Малогабаритный всесезонный гусеничный вездеход с автоматической коробкой передач

 

Полезная модель относится к транспортным средствам и представляет собой малогабаритный всесезонный гусеничный вездеход, который может использоваться в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях экономики и социальной сферы для передвижения по дорогам общего пользования, а также по бездорожью и по воде, при этом вездеход прост в управлении за счет использования автоматической коробки передач, а в качестве механизма поворота - бортового фрикциона с приводной передачей от автоматической коробки передач к бортовому фрикциону.

Полезная модель относится к транспортным средствам и представляет собой малогабаритный всесезонный гусеничный вездеход с автоматической коробкой передач (далее - вездеход), который может использоваться в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях экономики и социальной сферы для передвижения по дорогам общего пользования, по бездорожью, а также, по воде и является промышленно применимой моделью.

Уровень техники

Известна полезная модель (1. Пелецкий В.В., Трешин Р.В. Снегоболотоход на гусеничном ходу 98710 по заявке 2010124335 от 17.06.2010 г.) снегоболотохода на гусеничном ходу, который содержит двигательную установку с двигателем внутреннего сгорания, вспомогательное оборудование двигательной установки, средства рулевого управления, гусеничный движитель, сварной корпус со встроенной силовой рамой, в котором носовые части корпуса и гусеничного движителя образуют единую поверхность, нависающую над поверхностью движения снегоболотохода, корпус выполнен герметичным с образованием водоизмещающей полости и расположением двигательной установки в хвостовой части, при этом гусеничный движитель расположен на жесткой раме с расположением приводных валов в его передней верхней части и с уменьшением высоты от носовой к хвостовой части снегоболотохода, в хвостовой части корпуса снегоболотохода расположены средства установки подвесного лодочного мотора и снегоболотоход имеет регулируемый по высоте фальшпол, образующий в поднятом положении плоскую площадку, а днище несущего корпуса выполнено полностью ровным.

Известна полезная модель, содержащая герметичный корпус, в котором расположены: пассажирский отсек, моторно-трансмиссионный отсек, грузовой отсек; с гусеничными движителями, расположенными по обеим сторонам герметичного корпуса; с силовой установкой, дифференциалом, приводной карданной передачей и в которой силовая установка, размещенная в задней части герметичного корпуса, расположена поперечно продольной оси вездехода, а грузовой отсек расположен над моторно-трансмиссионным отсеком; в которой поворот во время движения осуществляется торможением с помощью одного из гусеничных движителей при помощи гидравлического привода с главными цилиндрами, связанными и приводимыми в движение рулевой рейкой, приводимой в движение от рулевого колеса, гусеничный движитель содержит опорные катки, попарно соединенные в балансирное устройство, опирающиеся своей центральной частью на рычаг торсиона подвески. (2. Зарипов И.M. U1. 122069 от 24.04.2012. Гусеничный плавающий вездеход).

Изучение разработчиками данной полезной модели различных по назначению автомобилей, внедорожников и спортивных автомобилей выявило наличие у указанных машин органов управления мотоциклетного или рычажного типа, что можно отнести к недостаткам.

Задача предлагаемой полезной модели - создание вездехода для передвижения в условиях бездорожья, в том числе, водных преград, отличающегося упрощенным управлением.

Осуществление полезной модели

Заявленный технический результат обеспечивается наличием в вездеходе автоматической коробки передач и использованием в качестве механизма поворота бортового фрикциона с приводной передачей от автоматической коробки передач к бортовому фрикциону.

Схематическое изображение вездехода приведено на рис.

Конструкция вездехода содержит кузов (1), привальный брус (2), двигатель с автоматической коробкой передач (3), гусеницу (4), подвески на индивидуальных пружинно-амортизационных стойках (5), кресла (6), механизм управления поворотом (7) с рулевым управлением (8).

Силовая установка вездехода представляет собой собранные в один блок турбонаддувной двигатель и автоматическую коробку передач. Крутящий момент от коробки передач передается посредством шарниров равных угловых скоростей на бортовые механизмы поворота. Механизм поворота объединяет в одном узле многодисковый фрикцион мокрого типа, гидравлический механизм его выключения, ступичный узел и дисковый тормоз. Турбонаддувной двигатель объемом 1,5 литра или 2,0 литра с автоматической коробкой передач, представляет собой четырехступенчатый автомат классической конструкции автомобильного типа. Соответственно, органы управления полезной модели (8) аналогичны автомобильным, то есть состоят из педали акселератора, педали тормоза и штурвала в виде рулевого колеса, что дает неоспоримое преимущество перед вездеходами с органами управления мотоциклетного или рычажного типа, исключая необходимость переучиваться. А применение автоматической коробки передач (7) не только улучшает ходовые качества вездехода, но упрощает управление машиной и повышает безопасность за счет невозможности скатывания при переключении передач (как в случае ручной коробки передач (КПП) и исключения внезапной остановки двигателя при перегрузке. Преодолеваемый подъем 45°, угол бокового опрокидывания 40°. Максимальная скорость, развиваемая вездеходом (ограничена электроникой) - 45 км/час - 45 км/час, максимальная скорость конструктивная - 80-90 км/час.

В качестве механизма поворота конструкторами разработаны бортовые фрикционы с максимальным использованием серийно выпускаемых промышленностью комплектующих. Для легкой гусеничной машины это, - единственный оптимальный вариант обеспечения поворота. На ходовых испытаниях данный узел показал высокие ходовые качества, эффективность и безотказность.

Таким образом, новыми признаками заявляемой модели вездехода являются: наличие автоматической коробки передач, в качестве механизма поворота использованы бортовые фрикционы с приводной передачей от автоматической коробки передач к бортовому фрикциону.

Таким образом, наличие отличительных признаков в заявляемом решении, изложенных в формуле полезной модели, соответствует условию «новизна».

Использование в конструкции всех признаков формулы позволяет достичь желаемого результата, а именно: упростить управление вездеходом. Технический результат достигнут.

Управление вездеходом осуществляется тремя основными органами - педалью акселератора, педалью тормоза и штурвалом в виде рулевого колеса. Штурвал обеспечивает поворот машины и объединяет в себе две функции - разрыв потока мощности на отстающую гусеницу и торможение отстающего борта. Управление этими функциями осуществляется последовательно в соответствии с углом поворота штурвала. При повороте штурвала сначала происходит отключение бортового фрикциона, что приводит к прекращению подачи крутящего момента на соответствующий борт. Вездеход начинает плавный поворот из-за сопротивления качению и перематыванию отключенной гусеницы. При дальнейшем повороте штурвала происходит необходимое затормаживание отключенной гусеницы вплоть до полной ее остановки и развороту машины вокруг заторможенной гусеницы. Управление отключением и затормаживанием борта осуществляется специальным кулачковым механизмом, приводящим в действие управляющие гидроцилиндры. Специальный профиль кулачков позволяет получить нужную зависимость радиуса поворота от угла поворота штурвала и усилия на нем. Подобная схема управления позволяет свести к минимуму необходимые управляющие воздействия со стороны водителя, сделать управление комфортным и интуитивно понятным.

Экономическая эффективность, целесообразность и безопасность вездехода

В машине широко применяются современные материалы и узлы. Вместе с тем, конструкция машины очень проста и достаточно консервативна. Это вызвано тем, что вездеходы зачастую эксплуатируются в условиях, где отказ техники может привести к серьезным последствиям, вплоть до гибели экипажа. Поэтому в жизненно важных местах применены простые и проверенные технические решения с гарантированным запасом прочности.

Вездеход, находясь в ценовой категории колесных снегоболотоходов, по простоте управления превосходит их. А благодаря наличию защиты экипажа от непогоды (в виде тента или жесткого верха), является альтернативой снегоходам и квадроциклам.

Конструкция снегоходной модификации не исключает возможности летней эксплуатации вездехода.

Малогабаритный всесезонный гусеничный вездеход, содержащий герметичный кузов, в котором расположены: пассажирский отсек, моторный отсек, грузовой отсек; а также гусеничные движители, расположенные по обеим сторонам герметичного кузова; силовую установку; подвеску; поворотный механизм; приводную передачу, органы управления, отличающийся тем, что в качестве органов управления используются педаль акселератора, педаль тормоза и штурвал в виде рулевого колеса, а также наличием автоматической коробки передач и тем, что в качестве механизма поворота использованы бортовые фрикционы с приводной передачей от автоматической коробки передач к бортовому фрикциону.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к производству транспортных средств, предназначенный для передвижения на грунтах с различной несущей способностью

Полезная модель относится к транспортным средствам и представляет собой малогабаритный всесезонный гусеничный вездеход, который может использоваться в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях экономики и социальной сферы для передвижения по дорогам общего пользования, а также по бездорожью и по воде и является промышленно - применимой моделью
Наверх