Канатный блок

 

Полезная модель относится к подъемно-транспортным механизмам и может быть использована в направляющих устройствах для каната канатных систем лесопромышленного комплекса. Она решает задачу увеличения ресурса центрального диска из древесины модифицированной (ДМ) в комбинированном ролике канатного блока за счет выравнивания срока службы контактирующих с канатом поверхностей ручья ролика с учетом его износостойкости в зависимости от направления волокон ДМ. Это достигается путем расширения центрального диска из ДМ в области обода на величину 2025 мм. Для защиты древесины от скола металлические щеки ролика повторяют форму центрального диска из ДМ.

Полезная модель относится к подъемно-транспортным механизмам и может быть использована в направляющих устройствах для каната канатных систем лесопромышленного комплекса.

Известны литые канатные блоки грузоподъемных механизмов, содержащие обод с желобом и ступицу, соединенные спицами овального сечения (а.с. СССР 468873, В66d 3/08, 30.04.75. Бюл. 16). В таких блоках канат и блок подвержены быстрому изнашиванию в местах соприкосновения каната с желобом вследствие возникновения высоких контактных напряжений и отклонения каната в поперечной плоскости (переменности угла девиации).

Известен канатный блок (а.с. СССР 1212927, В66d 3/08, 23.02.86. Бюл. 7), содержащий ролик, обод которого выполнен с желобом, в котором размещена рифленая вставка с гофрированной поверхностью, имеющая форму отпечатков прядей каната. Рифленая вставка включает упругие компенсаторы, в виде U-образных выступов, размещенных в проточках обода. Такая конструкция обода обеспечивает более равномерное распределение контактных напряжений между канатом и желобом и частичное перемещение при поперечном отклонении каната.

Недостатком известной конструкции является сложность изготовления и крепления рифленой опорной вставки в желобе ролика.

Известен канатный блок (патент на полезную модель 93079, В66D 3/08, 20.04.2010), выбран в качестве прототипа, содержащий комбинированный ролик, состоящий из секторов древесины модифицированной (ДМ), образующих диск, который зажат между двумя металлическими щеками, выполняющий функцию обода и ступицы, имеющий опорную поверхность в радиальном сечении в форме кругового сегмента, которая контактирует с подшипником скольжения, состоящего из двух металлических полувтулок, образующих седловидную поверхность. Левая полу втулка туго посажена на оси, а правая имеет скользящую посадку, причем между поверхностями ступицы и подшипника предусмотрен конусообразный зазор, позволяющий ролику отслеживать угол девиации каната, что положительно сказывается на долговечности стального каната.

Недостатком данной конструкции ролика является неравномерность износа ручья, связанная с анизотропными свойствами древесины, так как канат контактирует по ручью с древесиной, имеющей различное направление волокон: в радиальном направлении - торцевое; в поперечном - тангентальное или смешанное (тангентальное плюс радиальное). В зависимости от этого интенсивность износа древесины модифицированной по ручью ролика разная - наименьшая при торцевом направлении волокон, наибольшая при тангентальном.

Полезная модель решает задачу увеличения ресурса центрального диска из ДМ, за счет выравнивания срока службы контактирующих с канатом поверхностей ручья ролика с учетом их износостойкости.

Для этого в канатном блоке, содержащем комбинированный ролик, выполненный из секторов древесины модифицированной (ДМ), образующих центральный диск, установленный на оси с опорой на седловидную поверхность подшипника скольжения, и двух металлических щек, повторяющих форму центрального диска, согласно полезной модели, центральный диск из ДМ расширен в области обода на величину 20÷25 мм.

Стягивающие стальные щеки, повторяющие форму центрального диска предусмотрены для защиты выступающих частей древесины от скола.

Конструкция канатного блока показана на фиг.1 - общий вид, фиг.2 - разрез по А-А, фиг.3 - часть обода ролика.

Канатный блок 1 состоит из комбинированного ролика 2 и оси 3. Ролик выполнен из секторов ДМ, образующих центральный диск 4, выполняющий функции ступицы и обода, и двух металлических щек 5 (каждая толщиной 10 мм), повторяющих форму центрального диска, которые зажимают сектора из ДМ с двух сторон при помощи болтов 6 с гайками 7. Для надежности стяжки щек установлена специальная гроверная шайба 8, которая компенсирует изменение величины давления набухания ДМ в направлении прессования, т.е. компенсирует релаксацию внутренних напряжений, возникающих в древесине во времени под воздействием изменяющихся температурно-влажностных режимов эксплуатации блока, а также фиксируют гайки 7 и предотвращают их отвинчивание.

На оси 3 размещен подшипник скольжения из стали, состоящий из двух полувтулок (левая 9 и правая 10). Левая полувтулка 9 имеет тугую посадку и удерживается от смещения упором 11, предусмотренным на оси 3. Правая полувтулка 10 имеет скользящую посадку фиксируется шайбой 14 (толщиной 34 мм) и зажимается гайкой 12, под которую установлена специальная гроверная шайба 13 для фиксации гайки 12 и предотвращения ее отвинчивания.

Между ступицей ролика из ДМ и подшипником скольжения предусмотрен конусообразный зазор.

Канатный блок работает следующим образом.

Запасованный через блок канат контактирует своими прядями с ободом из ДМ, имеющим меньший модуль упругости по сравнению с проволоками каната, что позволяет его прядям быстро выработать в ней себе «постель» и таким образом увеличить площадь контакта. Это приводит к снижению контактных напряжений, а, следовательно, к увеличению срока службы стального каната.

Предусмотренный зазор между седловидной поверхностью подшипника скольжения и контактирующей поверхностью ступицы ролика, идущей от центра соединения полувтулок и постепенно увеличивающейся до 2 мм., позволяет ролику «отслеживать» поперечное отклонение каната влево и вправо, в зависимости от угла девиации каната. Это также положительно сказывается на сроке его службы.

Допускаемая нагрузка на блок не более 63 кН (6,3 т.с.).

Канатный блок, содержащий комбинированный ролик, выполненный из секторов древесины модифицированной, образующих центральный диск, установленный на оси с опорой на седловидную поверхность подшипника скольжения, и двух металлических щек, повторяющих форму центрального диска, отличающийся тем, что центральный диск из древесины модифицированной расширен в области обода на величину 20-25 мм.



 

Наверх