Канатный блок

 

Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам и может быть использовано в направляющих устройствах для каната канатных систем лесопромышленного комплекса.

Изобретение решает задачу повышения надежности ролика канатного блока. Это достигается тем, что в канатном блоке, содержащем установленный на оси ролик, выполненный в виде стальной ступицы и обода из древесины модифицированной (ДМ) зажатой между двумя металлическими дисками, причем ступица в радиальном сечении имеет опорную поверхность в форме кругового сегмента и контактирует с седловидной поверхностью комбинированной втулки из ДМ и стали, состоящей из двух полувтулок левая из которых туго посажена на оси, а правая имеет скользящую посадку, один из стягивающих дисков выполнен как единое целое со ступицей.

Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам и может быть использовано в направляющих устройствах для каната лесопромышленного комплекса.

Известны литые канатные блоки грузоподъемных механизмов, содержащие обод с желобом и ступицу, соединенные спицами овального сечения (а.с. СССР №468873, В 66 D 3/08, 05.07.73 Бюл. №16). В таких блоках канат и блок подвержены быстрому изнашиванию в местах соприкосновения каната с желобом вследствие возникновения высоких контактных напряжений и отклонения каната в поперечной плоскости (переменности угла девиации).

Известен канатный блок (а.с. СССР №1212927, В 66 D 3/08, 23.02.86. Бюл. №7.), содержащий ролик, обод которого выполнен с желобом, в котором размещена рифленая вставка с гофрированной поверхностью, имеющей форму отпечатков прядей каната. Рифленая вставка включает упругие компенсаторы в виде U-образных выступов, размещенных в проточках обода. Такая конструкция обода обеспечивает более равномерное распределение контактных напряжений между канатом и желобом и частичное перемещение при поперечном отклонении каната.

Недостатком известной конструкции является сложность изготовления и крепления рифленой опорной вставки в желобе ролика.

Известен канатный блок (патент на полезную модель №41716, В 66 D 3/08, 10.11.2004. Бюл. №31), выбранный в качестве прототипа, содержащий комбинированный ролик, состоящий из четырех самостоятельных деталей: стальной ступицы, центрального диска из древесины модифицированной (ДМ) и двух стягивающих его металлических дисков. Ступица в радиальном сечении имеет форму заклепки с овальной головкой, ширина выступов которой не менее толщины стягивающих дисков. Крепление указанных деталей

между собой осуществляется с помощью болтов с гайками. Ступица опирается на полувтулки из ДМ с торцевым расположением волокон в плоскости контакта.

Недостатком данной конструкции ролика является значительное количество разъемных деталей, что может негативно отразиться на его надежности в эксплуатации.

Изобретение решает задачу повышения надежности ролика канатного блока. Это достигается тем, что канатный блок, содержащий установленный на оси ролик с желобом, выполненный в виде стальной ступицы и обода из древесины модифицированной (ДМ), зажатого между двумя металлическими дисками, причем ступица в радиальном сечении имеет опорную поверхность в форме кругового сегмента и контактирует с седловидной поверхностью комбинированной втулки из ДМ и стали, состоящей из двух полувтулок, левая из которых туго посажена на оси, а правая имеет скользящую посадку, Один из стягивающих дисков выполнен как единое целое со ступицей.

Конструкция канатного блока показана на фиг.1 - общий вид, фиг.2 - разрез по А-А.

Канатный блок 1 включает комбинированный ролик 2 и ось 3. Ролик 2 состоит из обода 4, представляющего центральный диск, выполненный из секторов ДМ, металлической ступицы 5 из стали, выполненной за одно целое с одним из стягивающих дисков, внутренняя поверхность которой в поперечном сечении имеет форму кругового сегмента, а с другой стороны ступица имеет выступ для посадки второго стягивающего диска 6. Между стягивающими дисками установлен обод 4. Крепление указанных деталей между собой осуществляется с помощью болтов 7 с гайками 8. Для надежности соединения установлены специальные гроверные шайбы 9, которые компенсируют изменение величины давления, происходящего в результате набухания ДМ в направлении прессования при воздействии температурно-влажностных параметров, а также фиксируют гайки 8, предотвращая их отвинчивание.

На оси 3 размещен подшипник скольжения, состоящий из двух металлических полувтулок (левая 10 и правая 11) с бортовыми выступами и двух секторных полувтулок из ДМ (левая 12 и правая 13). Левая полувтулка 10 запрессовывается с большим натягом (тугая посадка) до упора 14, предусмотренного на оси блока. Правая полувтулка 11 запрессовывается со значительно меньшим натягом (скользящая посадка). Полувтулки из ДМ 12 и 13 надежно зажаты на оси гайкой 15 посредством полувтулок 10 и 11. Для обеспечения постоянного нажима и фиксирования гайки 15 под нее установлена специальная гроверная шайба 16, которая компенсирует изменение давления набухания древесины секторных полувтулок из ДМ в направлении прессования под воздействием температурно-влажностных режимов эксплуатации узла трения, а также фиксирует гайку 15 и предотвращает ее отвинчивание.

Полувтулки из ДМ тщательно смазываются солидолом. Для предотвращения их проворачивания, на внутренних поверхностях бортовых выступов металлических полувтулок 10 и 11 необходимо сделать засечки или другим способом увеличить их шероховатость.

Канатный блок работает следующим образом.

Запасованный через блок канат контактирует своими прядями с ободом из ДМ, имеющей меньший модуль упругости по сравнению с проволоками каната, что позволяет его прядям быстро выработать в нем себе «постель» и, таким образом, увеличить площадь контакта. Это приводит к снижению контактных напряжений, а, следовательно, к увеличению срока службы стального каната.

Между седловидной поверхностью узла трения и контактирующей с ней поверхностью ступицы образован зазор, идущий от центра соединения полувтулок в обе стороны и постепенно увеличивающийся до 2 мм, что позволяет ролику «отслеживать» поперечные отклонения каната влево или вправо в зависимости от угла девиации каната. Это также положительно сказывается на сроке его службы.

Допускаемая нагрузка на блок до 63 кН (6,3 тс).

Канатный блок, содержащий установленный на оси ролик с желобом, выполненный в виде стальной ступицы и обода из древесины модифицированной (ДМ), зажатого между двумя металлическими дисками, причем ступица в радиальном сечении имеет опорную поверхность в форме кругового сегмента и контактирует с седловидной поверхностью комбинированной втулки из ДМ и стали, состоящей из двух полувтулок, левая из которых туго посажена на оси, а правая имеет скользящую посадку, отличающийся тем, что один из дисков выполнен как единое целое со ступицей.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к талевым системам и полиспастам, и может быть использована при проектировании грузоподъемного оборудования
Наверх