Устройство для повышения проходимости грузового автомобиля

 

Полезная модель относится к области автомобилестроения, в частности к дополнительному оборудованию транспортных средств, преимущественно - к средствам для повышения проходимости грузового автомобиля. Устройство содержит привод, разъемно соединенный с диском колеса стяжным болтом и несущий на свободном конце Г-образный рычаг противоскольжения, имеющий боковину и рабочую часть в виде грунтозацепа, расположенного над шиной ведущего колеса. Устройство снабжено, по крайней мере, одним дополнительным рычагом. Рычаги равномерно разнесены по окружности колеса. Привод выполнен в виде пустотелой цилиндрической опоры, размещенной на балке ведущего моста. Внешний торец цилиндра опоры до середины перекрыт жестко соединенной с ним пластиной, выступающий конец которой шарнирно соединен с боковинами каждого рычага. На свободном торце болта выполнена внутренняя резьба соответствующая резьбе шпильки крепления колеса, а другой конец болта закреплен с возможностью свободного вращения при исключении выпадения его из отверстия в пластине, к внутренней стороне которой жестко прикреплены трубчатые штанги, охватывающие гайки крепления наружного колеса. Ил.6, 1 фиг - в бюлл, 1 нез. п. ф-лы

Полезная модель относится к области автомобилестроения, а именно к дополнительному оборудованию транспортных средств, преимущественно - к средствам для повышения проходимости грузового автомобиля, в частности оснащенного двухскатными ведущими колесами.

Известно устройство для повышения проходимости грузового автомобиля, содержащее привод, разъемно соединенный с диском колеса стяжным болтом и несущий на свободном конце Г-образный рычаг противоскольжения, имеющий боковину и рабочую часть в виде грунтозацепа, расположенного над шиной ведущего колеса (патент РФ №2037431, МКИ В60В 15/18, 1993 г). Данное техническое решение принято за прототип.

Недостатком прототипа является являются большой вес и невысокая прочность из-за передачи крутящего момента только через один стяжной болт. Другим недостатком является невозможность использования приспособления на двухскатных шинах из-за деформации его элементов в проеме между шинами.

Указанные недостатки прототипа устранены в предложенном устройстве, в котором привод выполнен в виде пустотелой цилиндрической опоры с пластиной, соединенной посредством двух серег и боковин с грунтозацепом, который не выходит за пределы наружной шины. Усилие передается через тяговый болт и две штанги, которые разгружены от осевых усилий, передающихся посредством цилиндрической опоры на балку моста.

Полезная модель по данному техническому решению характеризуется следующими общими и частными существенными признаками:

Устройство для повышения проходимости грузового автомобиля, содержащее привод, разъемно соединенный с диском колеса стяжным болтом и несущий на свободном конце Г-образный рычаг противоскольжения, имеющий боковину и рабочую часть в виде грунтозацепа, расположенного над шиной ведущего колеса, устройство снабжено, по крайней мере, одним дополнительным Г-образным рычагом, причем указанные рычаги равномерно разнесены по окружности колеса, привод выполнен в виде пустотелой цилиндрической опоры,

размещенной внутри диска наружного колеса двухскатного движителя на ступичной части балки ведущего моста, при этом внешний торец цилиндра опоры до середины перекрыт жестко соединенной с ним пластиной, выступающий конец которой шарнирно соединен с боковинами каждого рычага посредством двух серег, охватывающих пластину и смежную с ней боковину и пальцев, пропущенных в соответствующие отверстия сопряженных деталей, при этом на выступающей за пределы цилиндрической опоры части пластины размещен указанный стяжной болт на расстоянии равном расстоянию от оси моста до оси гайки крепления диска наружного колеса, длина болта превышает высоту цилиндра опоры, причем на свободном торце болта выполнена внутренняя резьба соответствующая резьбе шпильки крепления колеса, а другой конец болта закреплен с возможностью свободного вращения при исключении выпадения его из отверстия в пластине, к внутренней стороне которой за пределами опоры жестко прикреплены трубчатые штанги, внутренний диаметр которых превышает поперечные габариты гаек крепления наружного колеса, а координаты центров штанг совпадают с центрами гаек, смежных со шпилькой, на которой закреплен стяжной болт, причем длина штанг равна или меньше длины болта в рабочем положении устройства, а длина грунтозацепов не превышает ширину шины.

Устройство иллюстрируется чертежами, где: на фиг.1 представлен общий вид устройства в рабочем положении смонтированного на колесе; на фиг.2 - вид А-А на фиг.1; на фиг.3 - Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - вид В-В на фиг.1; на фиг.5 - опора в сборе, вид сбоку; на фиг.6 - опора, вид сверху.

Устройство состоит из привода 1, разъемно соединенного с диском 2 колеса стяжным болтом 3. На свободном конце привода 1 установлен Г-образный рычаг 4 противоскольжения, имеющий боковину и рабочую часть в виде грунтозацепа 5 (фиг.4), расположенного над шиной 6 ведущего колеса. Устройство снабжено, по крайней мере, одним дополнительным рычагом 7. Рычаги равномерно разнесены по окружности колеса (фиг.1, фиг.4). Привод выполнен в виде пустотелой цилиндрической опоры 8, размещенной внутри диска 2 наружного колеса двухскатного движителя на ступичной части балки ведущего моста. Внешний торец цилиндра опоры 8 до середины перекрыт жестко соединенной с ним пластиной 9, выступающий конец которой шарнирно соединен с боковинами каждого рычага 4 и 7 посредством двух серег 10, охватывающих пластину 9 и смежную с ней боковину и пальцев 11, пропущенных в соответствующие отверстия сопряженных деталей, при этом на выступающей за пределы

цилиндрической опоры 8 части пластины 9 размещен указанный стяжной болт 3 на расстоянии равном расстоянию от оси моста до оси гайки крепления диска наружного колеса, длина болта превышает высоту цилиндра опоры 8, причем на свободном торце болта выполнена внутренняя резьба соответствующая резьбе шпильки 12 (фиг.2) крепления колеса, а другой конец болта закреплен с возможностью свободного вращения при исключении выпадения его из отверстия в пластине, например с помощью двух втулок 13, жестко прикрепленных к пластине 9. К внутренней стороне пластины 9 за пределами опоры жестко прикреплены трубчатые штанги 14 (фиг.3), внутренний диаметр которых превышает поперечные габариты гаек 15 крепления наружного колеса, а координаты центров штанг совпадают с центрами гаек, смежных со шпилькой, на которой закреплен стяжной болт, причем длина штанг равна или меньше длины болта в рабочем положении устройства. Длина грунтозацепов 5 не превышает ширину шины 6.

Технический результат от использования изобретения заключается в повышении надежности путем перераспределения крутящего момента на три ведущих звена и исключения воздействия на них осевых нагрузок посредством передачи их на балку моста.

Это достигается новыми отличительными признаками:

рабочая часть выполнена в виде, по крайней мере, двух равномерно разнесенных по окружности колеса Г-образных рычагов, связанных с приводом, выполненным в виде пустотелой цилиндрической опоры, размещенной внутри диска наружного колеса двухскатного движителя на ступичной части балки ведущего моста, при этом внешний торец цилиндра опоры до середины перекрыт жестко соединенной с ним пластиной, выступающий конец котором шарнирно соединен с боковинами каждого рычага посредством двух серег, охватывающих пластину и смежную с ней боковину и пальцев, пропущенных в соответствующие отверстия сопряженных деталей, при этом на выступающей за пределы цилиндрической опоры части пластины размещен указанный стяжной болт на расстоянии равном расстоянию от оси моста до оси гайки крепления диска наружного колеса, длина болта превышает высоту цилиндра опоры, причем на свободном торце болта выполнена внутренняя резьба соответствующая резьбе шпильки крепления колеса, а другой конец болта закреплен с возможностью свободного вращения при исключении выпадения его из отверстия в пластине, к внутренней стороне которой за пределами опоры жестко прикреплены трубчатые штанги, внутренний диаметр

которых превышает поперечные габариты гаек крепления наружного колеса, а координаты центров штанг совпадают с центрами гаек, смежных со шпилькой, на которой закреплен стяжной болт, причем длина штанг равна или меньше длины болта в рабочем положении устройства, а длина грунтозацепов не превышает ширину шины.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники известным из научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках не выявило средство, которому присущи признаки, идентичные всем признакам, содержащимся в предложенной заявителем формуле полезной модели, включая характеристику назначения. Т.е., совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна и не тождественна каким-либо известным техническим решениям, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна".

Заявленное техническое решение промышленно применимо, поскольку оно может быть изготовлено промышленным способом в автомобилестроении и использовано при эксплуатации грузовых автомобилей на труднопроходимых участках грунтовых дорог. Устройство работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, а отличительные признаки устройства позволяют получить заданный технический результат.

Устройство работает следующим образом.

При буксовании ведущих колес грузового автомобиля, оснащенного двухскатными шинами (например, «ГАЗель», «Бычок» и др.) на ступичной части балки ведущего моста 16 монтируется настоящее устройство. Для этого откручивается одна из гаек 15 крепления диска, цилиндр 8 надевается на балку 16 моста, штанги 14 насаживаются на гайки 15, а стяжной болт 3 накручивается на шпильку 12. Привод 1 предварительно собирается с рычагами 4 и 7, а их грунтозацепы 5 после установки устройства размещаются над шиной 6. При вращении колес грунтозацепы 5 врезаются в опорную поверхность, оказывают противоскользящее действие, за счет чего возникшее тяговое усилие позволяет автомобилю переместиться на твердую опорную поверхность.

Использование данной полезной модели позволит снизить расход топлива автомобилей и повысить эффективность транспортной работы за счет снижения простоев при застревании автомобилей.

Устройство для повышения проходимости грузового автомобиля, содержащее привод, разъемно соединенный с диском колеса стяжным болтом и несущий на свободном конце Г-образный рычаг противоскольжения, имеющий боковину и рабочую часть в виде грунтозацепа, расположенного над шиной ведущего колеса, отличающееся тем, что устройство снабжено, по крайней мере, одним дополнительным Г-образным рычагом, причем указанные рычаги равномерно разнесены по окружности колеса, привод выполнен в виде пустотелой цилиндрической опоры, размещенной внутри диска наружного колеса двухскатного движителя на ступичной части балки ведущего моста, при этом внешний торец цилиндра опоры до середины перекрыт жестко соединенной с ним пластиной, выступающий конец которой шарнирно соединен с боковинами каждого рычага посредством двух серег, охватывающих пластину и смежную с ней боковину и пальцев, пропущенных в соответствующие отверстия сопряженных деталей, при этом на выступающей за пределы цилиндрической опоры части пластины размещен указанный стяжной болт на расстоянии равном расстоянию от оси моста до оси гайки крепления диска наружного колеса, длина болта превышает высоту цилиндра опоры, причем на свободном торце болта выполнена внутренняя резьба соответствующая резьбе шпильки крепления колеса, а другой конец болта закреплен с возможностью свободного вращения при исключении выпадения его из отверстия в пластине, к внутренней стороне которой за пределами опоры жестко прикреплены трубчатые штанги, внутренний диаметр которых превышает поперечные габариты гаек крепления наружного колеса, а координаты центров штанг совпадают с центрами гаек, смежных со шпилькой, на которой закреплен стяжной болт, причем длина штанг равна или меньше длины болта в рабочем положении устройства, а длина грунтозацепов не превышает ширину шины.



 

Наверх