Электродвигатель трехфазный мокрый
Заявляемое техническое решение относится к машиностроению, преимущественно к трубопроводной арматуре с электромагнитными приводами и предназначено для привода центробежного электронасоса, служащего для перекачки топлива. Задачей заявляемого технического решения является увеличение надежности электродвигателя за счет расположения герметичного вывода в полости корпуса и сохранение массово-габаритных характеристик. Поставленная задача достигается тем, что в электродвигателе трехфазном мокром, состоящем из соосно расположенных на валу корпуса, статора, ротора, щита и подшипников, и герметичного вывода, расположенного параллельно оси электродвигателя, согласно полезной модели, герметичный вывод расположен над статором в дополнительной полости корпуса, при этом корпус выполнен составным и включает цилиндрическую часть с приливом, образующим дополнительную полость для расположения герметичного вывода, закрываемую уплотняющей заглушкой, и задний щит, расположенный на корпусе и повторяющий конфигурацию цилиндрической части корпуса с приливом. При этом штыри изолятора герметичного вывода в месте соединения с монтажными проводами электродвигателя размещены в «сухой» зоне, а в месте соединения с выводами обмотки статора размещены в «мокрой» зоне. 1 н.п. ф-лы, 2 илл.
Заявляемое техническое решение относится к машиностроению, преимущественно к трубопроводной арматуре с электромагнитными приводами и предназначено для привода центробежного топливоподкачивающего насоса типа ЭЦНГ.
Электродвигатель представляет собой трехфазный асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором.
По конструктивному исполнению электродвигатель принадлежит к типу «мокрых» погружных электродвигателей, у которых внешняя поверхность и внутренняя полость электродвигателя при работе в составе насоса омываются рабочей жидкостью.
Подвод питания к электродвигателю осуществляется через монтажные провода.
Известна конструкция погружного электродвигателя, состоящая из цилиндрического корпуса, внутри которого расположены статор с двумя обмотками, ротор, выходной вал, при этом статорные обмотки расположены между корпусом и тонкостенной цилиндрической обечайкой и залиты однокомпонентным полиуритановым герметиком (см. патент РФ на полезную модель №39758, МПК Н02К 5/12, опубл. 22.03.2004 г.).
Недостатком конструкции является расположение в нем цилиндрической обечайки, обеспечивающей, вместе с полиуритановым герметиком, герметичность обмотки статора, что увеличивает габариты изделия.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является электродвигатель трехфазный асинхронный с короткозамкнутым ротором и по конструктивному исполнению относящийся к типу «мокрых» электродвигателей, у которых внешняя поверхность
и внутренняя полость при работе в составе насоса омываются рабочей жидкостью.
Электродвигатель состоит из корпуса, статора, ротора, щита, подшипников и герметичного вывода, расположенного в полости щита соосно оси электродвигателя. В электродвигателе герметичный вывод содержит изолятор со штырями, на котором расположено уплотнительное кольцо. К штырям изолятора с одной стороны припаяны вывода обмотки статора, расположенные в «мокрой» зоне, а с другой стороны - монтажные провода электродвигателя, расположенные в «сухой» зоне. Вывода обмотки статора и монтажные провода залиты герметиком, то есть все места пайки изолированы (см. Руководство по технической эксплуатации Электродвигатель ЭТМ-103, с.1-3, рис.1, от 30.03.76).
Недостатком конструкции является расположение герметичного вывода в полости щита, что увеличивает габариты изделия.
При таком расположении герметичного вывода пайку выводов статора к штырям изолятора и последующую заливку пайки герметиком производят при установленном в щит герметичном выводе и запрессованном в корпус статоре. Это приводит к необходимости увеличения длины выводов статора и последующего размещения их в полости статора «вслепую» при соединении корпуса статора со щитом. Так как при «слепой» сборке возникает вероятность защемления выводов или нарушения их изоляции, это приводит к снижению надежности электродвигателя.
Задачей заявляемого технического решения является увеличение надежности электродвигателя трехфазного мокрого за счет расположения герметичного вывода в полости корпуса и сохранение массово-габаритных характеристик.
Поставленная задача достигается тем, что в электродвигателе трехфазном мокром, состоящем из соосно расположенных на валу корпуса, статора, ротора, щита и подшипников, и герметичного вывода, расположенного параллельно оси электродвигателя, согласно полезной
модели, герметичный вывод расположен над статором в дополнительной полости корпуса, при этом корпус выполнен составным и включает цилиндрическую часть с приливом, образующим дополнительную полость для расположения герметичного вывода, закрываемую уплотняющей заглушкой, и задний щит, расположенный на корпусе и повторяющий конфигурацию цилиндрической части корпуса с приливом.
В заявляемом электродвигателе трехфазном мокром, как и в прототипе, штыри изолятора герметичного вывода в месте соединения с выводными проводами электродвигателя размещены в «сухой» зоне, а в месте соединения с выводами обмотки статора размещены в «мокрой» зоне. Вывода обмотки статора и монтажные провода в местах пайки залиты герметиком.
Сущность заявляемого технического решения иллюстрируется чертежами, где: на фигуре 1 изображен пример выполнения электродвигателя, в осевом продольном разрезе; на фигуре 2 изображен вид слева на фигуре 1.
На фигуре 1 показан электродвигатель, который содержит корпус 1, ротор 2, статор 3, вывода обмотки 4 статора 3, щит 5 (передний), герметичный вывод 6, заглушку 7, цилиндрическую часть корпуса с приливом 8, задний щит 9 с приливом, выводные провода электродвигателя 10, герметик 11. Герметичный вывод 6 включает изолятор 12 со штырями 13 и кольцо уплотнительное 14. К штырям 13 с одной стороны изолятора 12 припаяны монтажные провода электродвигателя 10, а с другой - вывода обмотки 4 статора 3 (фиг.1).
На фигуре 2 показан вид слева на фигуре 1, на котором изображены задний щит 9, повторяющий конфигурацию цилиндрической части корпуса 8 с приливом.
Заглушка 7 позволяет осуществить заливку мест пайки герметичного вывода герметиком 11, с целью повышения надежности закрепления выводов в местах пайки.
Электродвигатель работает следующим образом.
Питание электродвигателя осуществляется подачей напряжения на выводные провода 10 электродвигателя. При питании обмотки статора трехфазным током в статоре 3 создается вращающееся магнитное поле, которое пересекает проводники обмотки ротора 2 и индуктирует в них э.д.с. Так как обмотки ротора 2 выполнены короткозамкнутыми, то в них появляется ток. В результате взаимодействия этого тока с магнитным полем статора 3 создается вращающий момент, под действием которого ротор 2 приводится во вращение и передает вращение на привод центробежного насоса.
Технический результат - создание конструкции электродвигателя трехфазного мокрого, обеспечивающей решение поставленной задачи, а именно, увеличение надежности электродвигателя и сохранение массово-габаритных характеристик, достигается за счет:
- расположения герметичного вывода над статором в дополнительной полости корпуса;
- выполнением корпуса составным, включающим цилиндрическую часть с приливом для расположения герметичного вывода и задний щит;
- выполнением заднего щита с приливом, повторяющим конфигурацию цилиндрической части корпуса;
- наличием заглушки герметичного вывода;
- расположение герметичного вывода таким образом, что штыри изолятора герметичного вывода в месте соединения с выводными проводами электродвигателя размещены в «сухой» зоне, а в месте соединения с выводами обмотки статора размещены в «мокрой» зоне.
Таким образом, конструкция заявляемого технического решения обеспечивает увеличение надежности электродвигателя, а также упрощает сборку герметичного вывода, за счет максимального доступа в местах пайки выводов обмотки статора к штырям герметичного вывода, а также сохраняет массово-габаритные характеристики.
Заявляемое устройство экспериментально подтвердило возможность получения предполагаемого результата, выраженного в увеличении надежности электродвигателя трехфазного мокрого.
Электродвигатель трехфазный мокрый, состоящий из соосно расположенных на валу корпуса, статора, ротора, щита и подшипников, и герметичного вывода, расположенного параллельно оси электродвигателя, отличающийся тем, что герметичный вывод расположен над статором в дополнительной полости корпуса, при этом корпус выполнен составным и включает цилиндрическую часть с приливом, образующим дополнительную полость для расположения герметичного вывода, закрываемую уплотняющей заглушкой, и задний щит, расположенный на корпусе и повторяющий конфигурацию цилиндрической части корпуса с приливом.