Устройство рулевого управления судна на воздушной подушке

 

Использование: полезная модель относится к транспортным средствам, а именно, к устройствам управления судами на воздушной подушке, предназначенным для перемещения людей и грузов по водной поверхности, мелководью, снегу, льду, траве, песку, заболоченной территории, поросшей мелкой растительностью, грунту. Сущность полезной модели: Устройство рулевого управления судна на воздушной подушке, состоящее из командных органов управления, соединенных двумя тягами 3 и 4 через рычаги-качалки 5, 7 и 8 с носовым 6 или кормовыми 9 рулями судна, отличающееся тем, что командные органы управления интегрированы и выполнены в виде рулевого колеса 1 на рулевой колонке 2 с возможностью поворота рулевого колеса в диапазоне ±30 градусов и с возможностью отклонения оси колонки вправо и влево от вертикальной осевой плоскости судна в диапазоне ±15 градусов. При повороте водителем рулевого колеса 1 управляется носовой воздушный руль 6, а отклонение водителем оси колонки 2 вправо-влево передает усилие на кормовые воздушные рули 9. 1 илл.

Настоящая полезная модель относится к транспортным средствам, а именно, к устройствам управления судами на воздушной подушке, предназначенным для перемещения людей и грузов по водной поверхности, мелководью, снегу, льду, траве, песку, заболоченной территории, поросшей мелкой растительностью, грунту.

Известны дифференцированные устройства управления воздушными рулями судов на воздушной подушке, выполненные независимо для рулей, установленных в носовой части судна и для рулей, расположенных в кормовой части.

В известных конструкциях судов на воздушной подушке с передним расположением движителя и нагнетателя управление воздушными рулями осуществляется водителем посредством двух командных органов, а именно: управление носовыми воздушными рулями судна осуществляется водителем руками через штурвал, соединенный тягами, выполненными в виде троса, прутка или проволоки, с рычагами-качалками носовых рулей, а управления кормовыми воздушными рулями судна осуществляется водителем ногами через пару педалей, соединенных системой тяг с рычагами-качалками кормовых рулей.

Наиболее близким аналогом заявляемой конструкции является известное устройство рулевого управления скоростных амфибий на воздушной подушке моделей «Север-2», «Север-3» и «Север-4», производимых на базе предприятия «Сокол» в г.Нижний Новгород (http://www.amfnij.org/), выбранных в качестве аналогов заявляемого технического решения.

В качестве прототипа выбрано устройство управления воздушными рулями легкого аппарата на воздушной подушке «Север-4П» (Руководство по технической эксплуатации ЛАВП «Север-4П», стр.27, рис.9, Нижний Новгород, 1995 г.), представленное в материалах заявки предлагаемой полезной модели на фиг.4.

Недостатком известных аналогов устройств управления воздушными рулями является то, что для управления рулями водитель транспортного средства должен действовать и руками и ногами с комплексным учетом скорости движения судна, направления и силы ветра, наличия помех движению судна, что требует от водителя судна специальных навыков, повышенного внимания и физических усилий.

Задачами заявляемого технического решения является устранение недостатков известных аналогов и удовлетворение потребности в управлении воздушными рулями судна, не требующем особой подготовки и усилий водителя.

Решение этих задач достигается следующим образом.

Предлагается интегрированное устройство рулевого управления судном на воздушной подушке, состоящее из штурвала в виде рулевого колеса на рулевой колонке, имеющее две степени свободы и соединенное с двумя

тягами-штуртросами, один из которых передает усилие через рычаг-качалку на носовой руль, а второй через тягу и рычаги-качалки - на кормовые рули. Рулевая колонка выполнена с возможностью поворота рулевого колеса, по желанию водителя по направлению движения часовой стрелки и обратно в диапазоне ±30 градусов и с возможностью отклонения оси колонки рулевого колеса вправо и влево от осевой вертикальной плоскости судна в диапазоне ±15 градусов. При повороте водителем рулевого колеса управляется носовой воздушный руль, а отклонение водителем колонки вправо-влево передает усилие на кормовые воздушные рули.

В отличие от аналогов и прототипа для управления всеми воздушными рулями судна используется один командный орган и не требуется специальных навыков и усилий, что повышает точность и безопасность управления, снижает физическое и психологическое напряжение у водителя, что особенно проявляется при маневрировании судном в сложных ситуациях.

Сущность предлагаемой полезной модели поясняется чертежами (фиг.1, 2 и 3).

На фиг.1 и 2 представлены виды сверху и сбоку соответственно контуров судна на воздушной подушке с выделением элементов, составляющих устройство рулевого управления и связей между элементами устройства, а на фиг.3 показаны ограничители диапазонов движений интегрированного командного органа управления.

Прототип представлен на фиг.4.

Интегрированный орган управления, выполненный в виде рулевого колеса 1 на рулевой колонке 2, установлен в передней части рубки судна на воздушной подушке и соединен с концами пары тяг-штуртросов 3 и 4. Второй конец штуртроса 3 соединен с рычагом-качалкой 5 носового руля 6, а второй конец штуртроса 4 соединен с тягой 7, связанной с рычагами-качалками 8 кормовых рулей 9. Круговые движения рабочего колеса 1 ограничены втулкой 10 (фиг 3), напрессованной на заданном расстоянии от конца штуртроса 3, а диапазон отклонений оси колонки 2 от вертикальной осевой плоскости судна ограничен размером прорези пластины 11, через которую проходит основание колонки 2.

Устройство рулевого управления судна на воздушной подушке работает следующим образом.

При повороте водителем рулевого колеса 1 управляется носовой воздушный руль 6, а отклонение водителем оси колонки 2 вправо-влево передает усилие на кормовые воздушные рули 9.

Заявляемое устройство может быть изготовлено из стандартных комплектующих деталей с использованием известных технологий. Заявитель изготовил и испытал предлагаемую конструкцию в опытных образцах судна на воздушной подушке «Север-СК».

Устройство рулевого управления судна на воздушной подушке, состоящее из командных органов управления, соединенных тягами через рычаги-качалки с носовыми и кормовыми воздушными рулями судна, отличающееся тем, что командные органы управления выполнены интегрированными в виде рулевого колеса на рулевой колонке с возможностью поворота рулевого колеса и с возможностью отклонения оси колонки вправо и влево от вертикальной осевой плоскости судна.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области фазированных антенных решеток (ФАР) с электронным сканированием луча, в частности к системам управления лучом и формирования диаграммы направленности (ДН), к системам фазирования на основе командного метода управления ферритовыми фазовращателями (ФВ), переключателями поляризаций (ПП), и может быть использовано при создании многоэлементных антенных систем с высокой скоростью сканирования луча с минимальным количеством управляющих проводников в антенной системе и с высокой надежностью функционирования, также для снижения стоимости антенной решетки (АР) за счет использования и установки ферритовых ФВ в АР без их предварительного отбора и разбраковки по фазовременным, фазотемпературным характеристикам с возможностью в дальнейшем поэлементной индивидуальной настройки и калибровки каналов в составе собранной АР, также для минимизации энергии перемагничивания ферритовых ФВ и ПП путем реализации алгоритма адаптивного формирования индивидуальной длительности импульсов сброса с учетом результатов измерения длительности импульса тока намагничивания ФВ (ПП) по предельному циклу петли гистерезиса
Наверх