application СА 2390360, (См. на сайте http://patents1.ic.gc.ca/details?patent_number=2390360&lanjuaje=EN).
Недостатком данного устройства является сложная конструкция и узкая область применения (прокладка троп и дорог).
Известны "Гусенца для снегохода" Patent Appilocation CA 2321860, и "Транспортное средство с гусеницей" Patent CA 2035633, включающие раму со смонтированными на ней рулевым устройством с направляющей лыжей и приводом с гусеничным движителем. (См. сайт http//patents1).
Недостатком известных устройств является достаточно сложная конструкция и ограничение в использовании их при движении на любых грунтах и дорожных покрытиях.
Известно также "Устройство для передвижения по снегу автомобилей", включающее раму с приводом, рулевое устройство с осью качания, опорные и ведущие колеса, и съемные лыжи (см. Описание к авторскому свидетельству N133766, кл. В 66 М 27/02. Прототип).
Недостатком известной конструкции является невозможность передвижения транспортного средства на грунтах с различной несущей способностью, по пересеченной и болотистой местности, а наличие дополнительного движителя усложняет конструкцию и увеличивает его вес и габариты.
Перечисленные выше недостатки устранены в предлагаемой конструкции универсального транспортного средства.
Универсальное транспортное средство, включающее раму с приводом, рулевое устройство с осью качания, опорные и ведущие колеса и съемную
лыжу, согласно изобретения, съемная лыжа установлена на оси качания рулевого устройства, опорные колеса выполнены съемными и связаны с ведущими колесами бесконечной гусеничной цепью, установленной с возможностью изменения угла наклона к поверхности движения в интервале от 0 до 90.
Кроме того;
- гусеничная цепь выполнена с грунтозацепами
- транспортное средство дополнительно снабжено съемными направляющими колесами и натяжным устройством
- транспортное средство снабжено n-м числом ведущих и съемных опорных и направляющих колес
- диаметры ведущих и съемных опорных и направляющих колес различные
- диаметры ведущий и съемных опорных и направляющих колес одинаковые
- съемные опорные и направляющие колеса выполнены ведущими
Сопоставительный анализ с прототипом позволил выявить следующие отличительные признаки;
- съемная лыжа установлена на оси качания рулевого устройства
- выполнение опорных колес съемными
- опорные колеса связаны с ведущими колесами бесконечной гусеничной цепью
- гусеничная цепь установлена с возможностью изменения угла наклона к поверхности движения в интервале от 0 до 90
Дополнительными отличительными признаками является то, что;
- выполнение гусеничной цепи с грунтозацепами
- наличие дополнительных съемных направляющих колес
- наличие n-го числа съемных опорных и ведущих колес
- выполнение ведущих, съемный опорных и направляющих колес разного диаметра
- выполнение ведущих, съемных опорных и направляющих колес одинакового диаметра
- выполнение съемных опорных и направляющих колес ведущими
- наличие натяжного устройства
Как видно из сопоставительного анализа выявленная совокупность существенныx
отличительных признаков является новой, поэтому правомерен вывод о том, что влияние этой совокупности признаков на достигаемый предполагаемым изобретением результат, неизвестен.
Анализ патентной и научно-технической информации в области производства универсальных транспортных средств, проведенный по фондам Карельского ЦНТИ и на сайте patents1 показал, что предложенное техническое решение выходит за пределы существующего уровня техники в данной области, следовательно, его можно признать соответсвующим критерию "изобретательский уровень",
Задача, решаемая предполагаемым изобретением - это обеспечение проходимости транспортного средства на грунтах с различной несущей способностью и любым дорожным покрытием, по пересеченной и болотистой местности, а также всесезонность эксплуатации при одновременном упрощении конструкции.
Решение задачи обеспечивается за счет того, что съемная лыжа установлена на оси качания, смонтированной в нижней части рулевого устройства, опорные колеса выполнены съемными и связаны с ведущими колесами бесконечной гусеничной цепью, установленной с возможностью изменения угла наклона к поверхности движения, а также за счет выполнения части рулевого устройства раздвижным,
Предлагаемая конструкция обеспечивает высокую проходимость транс портного средства на грунтах с различной несущей способностью и любым дорожным покрытием с возможностью круглогодичной эксплуатации.
Сущность изобретения поясняется чертежами:
фиг 1. - общий вид со съемной направляющей лыжей
фиг.2 - общий вид со съемным направляющим колесом
фиг.3 - общий вид со съемным направляющим колесом и со снятыми гусеничной цепью и опорными колесами
Универсальное транспортное средство (см. фиг.1) включает раму 1 с приводом (на. черт. не обозн.). На раме 1 установлены ведущие колеса 2, съемные опорные колеса 3 и рулевое устройство 4. Съемная лыжа 5 установлена на оси качания 6, смонтированной в нижней части рулевого
устройства 4. Бесконечная гусеничная цепь 7 охватывает ведущие колеса 2 и опорные колеса 3 и снабжена грунтозацепами и натяжным устройством (на черт. не обозн.). Шарнирное устройство 8 связывает рулевое устройство 4 с рамой 1. Транспортное средство снабжено съемным направляющим колесом 9. Расстояние "Н" (между шарнирным устройством 8 и осью качания 6) эквивалентно дорожному просвету между задней нижней частью рамы 1 и поверхностью движения транспортного средства. Натяжное устройство (на черт. не обозн.) связано с опорными колесами 3. Ведущие колеса 2 зафиксированы по высоте относительно рамы 1 с помощью любого известного фиксирующего механизмома, например, винтового или храповового. (на черт. не обозн.). Величина угла "" (угла въезда гусеничной цепи на препятствие) определяется положением ведущим колес 2 относительно рамы 1.
Транспортное средство работает следующим образом:
При движении транспортного средства с максимальной скоростью по ровному твердому дорожному покрытию опорные колеса 3 и гусеничная цепь 7 сняты (см. фиг.3).
При движении транспортного средства по обледенелой дороге (см. фиг.2) для увеличения сцепления ведущий колес с поверхностью движения, ведущие колеса 2 фиксируют посредством фиксирующего механизма (на черт. не обозн.) на высоту до совпадения оси ведущего колеса 2 с осью опорного колеса 3 в вертикальном направлении. Одновременно происходит эквивалентное увеличение расстояния "Н", при этом величина угла "" увеличивается до 90°.
В случае стоянки (или остановки) транспортного средства на грунтах с низкой несущей способностью и большим уклоном, угол "" также соответствует 90°. При этом опорная поверхность бесконечной гусеничной цепи 7 уменьшается до размера диаметра ведущих колес И. Последние под действием веса транспортного средства углубляются в грунт, в результате чего увеличивается сопротивление смещению транспортного средства относительно опорной поверхности. Этим достигается повышение безопасности в эксплуатации транспортного средства.
При эксплуатации транспортного средства в зимний период на ось качания
6 устанавливают съемную направляющую лыжу 5, а не ведущие колеса 2 и опорные колеса 3 натягивают гусеничную цепь 7 (си фиг.1).
При движении транспортного средства по снежной целине, наибольшая скорость движения определяется оптимальной величиной угла "".
При движении транспортного средства по пересеченной болотистой местности, съемную направляющую лыжу 5 заменяют на съемное направляющее колесо 9 (см. фиг.2), а съемное опорное колесо 3 заменяют на ведущее колесо.
При этом величина угла "" изменяется в зависимости от высоты препятствия. преодолеваемого в данный момент транспортным средством.
Преимущество предлагаемого универсального транспортного средства состоит в том, что оно может использоваться всесезонно, на грунтах с различной несущей способностью, а также на пересеченной и болотистой местности. При этом достигается улучшение управляемости транспортным средством, так как за счет увеличения величины угла "" уменьшается пятно контакта гусеничной цепи с поверхностью движения.
Дополнительным преимуществом является уменьшение габаритных размеров за счет монтажа всех конструктивных элементов на раме. Кроме этого достигается повышенная безопасность при стоянках и остановках транспортного средства на уклонах большой крутизны.
Автором изготовлен макетный образец предполагаемого изобретения и произведены испытания. По результатам испытаний была проведена доработка конструкторской документации и изготовлен опытный образец.
1. Универсальное транспортное средство, включающее раму с приводом, рулевое устройство с осью качания, опорные и ведущие колеса и съемную направляющую лыжу, отличающееся тем, что съемная направляющая лыжа установлена на оси качания рулевого устройства, опорные колеса выполнены съемными и связаны с ведущими колесами бесконечной гусеничной цепью, установленной с возможностью изменения угла наклона к поверхности движения в интервале от 0 до 90°.
2. Универсальное транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что гусеничная цепь выполнена с грунтозацепами.
3. Универсальное транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что устройство дополнительно снабжено съемными направляющими колесами и натяжным устройством.
4. Универсальное транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что устройство снабжено n-м числом съемных ведущий, опорных и направляющих колес.
5. Универсальное транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что диаметры ведущих и съемных направляющих и опорных колес различные.
6. Универсальное транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что диаметры ведущих, съемных опорных и направляющих колес одинаковые.
7. Универсальное транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что съемные опорные колеса выполнены ведущими.