Устройство контроля числа пассажиров транспортного средства


B60R21 - Устройства и оборудование транспортных средств для защиты экипажа, пассажиров и пешеходов или предохранения их от увечья в случае аварии или ином дорожно-транспортном происшествии (ремни или пояса безопасности, используемые на транспортных средствах B60R 22/00; устройства, приспособления и способы для спасения жизни вообще A62B; предохранительные устройства в системе управления движением транспортного средства B60K 28/00; сиденья для защиты человека от чрезмерных перегрузок, например аварийные или безопасные сиденья B60N 2/42; устройства, поглощающие энергию, для рулевых колес транспортных средств B62D 1/11; устройства, поглощающие энергию для рулевых колонок транспортных средств B62D 1/19; привязные ремни на летательных аппаратах B64D 25/00)

 

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для учета числа пассажиров, перевозимых транспортным средством с независимой подвеской передних управляемых колес с поворотными кулаками ступиц передних управляемых колес и с зависимой подвеской задних колес на картере заднего моста, например, маршрутным такси. Устройство содержит блок обработки сигнала, датчики сигнализации о входе пассажира в салон транспортного средства, выполненные в виде датчиков деформации и закрепленные закреплены на боковых поверхностях поворотных кулаков ступиц передних колес и картере заднего моста транспортного средства, датчики сигнализации о входе пассажира в салон транспортного средства, датчик наличия водителя в кабине транспортного средства и датчики открытия дверей салона транспортного средства, датчики подключены к соответствующим входам блока обработки сигнала. Блок обработки сигнала может содержать входной преобразователь с сигнальным и разрешающим входами, одновибратор, пороговый элемент, элемент памяти, выход входного преобразователя подключен ко входу одновибратора, одному входу порогового элемента и сигнальному входу элемента памяти, выход которого подключен ко второму входу порогового элемента, выход одновибратора подключен к разрешающему входу элемента памяти, выход порогового элемента образует выход блока обработки сигнала. Датчики деформации подключены к сигнальному входу входного преобразователя, к разрешающему входу которого подключен датчик открытия двери транспортного средства. Выходы порогового элемента и датчика наличия водителя в кабине транспортного средства подключены ко входам реверсивного счетчика. К элементу регистрации и индикации может быть подключен выход реверсивного счетчика. 2 илл.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для учета числа перевозимых пассажиров транспортным средством с независимой подвеской передних управляемых колес с поворотными кулаками ступиц и зависимой подвеской задних ведущих колес, например, маршрутным такси на базе автобуса малой вместимости «Mersedes» 115 Т430 -

Известны технические решения задачи контроля наличия пассажира на сидении, по которому опоры сидения опираются на тензометрический силоизмеритель, изменение сигнала с выхода которого является информацией о наличии пассажира (см., напр., патентные публикации США № US 2005/0022615 от 03.02.05 М кл. G01L 1/00, и № US 2004/0135355 от 15.07.04). Фактически данные устройства определяют наличие пассажира взвешиванием сидения. Недостатком этих технических решений является необходимость внесения изменений в конструкцию сидений салона, что не всегда возможно по конструктивным и экономическим причинам. Кроме того, оба известных технических решения не позволяют достоверно определить число пассажиров в транспортном средстве, так как пассажир может стоять в проходе между сидениями.

Наиболее близким к предложенному техническому решению является, по мнению заявителя, устройство для автоматического учета числа пассажиров

транспортного средства, содержащее датчик сигнализации о входе пассажира в салон транспортного средства, выполненный в виде турникета - трипода, выход которого подключен к входу блока обработки сигнала, (см, напр., Каталог «Пропускные системы «Ростов-Дон», 2006 г., стр.14» Ростов-Дон Т8»), которое широко применяется в подземном и наземном общественном транспорте в г.Москве. Недостатком этого устройства является недостоверность получаемой информации, т.к. устройство может быть отключено оператором (режим «антипаника»: функция отключения турникета обязательно должна быть предусмотрена в устройстве в соответствии с требованиями техники безопасности, так как в случае аварии турникет является препятствием для эвакуации пассажиров), пассажир может проникнуть в транспортное средство без приведения в действие турникета. Это устройство занимает место в наземном транспортном средстве, что практически исключает его применение в микроавтобусах. Тем более, что, как правило, микроавтобус имеет только одну дверь, через которую осуществляется вход и выход пассажиров. Кроме того, в микроавтобусе имеются пассажирские места рядом с водителем, наличие пассажиров на которых не может быть учтено турникетом.

Целью предлагаемого технического решения является создание простого устройства, позволяющего надежно решить задачу контроля числа пассажиров в транспортном средстве без внесения каких-либо конструктивных изменений в конструкцию салона и пассажирских сидений транспортного средства, и независимо от поведения пассажиров и водителя транспортного средства.

С этой целью предлагается устройство контроля числа пассажиров транспортного средства с независимой подвеской передних управляемых колес с поворотными кулаками ступиц и зависимой подвеской задних ведущих колес, содержащее блок обработки сигнала, датчики сигнализации о входе пассажира в салон транспортного средства, выполненные в виде датчиков деформации и закрепленные на боковых поверхностях поворотных кулаков ступиц передних колес и картере заднего моста транспортного средства, датчик наличия водителя в кабине транспортного средства и датчики открытия дверей салона транспортного средства, датчики подключены к соответствующим входам блока обработки сигнала

Блок обработки сигнала может содержать входной преобразователь с сигнальным и разрешающим входами, одновибратор, пороговый элемент, элемент памяти, выход входного преобразователя подключен ко входу

одновибратора, одному входу порогового элемента и сигнальному входу элемента памяти, выход которого подключен ко второму входу порогового элемента, выход одновибратора подключен к разрешающему входу элемента памяти, выход порогового элемента образует выход блока обработки сигнала. Датчики деформации подключены к сигнальному входу входного преобразователя, к разрешающему входу которого подключен датчик открытия двери транспортного средства. Выходы порогового элемента и датчика наличия водителя в кабине транспортного средства подключены ко входам реверсивного счетчика. Выход реверсивного счетчика может быть подключен к элементу регистрации и индикации

Проведенные патентные исследования не выявили идентичных и сходных технических решений. Предлагаемое устройство может быть изготовлено в промышленных масштабах и пригодно для использования на автомобильном транспорте массового обслуживания. Заявляемое устройство успешно прошло испытания. Совокупность существенных признаков заявляемого устройства не следует явным образом из изученного уровня техники, имеет существенные отличия от рассмотренных аналогов. Поэтому заявитель считает, что заявляемое устройство соответствует критерию «новизна» и имеет изобретательский уровень.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых представлен пример выполнения устройства в соответствии с предложением. Следует отметить, что использование предлагаемого технического решения не вносит изменений в конструкцию транспортного средства, однако неразрывно связано с его конструкцией, так как цель предложения - контроль числа пассажиров в транспортном средстве без внесения каких-либо конструктивных изменений в конструкцию салона и сидений транспортного средства, обеспечение достоверной работы устройства независимо от поведения пассажиров и водителя транспортного средства может быть достигнута данным техническим решением только при данной конструкции транспортного средства - с независимой подвеской передних управляемых колес с поворотными кулаками ступиц и зависимой подвеской задних ведущих колес на картере заднего моста.

На фиг.1 показано размещение датчиков деформации на транспортном средстве, на фиг.2 - пример выполнения функциональной схемы блока обработки сигнала и подключения к нему датчиков деформации, датчика наличия водителя в кабине транспортного средства и элемента регистрации и индикации. Необходимо отметить, что выполнение функциональной схемы показано только в

качестве примера возможной реализации и для упрощения не показаны стандартные вспомогательные элементы, обеспечивающие нормальное функционирование устройства: цепи питания, элементы, устраняющие соревнование сигналов и т.д.

Устройство содержит датчики 1 деформации, подключенные к сигнальному входу входного преобразователя 2, к разрешающему входу которого подключен датчик 3 открытия двери транспортного средства, выход входного преобразователя 2 подключен ко входу одновибратора 4, одному входу порогового элемента 5 и сигнальному входу элемента 6 памяти, выход которого подключен ко второму входу порогового элемента 5. Выход одновибратора 4 подключен к разрешающему входу элемента 6 памяти, Выходы порогового элемента 5 и датчика 7 наличия водителя в кабине транспортного средства подключены ко входам реверсивного счетчика 8, выход которого подключен к элементу 9 регистрации и индикации. Входной преобразователь 2 с сигнальным и разрешающим входами, одновибратор 4, пороговый элемент 5, элемент памяти 6 и реверсивный счетчик 8 образуют блок обработки сигнала.

Датчики деформации 1 закреплены на боковых поверхностях 10 поворотных кулаков 11 ступиц передних колес и на картере 12 заднего моста транспортного средства соответственно. Расчеты и эксперименты, проведенные заявителем, показали, что указанный в материалах заявки выбор мест закрепления обеспечивает независимость величины сигнала от неровности поверхности, на которой находится транспортное средство и угла поворота передних управляемых колес транспортного средства с независимой подвеской передних управляемых колес с поворотными кулаками ступиц и зависимой подвеской задних ведущих колес на картере заднего моста. Транспортное средство такого типа - автомобиль «Mersedes» 115 Т430 - широко используется в качестве автобуса малой вместимости, в частности, в качестве маршрутного такси.

Устройство работает следующим образом:

Сигнал с датчиков 1 деформации постоянно поступает на сигнальный вход входного преобразователя 2. При посадке в транспортное средство пассажиров открывается входная дверь транспортного средства и датчик 3 открытия двери транспортного средства выдает разрешающий сигнал на соответствующий вход входного преобразователя 2. На выходе входного преобразователя 2 появляется уровень сигнала, соответствующий весу транспортного средства до входа первого

пассажира. Передний фронт этого сигнала запускает одновибратор 4, который задним фронтом импульса разрешает работу элемента 6 памяти на время, достаточное для запоминания уровня сигнала, поступающего на его сигнальный вход. Поэтому на втором входе порогового элемента 5 уровень сигнала с выхода элемента 6 памяти появляется с задержкой во времени и сохраняется до следующего срабатывания одновибратора 4. Если разность уровней сигнала на входах порогового элемента 5 превышает заранее заданную величину, (например, 40 кг, что соответствует весу взрослого человека), соответствующую изменению веса транспортного средства, фиксируемого датчиками 1 деформации, пороговый элемента 5 выдает импульс, считаемый счетчиком 8. Соответственно, если пассажир выходит из транспортного средства, отрицательный перепад сигнала на входе порогового элемента 5 обеспечивает вычитание из числа, раннее зафиксированного счетчиком 8, вне зависимости от того, происходит посадка подряд нескольких пассажиров, поднимающихся в транспортное средство, (например, на первой остановке маршрута), высадка пассажиров (на конечной остановке маршрута) или вход и выход пассажиров в произвольной последовательности на промежуточных остановках маршрута. При входе водителя транспортного средства в кабину с выхода порогового элемента 5 на реверсивный счетчик 8 поступает импульс на увеличение числа, а с выхода датчика 7 наличия водителя в кабине транспортного средства - импульс, уменьшающий число, и наоборот, так что наличие, отсутствие, вход и выход водителя устройством не учитывается Число импульсов, соответствующее числу пассажиров, поднявшихся на транспортное средство, индицируется элементом 9 регистрации и индикации.

1. Устройство контроля числа пассажиров транспортного средства с независимой подвеской передних управляемых колес с поворотными кулаками ступиц и зависимой подвеской задних ведущих колес на картере заднего моста, содержащее датчик сигнализации о входе пассажира в салон транспортного средства, выход которого подключен к соответствующему входу блока обработки сигнала, отличающееся тем, что в него введены дополнительные датчики сигнализации о входе пассажира в салон транспортного средства, датчик наличия водителя в кабине транспортного средства и датчик открытия двери салона транспортного средства, датчики сигнализации о входе пассажира в салон транспортного средства выполнены в виде датчиков деформации и закреплены на боковых поверхностях поворотных кулаков ступиц передних колес и на картере заднего моста транспортного средства соответственно, датчики сигнализации о входе пассажира в салон транспортного средства, датчик наличия водителя в кабине транспортного средства и датчик открытия двери салона транспортного средства подключены к соответствующим входам блока обработки сигнала.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что блок обработки сигнала содержит входной преобразователь с сигнальным и разрешающим входами, одновибратор, пороговый элемент, элемент памяти, выход входного преобразователя подключен ко входу одновибратора, одному входу порогового элемента и сигнальному входу элемента памяти, выход которого подключен ко второму входу порогового элемента, выход одновибратора подключен к разрешающему входу элемента памяти, выход порогового элемента образует выход блока обработки сигнала.

3. Устройство по пп.1 и 2, отличающееся тем, что датчики деформации подключены к сигнальному входу блока обработки сигнала, датчик открытия двери салона подключен к разрешающему входу блока обработки сигнала, выход которого подключен к одному входу реверсивного счетчика, к другому входу которого подключен выход датчика наличия водителя в кабине транспортного средства.

4. Устройство по любому из пп.1 и 2, отличающееся тем, что в него введен элемент регистрации и индикации, вход которого подключен к выходу реверсивного счетчика.



 

Похожие патенты:

Устройство управления переключением передач относится к области транспортного машиностроения и используется в транспортных средствах, трансмиссии которых оснащены планетарными трехстепенными автоматическими коробками управления переключения передач (мерседес, опель, хендай солярис, бмв) с низкой стоимостью диагностики и ремонта.
Наверх