Пломба для горловины цистерны

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения. Пломба для горловины цистерны содержит отрезок стального троса и корпус, в котором размещены зажимное приспособление для отрезка стального троса и электронная метка с антенной системой. Корпус выполнен из двух частей, в каждой из которых предусмотрена полость, при этом полость первой части корпуса выполнена с возможностью размещения в ней зажимного приспособления для отрезка стального троса, а полость второй части корпуса выполнена с возможностью размещения в ней электронной метки с антенной системой. Вторая часть корпуса жестко соединена с первой частью корпуса таким образом, что при установке пломбы на горловину цистерны электронная метка с антенной системой имеет возможность осуществления устойчивого радиообмена с приемо-передающей аппаратурой, расположенной над горловиной цистерны, при этом на отрезок стального троса установлена гибкая защитная оболочка, электрически связанная с электронной меткой таким образом, что при нарушении целостности гибкой защитной оболочки электронная метка выдает сигнал о попытке несанкционированного снятия пломбы. Технический результат - повышение надежности дистанционного контроля целостности и наличия пломбы на горловине цистерны, упрощение монтажа пломбы и повышение надежности регистрации случаев несанкционированного снятия пломбы. 8 з.п. ф-лы, 4 ил.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и предназначена для регистрации, определения местоположения и опознавания железнодорожных и автомобильных цистерн при их пломбировании для сохранности транспортируемых грузов.

В настоящее время, в связи со значительно возросшим грузооборотом и в связи с необходимостью его контроля, на железнодорожном и автомобильном транспорте широко внедряются системы автоматической идентификации контейнеров и единиц подвижного состава, которые позволяют значительно повысить пропускную способность транспортных магистралей, поскольку сводят на нет необходимость остановки транспортных средств для учета перевозимых грузов, их сохранности, месте нахождения и времени прибытия в пункт назначения.

Одним из важнейших узлов таких систем является комплекс приемо-передающего оборудования, состоящий из стационарного или мобильного приемо-передающего устройства и электронных меток, размещаемых на контейнерах и единицах подвижного состава. Электронные метки могут быть совмещены с запорно-пломбировочными и иными приспособлениями, устанавливаемыми на контейнеры, вагоны, прицепы и т.д.

В общем случае электронная метка несет в себе закодированную полезную информацию о грузе, целостности запора, единице подвижного состава, месте

приписки, владельце, времени установки, свой личный идентификационный номер и т.д. В момент безостановочного прохождения транспортным средством зоны радиопокрытия стационарного или мобильного приемо-передающего устройства электронная метка передает содержащуюся в ней информацию на приемо-передающее устройство. Далее полученная информация может передаваться в операционный центр или другим контролирующим устройствам.

Совершенно очевидно, что надежность работы таких систем зависит от устойчивости сигнала, которым обмениваются между собой элементы системы, то есть от устойчивости сигнала радиообмена между приемо-передающим устройством и электронной меткой. Чем устойчивей и надежней сигнал в зоне радиообмена, тем выше скорость обмена информацией, от чего, в свою очередь, зависит пропускная способность транспортной магистрали.

Специалистам в данной области техники должно быть известно, что устойчивость и надежность радиосигнала напрямую зависит от положения (ориентации в пространстве) приемо-передающих антенн и места их установки. Последнее особенно важно тем, что в случае наличия экранирующих поверхностей прием и передача радиосигнала сильно ухудшаются или становятся практически невозможными.

В настоящее время при установке систем автоматической идентификации на железнодорожном и автомобильном транспорте, с размещением электронных меток на контейнерах, вагонах, прицепах и запорно-

пломбировочных устройствах к ним, проблема расположения приемо-передающих антенных систем электронных меток успешно решена.

Однако, возникает большая проблема при попытке размещения электронных меток на цистернах, как железнодорожных, так и автомобильных.

Подавляющее количество цистерн выполняется из металла и имеет цилиндрическую или подобную цилиндрической форму, то есть обладает мощным радиоотражающим эффектом, что значительно ухудшает возможность радиообмена между электронной меткой, размещаемой обычно на заливной горловине цистерны, и приемо-передающим устройством, располагаемым обычно сбоку или над транспортной магистралью.

В настоящее время для пломбирования горловин цистерн используются пломбы, содержащие отрезок стального троса и корпус, внутри которого размещено зажимное приспособление для отрезка стального троса, препятствующее несанкционированному снятию пломбы, и электронная метка, позволяющая регистрировать местоположение и осуществлять опознавание железнодорожных и автомобильных цистерн и перевозимого в них груза. При пломбировании горловины цистерны пломба всегда размещается таким образом, что антенная система электронной метки имеет возможность приема и передачи сигнала только в правую или левую сторону по отношению к направлению движения цистерны (см., например, RU 2287192 С1 от 10.11.2006).

Таким образом, для устойчивого радиообмена между электронными метками, установленными на горловинах цистерн, и приемо-передающими

устройствами последние необходимо размещать с двух сторон транспортной магистрали, что ведет к существенному усложнению всего приемо-передающего комплекса.

Задачей настоящей полезной модели является создание пломбы для горловины цистерны, позволяющей значительно упростить создание приемо-передающих комплексов для регистрации, определения местоположения и опознавания железнодорожных и автомобильных цистерн, а также исключить возможность несанкционированного снятия пломбы.

Техническим результатом предложенной полезной модели является повышение надежности дистанционного контроля целостности и наличия пломбы на горловине цистерны, упрощение монтажа пломбы и повышение надежности регистрации случаев несанкционированного снятия пломбы.

Указанный технический результат достигается за счет того, что предлагаемая пломба для горловины цистерны содержит отрезок стального троса и корпус, в котором размещены зажимное приспособление для отрезка стального троса и электронная метка с антенной системой. Корпус выполнен из двух частей, в каждой из которых предусмотрена полость, при этом полость первой части корпуса выполнена с возможностью размещения в ней зажимного приспособления для отрезка стального троса, а полость второй части корпуса выполнена с возможностью размещения в ней электронной метки с антенной системой. Вторая часть корпуса жестко соединена с первой частью корпуса таким образом, что при установке пломбы на горловину цистерны электронная метка с антенной системой имеет возможность осуществления устойчивого

радиообмена с приемо-передающей аппаратурой, расположенной над горловиной цистерны, а на отрезок стального троса установлена гибкая защитная оболочка, электрически связанная с электронной меткой таким образом, что при нарушении целостности гибкой защитной оболочки электронная метка выдает сигнал о попытке несанкционированного снятия пломбы.

Вторая часть корпуса может быть соединена с первой частью корпуса резьбовым или клеевым соединением, при этом первая часть корпуса может иметь цилиндрическую форму, а вторая часть - форму параллелепипеда.

Гибкая защитная оболочка представляет собой трубку из гибкого эластичного материала, внутри которой по всей длине спирально навита проволока с поперечным сечением, не превышающим 0,1 мм 2, концы которой электрически соединены с электронной меткой, при этом гибкая защитная оболочка установлена на отрезке стального троса таким образом, что один ее конец жестко закреплен в первой части корпуса, а второй ее конец при установке пломбы на горловину цистерны вместе с отрезком стального троса входит во внутрь первой части корпуса без возможности обратного извлечения, при этом вся петля, образованная отрезком стального троса, оказывается покрыта гибкой защитной оболочкой. Гибкая защитная оболочка может быть установлена на отрезке стального троса с натягом.

Выполнение корпуса из двух частей таким образом, что электронная метка с антенной системой имеет возможность осуществления устойчивого радиообмена с приемо-передающей аппаратурой, расположенной над

горловиной цистерны, позволяет повысить надежность дистанционного контроля целостности и наличия пломбы на горловине цистерны, поскольку приемо-передающая аппаратура монтируется над цистерной, отпадает надобность в монтировании приемо-передающей аппаратуры с двух сторон транспортной магистрали, исключается возможность помех в виде встречно движущегося транспорта при радиоконтакте приемо-передающей аппаратуры и электронной метки, упрощается монтаж пломбы, так как предлагаемая конструкция корпуса при любом варианте установки обеспечивает расположение антенной системы электронной метки в горизонтальной плоскости или в плоскости, расположенной почти горизонтально, что ведет к устойчивому радиообмену с приемо-передающей аппаратурой, расположенной над горловиной цистерны.

Таким образом предлагаемая конструкция пломбы позволяет упростить создание приемо-передающих комплексов для регистрации, определения местоположения и опознавания железнодорожных и автомобильных цистерн.

Оснащение отрезка стального троса гибкой защитной оболочкой, электрически связанной с электронной меткой, позволяет определить попытку перекусывания отрезка стального троса для несанкционированного снятия пломбы, что ведет к повышению достоверности информации о целостности пломбы.

Выполнение первой части корпуса в форме цилиндра, а второй - в форме параллелепипеда позволяет уменьшить габаритные размеры пломбы и

упростить монтаж зажимного приспособления для отрезка стального троса и электронной метки с антенной системой.

Далее раскрыто подробное устройство заявляемой полезной модели со ссылкой на графические материалы, где:

фиг.1 - принципиальная схема предлагаемой пломбы,

фиг.2 - гибкая защитная оболочка в форме трубки,

фиг.3 - увеличение А по фиг.2,

фиг.4 - предлагаемая пломба в рабочем положении, с гибкой защитной оболочкой (крышка пломбы условно не показана).

Пломба для горловины цистерны содержит корпус, выполненный из двух частей 1 и 2. Первая часть 1 корпуса выполнена цилиндрической формы и имеет полость для размещения в ней зажимного приспособления 4 для отрезка стального троса 3.

Зажимное приспособление может быть установлено любой подходящей конструкции, иметь датчик обрыва троса, соответствующие предохранительные элементы и т.п., что не является предметом данной заявки.

Зажимное приспособление может быть закрыто крышкой или залито компаундом.

Отрезок стального троса 3 одним концом жестко закреплен в первой части 1 корпуса. Второй - свободный конец отрезка стального троса 3 предназначен для пропускания его через запорные петли горловины цистерны и фиксации в зажимном приспособлении.

Вторая часть 2 корпуса имеет форму параллелепипеда и выполнена с полостью, предназначенной для размещения в ней электронной метки с антенной системой.

Вторая часть 2 корпуса жестко соединена с первой частью 1 корпуса любым подходящим для этой цели соединением - резьбовым, клеевым, холодной или горячей сваркой и т.п.

Следует отметить, что вторая часть 2 корпуса должна быть соединена с первой частью 1 корпуса таким образом, что при установке пломбы на горловину цистерны электронная метка с антенной системой располагались бы в горизонтальной плоскости или в плоскости, имеющей практически горизонтальное расположение. Таким образом осуществляется возможность устойчивого радиообмена с приемо-передающей аппаратурой, расположенной над горловиной цистерны.

При сборке пломбы на отрезок стального троса 3 устанавливается гибкая защитная оболочка 5, которая выполняется, предпочтительно, в форме трубки из гибкого эластичного материала 7. Внутри трубки по всей ее длине спирально навита тонкая проволока 6, которая может быть как одножильной, так и многожильной. Поперечное сечение проволоки 6 не превышает 0,1 мм. Предпочтительное выполнение - многожильная проволока с поперечным сечением жилы - не более 0,01 мм2.

Спиральная навивка проволоки 6 находится внутри гибкого эластичного материала 7. Это может быть достигнуто вулканизацией, заливкой, методом

горячего погружения, или размещением проволоки 6 между слоями гибкого эластичного материала 7.

Сам гибкий эластичный материал 7 может быть комбинированным, то есть иметь несколько слоев, различных по своему составу.

Оба конца проволоки 6 электрически связаны с электронной меткой.

Гибкая защитная оболочка 5 устанавливается на отрезке стального троса 3 таким образом, что один ее конец жестко закреплен в первой части 1 корпуса, для чего гибкая защитная оболочка 5 может иметь соответствующий буртик.

Гибкая защитная оболочка 5 устанавливается на отрезке стального троса 3 с натягом, плотно облегая отрезок стального троса 3.

Второй конец гибкой защитной оболочки 5 при установке пломбы на горловину цистерны вместе с отрезком стального троса 3 входит во внутрь первой части 1 корпуса без возможности обратного извлечения, при этом вся петля, образованная отрезком стального троса 3, оказывается покрыта гибкой защитной оболочкой 5.

Таким образом, после установки пломбы в рабочее положение исключается возможность повреждения отрезка стального троса 3, охватывающего запорные петли горловины цистерны, без повреждения гибкой защитной оболочки 5. Также исключается возможность установки электрических "крокодильчиков" на отрезок стального троса 3 с целью его перекусывания с образованием замкнутого электрического проводника, без повреждения гибкой защитной оболочки 5. При любом нарушении целостности

гибкой защитной оболочки 5 сигнал о попытке несанкционированного разрушения пломбы поступает на электронную метку.

Пломба работает следующим образом.

При необходимости пломбирования горловины цистерны используется пломба предлагаемой конструкции. Свободный конец отрезка стального троса с надетой на него гибкой защитной оболочкой пропускается, с образованием петли, через запорные петли горловины цистерны и фиксируется в зажимном приспособлении, за счет чего пломба располагается на горловине цистерны в положении, при котором вторая часть корпуса и, соответственно, размещенная в ее полости электронная метка с антенной системой находятся в горизонтальной плоскости. Петля, образованная отрезком стального троса, полностью закрыта гибкой защитной оболочкой. Гибкая защитная оболочка электрически связана с электронной меткой.

Приемо-передающая аппаратура располагается на контрольных пунктах над транспортной магистралью. В момент нахождения горловины цистерны под приемо-передающей аппаратурой происходит радиообмен между электронной меткой, чья антенная система расположена в горизонтальной плоскости и направлена вверх, и приемо-передающей аппаратурой, чья антенная система расположена в горизонтальной плоскости или под углом к горизонтальной плоскости и направлена вниз.

В случае, если предпринимается попытка несанкционированного снятия пломбы - перекус петли, образованной отрезком стального троса, неизбежно

повреждается гибкая защитная оболочка, что регистрируется электронной меткой и передается на приемно-передающую аппаратуру.

Таким образом, заявленная полезная модель позволяет значительно упростить и удешевить приемо-передающие комплексы для регистрации, определения местоположения и опознавания железнодорожных и автомобильных цистерн за счет уменьшения количества приемо-передающей аппаратуры и повышает надежность дистанционного контроля целостности и наличия пломбы на горловине цистерны, за счет исключения разного рода помех. При этом значительно повышается надежность и достоверность передаваемой электронной меткой информации, поскольку исключается возможность несанкционированного снятия пломбы из-за наличия гибкой защитной оболочки.

1. Пломба для горловины цистерны, содержащая отрезок стального троса и корпус, в котором размещены зажимное приспособление для отрезка стального троса и электронная метка с антенной системой, отличающаяся тем, что корпус выполнен из двух частей, в каждой из которых предусмотрена полость, при этом полость первой части корпуса выполнена с возможностью размещения в ней зажимного приспособления для отрезка стального троса, а полость второй части корпуса выполнена с возможностью размещения в ней электронной метки с антенной системой, при этом вторая часть корпуса жестко соединена с первой частью корпуса таким образом, что при установке пломбы на горловину цистерны электронная метка с антенной системой имеет возможность осуществления устойчивого радиообмена с приемо-передающей аппаратурой, расположенной над горловиной цистерны, а на отрезок стального троса установлена гибкая защитная оболочка, электрически связанная с электронной меткой таким образом, что при нарушении целостности гибкой защитной оболочки электронная метка выдает сигнал о попытке несанкционированного снятия пломбы.

2. Пломба по п.1, отличающаяся тем, что при установке пломбы на горловину цистерны антенная система электронной метки расположена в горизонтальной плоскости.

3. Пломба по п.1, отличающаяся тем, что вторая часть корпуса соединена с первой частью корпуса резьбовым или клеевым соединением.

4. Пломба по п.1, отличающаяся тем, что первая часть корпуса имеет цилиндрическую форму.

5. Пломба по п.1, отличающаяся тем, что вторая часть корпуса имеет форму параллелепипеда.

6. Пломба по п.1, отличающаяся тем, что гибкая защитная оболочка представляет собой трубку из гибкого эластичного материала, внутри которой по всей длине спирально навита проволока с поперечным сечением, не превышающим 0,1 мм2, концы которой электрически соединены с электронной меткой.

7. Пломба по п.7, отличающаяся тем, что проволока может быть одножильной или многожильной.

8. Пломба по п.1, отличающаяся тем, что гибкая защитная оболочка установлена на отрезке стального троса таким образом, что один ее конец жестко закреплен в первой части корпуса, а второй ее конец при установке пломбы на горловину цистерны вместе с отрезком стального троса входит вовнутрь первой части корпуса без возможности обратного извлечения, при этом вся петля, образованная отрезком стального троса, оказывается покрыта гибкой защитной оболочкой.

9. Пломба по п.1, отличающаяся тем, что гибкая защитная оболочка установлена на отрезке стального троса с натягом.



 

Наверх