Устройство для зачистки забоин на лопатках газотурбинного двигателя

 

Полезная модель относится к машиностроению и предназначена для зачистки забоин на лопатках ГТД авиационного или наземного применения. Устройство приводят в предварительное положение и вводят внутрь ГТД через технологическое отверстие. Управляющим элементом переводят головку привода в рабочее положение и стопорят. При подаче воздуха начинает вращаться турбина головки привода с абразивным инструментом, которым зачищают забоины на лопатках ГТД. Контроль процесса обработки ведется с помощью оптического прибора. После окончания зачистки забоин на лопатках устройство приводят в предварительное положение и выводят из ГТД. Устройство позволяет производить зачистку забоин на лопатках ГТД в полевых условиях (без разборки двигателя), имеет высокую надежность. 2 ил.

Полезная модель относится к машиностроению и предназначена для зачистки забоин на лопатках газотурбинного двигателя (ГТД) авиационного или наземного применения.

Известно устройство, содержащее рукоятку с жестко установленной головкой привода абразивного инструмента (турбина SYNEA HS, проспект фирмы W&H Dentalwerk Burmoos GmbH, 2000, с 3).

Устройство не предназначено для зачистки забоин на лопатках ГТД.

Наиболее близким по технической сущности является устройство для зачистки забоин на лопатках ГТД, содержащее рукоятку, связанную с полой штангой, и механизм поворота головки привода абразивного инструмента (проспект фирмы Richard WOLF GmbH, 2002, с 2).

Недостатком известного устройства является низкая производительность из-за малого крутящего момента и низкая надежность устройства, особенно при минусовых температурах, т.к. приводной ремень выполнен из резины.

Задачей является повышение производительности и надежности устройства.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для зачистки забоин на лопатках газотурбинного двигателя содержит рукоятку, которая соединена с полой штангой, головку привода абразивного инструмента и механизм поворота головки привода, причем на торце штанги установлена заглушка, которая снабжена кронштейном, фиксирующим узлом и узлом подвода воздуха. Механизм поворота головки привода шарнирно установлен на кронштейне и выполнен в виде двуплечего рычага, один конец которого соединен тягой с управляющим элементом, а на втором конце расположена головка привода абразивного инструмента, заглушка снабжена ложементом, поверхность которого конгруэнтна наружной поверхности головки привода абразивного инструмента.

На фиг.1 - общий вид устройства в предварительном положении;

на фиг.2 - головка привода в рабочем положении.

Устройство содержит рукоятку 1, которая соединена с полой штангой 2, головку привода 3 абразивного инструмента 4. На торце штанги 2 установлена заглушка 5, которая снабжена кронштейном 6, на котором шарнирно установлен двуплечий рычаг 7, фиксирующим узлом и узлом подвода воздуха. Фиксирующий узел состоит из двух соосных, в рабочем состоянии, каналов 8 в рычаге 7 и 9 в заглушке 5, фиксатора 10, тяги 11 и стопора 12. Узел подвода воздуха состоит из жиклера 13, трубопровода 14 и штуцера

15. Жиклер 13 в рабочем положении расположен напротив входного отверстия головки привода 3. Один конец двуплечего рычага 7 соединен тягой 16 с управляющим элементом 17, а на втором конце рычага 7 расположена головка привода 3. Стопор 12 подпружинен пружиной 18. Заглушка 5 снабжена ложементом, поверхность «а» которого конгруэнтна наружной поверхности «б» головки привода 3.

Устройство работает следующим образом.

Штуцер 15 соединяют с системой подачи воздуха. Стопором 12 выводят фиксатор 10 из канала 8. Управляющим элементом 17 воздействуют на тягу 16 и поворачивают рычаг 7 так, что оси штанги 2 и головки привода 3 совпадают (фиг.1). Устройство приведено в предварительное положение.

Устройство вводят внутрь ГТД через технологическое отверстие. Управляющим элементом 17 переводят головку привода 3 в рабочее положение (фиг.2). Стопором 12 вводят фиксирующий элемент 10 в канал 8. Поверхность «б» головки привода 3 располагается на поверхности «а» ложемента заглушки 5. Устройство готово к работе.

При подаче воздуха начинает вращаться турбина головки привода 3 с абразивным инструментом 4, которым зачищают забоины на лопатках ГТД. Контроль процесса обработки ведется с помощью оптического прибора.

После окончания зачистки забоин на лопатках, стопором 12 выводят фиксатор 10 из канала 8. Управляющим элементом 17 поворачивают рычаг 7 так, что оси штанги 2 и головки привода 3 совпадают (фиг.1). Устройство выводят из технологического отверстия.

Положение абразивного инструмента 4 к обрабатываемой поверхности лопатки определяется расстоянием от оси рычага 7 до абразивного инструмента 4 и углом между осями штанги 2 и головки привода 3. При наружных диаметрах головки привода 3 и полой штанги 2 равном 8 мм диаметр технологического отверстия может быть от 9 мм и более. К турбине головки привода 3 подводят сжатый воздух с избыточным давлением 2,5 кг/см2, что обеспечивает вращение абразивного инструмента 4 со скоростью ˜300.000 об/мин.

Устройство позволяет производить зачистку забоин на лопатках ГТД в полевых условиях (без разборки двигателя), имеет высокую надежность. По сравнению с прототипом обладает повышенной производительностью.

Устройство для зачистки забоин на лопатках газотурбинного двигателя, содержащее рукоятку, которая соединена с полой штангой, головку привода абразивного инструмента и механизм поворота головки привода, отличающееся тем, что на торце штанги установлена заглушка, которая снабжена кронштейном, фиксирующим узлом и узлом подвода воздуха, причем механизм поворота головки привода шарнирно установлен на кронштейне и выполнен в виде двуплечего рычага, один конец которого соединен тягой с управляющим элементом, а на втором конце расположена головка привода абразивного инструмента, заглушка снабжена ложементом, поверхность которого конгруэнтна наружной поверхности головки привода абразивного инструмента.



 

Наверх