Гидравлическая система управления транспортно-пусковым контейнером минного заградителя (варианты)

 

Полезная модель относится к гидравлическим системам управления положением транспортно-пусковых контейнеров мобильных систем дистанционного минирования (минных заградителей),

Сущность полезной модели заключается в следующем. В гидроприводе подъема поворотом транспортно-пускового контейнера на угол метания гидросистемы установлено два симметрично расположенных относительно продольной оси транспортно-пускового контейнера компенсационных гидроцилиндра. Гидроцилиндры установлены с возможностью запирания рабочих полостей собственным гидрозамком и подключены в гидролинии нагнетания и слива с обеспечением возможности свободного перепуска рабочей жидкости из штоковой и поршневой полости в сливную магистраль при работе силового гидроцилиндра. Для выравнивания усилий, воспринимаемых гидроцилиндрами при метании мин из контейнера обеспечены постоянные гидравлические связи поршневых полостей компенсационных гидроцилиндров между собой, штоковых полостей - с подклапанными полостями гидрозамков, а поршневых полостей гидрозамков с линией слива.

Во втором варианте исполнения обеспечивается более стабильное положение транспортно-пускового контейнера при метании мин. Для этого поршневые полости компенсационных гидроцилиндров связаны с клапанными полостями гидрозамков, их штоковые полости - с подклапанными полостями гидрозамков, а поршневые полости гидрозамков - с линией слива.

В целом, полезная модель решает задачу создания гидравлической системы повышенной эффективности для управления транспортно-пусковым контейнером минного заградителя. 3 н., 3 з.п.ф., 7 ил.

Полезная модель относится к гидравлическим системам управления положением транспортно-пусковых контейнеров мобильных систем дистанционного минирования (минных заградителей), и может быть использована на других военно-гусеничных машинах, например реактивной системе залпового огня.

Как известно, одним из способов сдерживания наступающего противника является установка минных полей из одной или нескольких полос мин на вероятном направлении наступления противника. С этой целью используются или предлагаются для использования минные заградители, например отечественный универсальный минный заградитель [1] или минный заградитель [2] «Крюковского вагоностроительного завода», позволяющие осуществлять возведение таких минных полей.

Так в универсальном минном заградителе УМЗ [1], содержащем самоходное шасси, горизонтальную грузовую платформу рамной конструкции, транспортно-пусковые контейнеры, установленные на опорно-поворотных устройствах грузовой платформы, и систему управления постановкой мин, дистанционный возможность наведения транспортно-пусковых контейнеров вообще отсутствует. Каждый транспортно-пусковой контейнер на опорно-поворотном устройстве размещен с фиксированным углом установки в вертикальной плоскости (40° к горизонту). Горизонтальное наведение (поворот контейнера в сторону направления метания) осуществляется вручную его поворотом на опорно-поворотном устройстве с возможностью разворота вправо или влево на 90°. Однако установка транспортно-пусковых контейнеров на грузовой платформе шасси с заданным постоянным углом отклонения от вертикали ведет к увеличению габарита минного заградителя по высоте в транспортном положении, причем для установки контейнера по горизонту и на заданный угол метания требуется выход в незащищенную зону (на платформу заградителя). Такой недостаток можно было бы устранить используя гидропривод в системе управления положением транспортно-пусковых контейнеров, как это сделано в другом минном заградителе [2], выполненном на базе плавающего гусеничного шасси. В нише заградителя [2] в кормовой части корпуса на опорно поворотном устройстве установлен блок из двух шарнирно связанных поверху

контейнеров, в которых размещены кассеты с минами. Основание поворотной платформы снабжено кривошипно-шатунным механизмом, со встроенной гидросистемой для выдвижения из ниши с помощью гидроцилиндров и удержания ими в рабочем положении минного контейнер для направленного метания мин. Следует отметить, что такой минный заградитель существенно уступает минному заградителю [1], поскольку может нести сравнительно малое количество мин и не способен создавать минные поля большой протяженности, из-за того, что поворотная платформа и контейнеров с минами располагаются в ограниченном по ширине пространстве (полезном объеме) корпуса между гусеничным движителем ходовой части, Дополнительно сокращает полезный объем размещенный здесь же механизм подъема с пространственной кинематикой деталей. Кроме того сосредоточенное размещение мин в объемных (двух) контейнерах не достаточно надежна, поскольку при поражении пространственно развитого механизма подъема контейнеров система выходит из строя, а если произойдет поражение любого из контейнеров струей кумулятивного боеприпаса возможен взрыв всех размещенных в контейнере мин с обширным разрушением кормовой части заградителя.

С другой стороны преимуществом минного заградителя [2] является использование гидропривода с исполнительными силовыми гидроцилиндрами для выдвижения и установки контейнеров на угол метания, что позволяет осуществить процесс дистанционного управления транспортно пусковым контейнером. В то же время, использование силовых гидроцилиндров для удержания минных контейнеров, не исключает скачки давления в гидроцилиндрах гидросистемы, возникающие из-за импульсного воздействия на них при выстреливании мины, что может привести к перетечкам через гидрораспределители и широкому разбросу мин в полосе при формировании минного поля, что является недостатком гидросистемы такого заградителя.

Следует отметить, что устранить недостатки, присущие гидросистеме заградителя [2] затруднительно, в том числе путем применения управляющих гидрозамков, односторонне запирающих рабочую жидкость в нагруженных полостях силовых гидроцилиндров, как это выполнено, например у экскаватора ЭО3532 [3], гидросистема которого принята по большинству существенных признаков за прототип с предлагаемым техническим решением.

Гидросистема - прототип имеет насосную станцию с гидролиниями нагнетания и слива, гидромотором для вращения поворотной платформы (на которой

размещен экскаватор), с силовыми гидроцилиндрами (в устройствах выдвижения опор, стрелы и приводе экскаваторного ковша), электрогидрораспределителями обеспечивающими подключение той или иной гидролинии к исполнительным гидроцилиндрам и гидрозамки, служащие запиранию силовых гидроцилиндров в необходимом положении.

Как видно, рассматриваемая гидросистема позволяет с помощью дистанционного управления осуществлять вращение поворотной платформы и развивать усилия, в частности, для подъема - опускания устройств.

Однако, применить рассматриваемую гидросистему, например для минного заградителя [1] или [2] в целях дистанционного управления положением каждого транспортно-пускового контейнера не представляется возможным по следующим причинам:

- плотная установка (компоновка), например на минном заградителе [1], большого числа транспортно-пусковых контейнеров на платформе заградителя исключает размещение двух (для симметричной передачи нагрузки) необходимых силовых гидроцилиндров с расположением по бокам транспортно-пускового контейнера. В то же время возможность размещения силовых гидроцилиндров под днищем транспортно-пускового контейнера, с обеспечением работы в толкающем режиме для подъема контейнера поворотом на требуемые углы метания так же ограничена. В этом случае, как показал структурный анализ, применение коротко-ходовых (с малым ходом штока) гидроцилиндров не позволяет вывести ТПК на максимальные необходимые углы метания, а при применении длинноходовых гидроцилиндров образуется зона, в которой усилие, развиваемое гидроцилиндром создает момент сил действующий относительно оси поворота транспортно-пускового контейнера в направлении, противоположном подъему контейнера;

- использование силовых гидроцилиндров для удержания минных контейнеров, не исключает скачки давления в гидроцилиндрах гидросистемы, возникающие из-за импульсного воздействия на них при выстреливании мины, что может привести к перетечкам через гидрораспределители и широкому разбросу мин в полосе при формировании минного поля.

Задача, решаемая полезной моделью заключается в создании гидравлической системы повышенной эффективности применения для управления транспортно-пусковым контейнером минного заградителя.

Технический результат, достигаемый полезной моделью заключается в, обеспечении подъема транспортно-пускового контейнера на угол метания и его стабилизации на угле метания для обеспечения заданных параметров минного поля.

Поставленная задача по первому варианту исполнения решается тем, что, в гидравлической системе управления транспортно-пусковым контейнером минного заградителя, например заградителя, выполненного на самоходном шасси с опорно поворотными устройствами для установки транспортно-пусковых контейнеров и шарнирными узлами для их подъема поворотом, содержащей насосную станцию, гидролинии нагнетания и слива, гидромотор для вращения опорно-поворотного устройства, электрогидрораспределители, гидропривод с гидрозамками и силовым гидроцилиндром для подъема поворотом транспортно-пускового контейнера на угол метания, согласно полезной модели, упомянутый гидропривод для удержания контейнера на угле метания снабжен двумя симметрично расположенными относительно продольной оси транспортно-пускового контейнера компенсационными гидроцилиндрами, встроенными в гидросистему с возможностью запирания рабочих полостей собственным гидрозамком, при этом оба компенсационных гидроцилиндра подключены в гидролинии нагнетания и слива с обеспечением возможности свободного перепуска рабочей жидкости из штоковой и поршневой полости в сливную магистраль при работе силового гидроцилиндра, причем для выравнивания усилий, воспринимаемых компенсационными гидроцилиндрами при метании мин из контейнера, обеспечены постоянные гидравлические связи поршневых полостей компенсационных гидроцилиндров между собой, их штоковых полостей - с подклапанными полостями гидрозамков, а поршневых полостей гидрозамков с линией слива.

Для достижения технического эффекта наиболее целесообразно выполнять размещение опор силового гидроцилиндра и компенсационных гидроцилиндров на опорно-поворотном устройстве по разные стороны от оси шарнира, служащего для подъема поворотом транспортно-пускового контейнера на угол метания.

Поставленная задача по второму варианту исполнения решается тем, что, в гидравлической системе управления транспортно-пусковым контейнером минного заградителя, например заградителя, выполненного на самоходном шасси с опорно поворотными устройствами для установки транспортно-пусковых контейнеров и шарнирными узлами для их подъема поворотом, содержащей насосную

станцию, гидролинии нагнетания и слива, гидромотор для вращения опорно-поворотного устройства, электрогидрораспределители, гидропривод с гидрозамками и силовым гидроцилиндром для подъема поворотом транспортно-пускового контейнера на угол метания, согласно полезной модели, упомянутый гидропривод для удержания контейнера на угле метания снабжен двумя симметрично расположенными относительно продольной оси транспортно-пускового контейнера компенсационными гидроцилиндрами, встроенными в гидросистему с возможностью запирания рабочих полостей собственным гидрозамком, при этом оба компенсационных гидроцилиндра подключены в гидролинии нагнетания и слива с обеспечением возможности свободного перепуска рабочей жидкости из штоковой и поршневой полости в сливную магистраль при работе силового гидроцилиндра, причем для обеспечения стабильного положения транспортно-пускового контейнера при метании мин, поршневые полости компенсационных гидроцилиндров связаны с клапанными полостями гидрозамков, их штоковые полости - с подклапанными полостями гидрозамков, а поршневые полости гидрозамков - с линией слива.

В этом варианте исполнения для достижения технического эффекта так же наиболее целесообразно выполнять размещение опор силового гидроцилиндра и компенсационных гидроцилиндров на опорно-поворотном устройстве по разные стороны от оси шарнира, служащего для подъема поворотом транспортно-пускового контейнера на угол метания.

Поставленная задача по третьему варианту исполнения решается тем, что, в гидравлической системе управления транспортно-пусковым контейнером минного заградителя, например заградителя, выполненного на самоходном шасси с опорно поворотными устройствами для установки транспортно-пусковых контейнеров и шарнирными узлами для их подъема поворотом, содержащем насосную станцию, гидролинии нагнетания и слива, гидромоторы для вращения опорно-поворотных устройств, электрогидрораспределители, гидропривод с гидрозамком и силовым гидроцилиндром для подъема поворотом транспортно-пускового контейнера на угол метания, согласно полезной модели, упомянутый гидропривод для удержания контейнера на угле метания снабжен двумя симметрично расположенными относительно продольной оси транспортно-пускового контейнера компенсационными гидроцилиндрами, встроенными в гидросистему с возможностью запирания их рабочих полостей гидрозамком, при этом оба компенсационных гидроцилиндра

подключены в гидролинии нагнетания и слива с обеспечением возможности свободного перепуска рабочей жидкости из штоковой и поршневой полости в сливную магистраль при работе силового гидроцилиндра, причем для обеспечения стабильного положения транспортно-пускового контейнера при метании мин, поршневые полости компенсационных гидроцилиндров связаны с клапанной полостью гидрозамка, штоковые полости - с подклапанной полостью гидрозамка, а поршневые полости гидрозамка - с линией слива.

И в этом варианте исполнения для достижения технического эффекта наиболее целесообразно выполнять размещение опор силового гидроцилиндра и компенсационных гидроцилиндров на опорно-поворотном устройстве по разные стороны от оси шарнира, служащего для подъема поворотом транспортно-пускового контейнера на угол метания.

Анализ отличительных признаков гидросистемы управления транспортно-пусковым контейнером по первому варианту исполнения показал следующее:

- снабжение гидропривода, служащего удержанию контейнера на угле метания двумя компенсационными гидроцилиндрами, встроенными в гидросистему с возможностью запирания рабочих полостей собственным гидрозамком и подключение обоих компенсационных гидроцилиндра в гидролинии нагнетания и слива с обеспечением возможности свободного перепуска рабочей жидкости из штоковой и поршневой полости в сливную магистраль при работе силового гидроцилиндра позволяет обеспечить отслеживание положения транспортно пускового контейнера компенсационными гидроцилиндрами при подъеме силовым гидроцилиндром транспортно пускового контейнера с последующим запиранием компенсационных гидроцилиндров гидрозамками в заданном положении, после которого компенсационные гидроцилиндры работают как два жестких упора, удерживая транспортно-пусковой контейнер на угле метания;

- симметричное расположение компенсационных гидроцилиндров относительно продольной оси транспортно-пускового контейнера и обеспечение постоянных гидравлические связей у поршневых полостей компенсационных гидроцилиндров между собой, у штоковых полостей - с подклапанными полостями гидрозамков, а поршневых полостей гидрозамков - с линией слива необходимо для выравнивания усилий, воспринимаемых компенсационными гидроцилиндрами при метании мин из контейнера;

- размещение опор силового гидроцилиндра и компенсационных гидроцилиндров на опорно-поворотном устройстве по разные стороны от оси шарнира, служащего для подъема поворотом транспортно-пускового контейнера на угол метания наиболее целесообразно для экономичного использования объема минного заградителя при реализации на нем предлагаемой гидропривода.

Общие (с первым вариантом) отличительные признаки второго варианта исполнения описываемой гидравлической системы идентичны по функциональному назначению. При этом различие, заключающееся в том, что поршневые полости компенсационных гидроцилиндров связаны с клапанными полостями гидрозамков, их штоковые полости - с подклапанными полостями гидрозамков, а поршневые полости гидрозамков - с линией слива, служит обеспечению более стабильного положения транспортно-пускового контейнера при метании мин, хотя в этом варианте, как будет показано ниже, возрастает нагруженность транспортно-пускового контейнера и опорно поворотного устройства.

Общие (с первым и вторым вариантом) отличительные признаки третьего варианта исполнения также идентичны по функциональному назначению, а сам вариант близок к эквивалентности со вторым вариантом. В то же время рассматриваемый вариант упрощает конструкцию гидросистемы за счет уменьшения числа используемых гидрозамков, хотя это в определенной степени снижает надежность использования такой гидросистемы в условиях боевого взаимодействия.

В целом все три предложенных варианта служат решению единой задачи с достижением одинакового технического результата.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, на которых изображено:

- на фиг.1 - вид с левого борта на кормовую часть минного заградителя, для которого, главным образом, предназначена предлагаемая гидросистема;

- на фиг.2 - вид на привод поворота по горизонту транспортно-пускового контейнера, (разрез по А-А на фиг.1);

- на фиг.3 - вид с правого борта на элементы гидропривода, служащие подъему транспортно-пускового контейнера на угол метания поворотом (транспортно-пусковой контейнер показан условно: штрихпунктирной линией - в транспортном положении, сплошной - в рабочем положении);

- на фиг.4 - вид сверху на элементы гидропривода, служащие подъему транспортно-пускового контейнера в рабочее положение (вид Б на фиг.3);

- на фиг.5 - гидравлическая схема для управления положением транспортно-пускового контейнера по первому варианту исполнения;

- на фиг.6 - гидравлическая схема минного заградителя для управления положением транспортно-пускового контейнера по второму варианту исполнения;

- на фиг.7 - гидравлическая схема минного заградителя для управления положением транспортно-пускового контейнера по третьему варианту.

Минный заградитель, главным образом для применения на котором предназначена предлагаемая гидросистема, выполнен с самоходным шасси 1 (фиг.1), например гусеничным, с грузовой платформой 2, на которой установлены транспортно-пусковые контейнеры 3 для размещения и метания противотанковых или противопехотных мин. (Следует отметить, что описываемая гидросистема может быть применена и на любом другом минном заградителе, в частности [2].) Каждый транспортно-пусковой контейнер 3 связан с опорно-поворотным устройством 4 (см. также фиг.2), что обеспечивает возможность его разворота на грузовой платформе 2 по горизонту и установлен с помощью шарнирного узла 5 (шарнира 5, см. также фиг.3), выполненного на стойках 6, закрепленных либо непосредственно на опорно-поворотном устройстве, либо, как показано в материалах настоящей заявки, на жестко связанном с опорно-поворотным устройством поддоне 7 транспортно-пускового контейнера 3.

Минный заградитель снабжен гидросистемой с насосной станцией 8, питающей гидромоторы 9 служащие для поворота по горизонту каждого транспортно-пускового контейнера на опорно-поворотном устройстве и гидропривод 10, (см. также фиг.4) служащий для подъема контейнера поворотом на угол метания. Поворот транспортно-пускового контейнера по горизонту гидромотором 9 в предлагаемой конструкции осуществляется через передаточный механизм 11, выполненный, например в виде червячной пары. Гидропривод 10 включает, силовой тяговый гидроцилиндр 12, служащий для подъема контейнера на угол метания и два симметрично расположенных относительно продольной оси O-O транспортно-пускового контейнера компенсационных гидроцилиндра 13, связанных с днищем контейнера. Оба компенсационных гидроцилиндра по сути выполняют, как будет показано ниже, роль жестких упоров, фиксирующих транспортно пусковой контейнер на любом установленном (с помощью силового гидроцилиндра 12) угле метания. Опоры силового гидроцилиндра 14 и компенсационных гидроцилиндров 15 размещены по разные стороны от оси шарнира 5, в котором поворачивается

транспортно-пусковой контейнер при его подъеме силовым гидроцилиндром 12 на угол метания. Определяемое положением опор 14 и 15 расположение гидроцилиндров позволяет организовать наиболее равномерное нагружение опорно-поворотной платформы импульсными нагрузками, возникающими при метании мин.

Для выполнения функций по обеспечению возможности оператору дистанционно управлять положением транспортно-пусковых контейнеров, гидросистема управления транспортно-пусковым контейнером минного заградителя в первом варианте исполнения (см. также фиг.5) выполнена следующим образом.

Насосная станция 8 связана с гидромотором (гидромоторами) 9 и гидроцилиндрами 12 и. 13 напорной 16 и сливной 17 гидролиниями через электрогидрораспределители 18-20 (далее упоминаются как гидрораспределители). Гидрораспределители 18 и 19 - трехпозиционные, имеют по три характерные позиции «а (а')», «б (б')» и «в (в')»; гидрораспределитель 20 двухпозиционный - с характерными позициями «г» и «д». Каждый компенсационный гидроцилиндр 13 снабжен гидрозамком 21. При этом обеспечены постоянные гидравлические связи поршневых полостей «е» обоих компенсационных гидроцилиндров между собой - гидролинией 22, а гидролинией 23 с клапанной полостью «ж» соответствующего гидрозамка 21, штоковых полостей «и» - с подклапанными полостями «л» гидрозамков, а поршневых полостей «к» гидрозамков - между собой и с гидролинией слива.

По второму варианту исполнения минного заградителя гидросистема управления транспортно-пусковым контейнером минного заградителя (см. фиг.6) имеет следующие отличия. Гидролиния 22, связывающая поршневые полости «е» компенсационных гидроцилиндров 13 отсутствует, а связь с клапанными полостями «ж» гидрозамков сохранена и выполнена гидролинией 24, идентичной гидролинии 23 (из первого варианта). В этом варианте исполнения гидрозамок 21 может быть выполнен как отдельным элементом гидросистемы, так и встроенным в единый корпус компенсационного гидроцилиндра как показано на фиг.3 и 4

По третьему варианту исполнения гидросистема управления транспортно-пусковым контейнером минного заградителя (см. фиг.7) организована эквивалентно второму варианту, хотя имеет, в отличие от второго варианта, упрощающее конструктивное исполнение. Здесь на оба компенсационных гидроцилиндра 13 установлен единый гидрозамок 25 с повышенной нагрузочной способностью. При этом поршневые полости «е» компенсационных гидроцилиндров связаны с клапанной полостью «ж» гидрозамка гидролинией 26, штоковые полости «и» - с

подклапанной полостью «л» гидрозамка, а поршневые полости «к» гидрозамка - с линией слива через гидрораспределитель 20.

В гидролинии 27, связывающей штоковую полость «р» силового тягового гидроцилиндр 12 с гидролиниями встроено дроссельное устройство 28.

Как видно из поясняющих фиг.5-7 предлагаемая гидросистема по любому варианту исполнения носит открытый характер, предусматривая возможность подключения к управлению требуемого количества транспортно-пусковых контейнеров.

Работа гидросистемы.

Перед установкой минного поля командир с пульта системы управления минированием выдает команды на установку транспортно-пусковых контейнеров 3 в положение метания, обеспечивая их разворот по горизонту и подъем контейнеров на соответствующий угол метания . При этом на электромагниты гидрораспределителей 18, 19, 20 подается управляющий сигнал. Гидрораспределители 18 и 19 устанавливаются в положения «а, а'», соединяя напорную гидролинию 16, соответственно с линией нагнетания гидромотора 9 и штоковой полостью «р» силового гидроцилиндра 12. Рабочая жидкость, подаваемая насосной станцией 8 через трубопроводы напорной гидролинии 16 и гидрораспределитель 18 поступает к гидромотору 9, который через передаточный механизм 11, поворачивает подвижную опору опорно-поворотного устройства 4 с транспортно-пусковым контейнером 3 в положение, определяемое системой путевых датчиков 29. Одновременно, рабочая жидкость через гидрораспределитель 19 поступает в штоковую полостью «р» силового гидроцилиндра 12. Шток этого гидроцилиндра, взаимодействуя с кронштейном 30, поворачивает транспортно-пусковой контейнер в шарнире 5, устанавливая его на заданное значение угла метания .

Управляющий сигнал поступивший на гидрораспределитель 20 устанавливает его в положение «д». Рабочая жидкость из напорной гидролинии 16 поступает в подпоршневые полости «л» гидрозамков 21, открывая клапан гидрозамка. Тем самым, полости «е» и «и» компенсационных гидроцилиндров 13 оказываются связанными между собой через подклапанные полости «к» гидрозамков и со сливной гидролинией 17, что обеспечивает свободное перемещение штоков гидроцилиндров 13, отслеживающих положение днища транспортно-пускового контейнера, поднимаемого силовым гидроцилиндром 12. (Поскольку в любой момент времени гидроцилиндры 13 выдвижением штока компенсируют величину

перемещения транспортно-пускового контейнера при его подъеме поворотом, из этого в терминологии настоящего описания используется их название, как компенсационных).

После установки транспортно-пускового контейнера по горизонту и на соответствующий угол метания а система управления минированием в автоматическом режиме путем подачи сигнала на электромагниты гидрораспределителей 18, 19, 20 переводит их в положение, запирающее гидролинии. При этом гидрораспределитель 19 устанавливаются в положение «б'», гидрораспределитель 18 устанавливаются в положение «б», а гидрораспределитель 20 - в положение «г». Установкой гидрораспределителя 20 - в положение «г» производится соединение поршневых полостей «л» гидрозамков 21 с гидролинией слива и запирание клапанов гидрозамков 21. Тем самым, поршневые полости «е» компенсационного гидроцилиндра 13 становятся запертыми на установленном угле метания и работают как жесткие упоры.

Далее в работе между первым вариантом исполнения полезной модели и двумя другими существуют отличия, определяемые конструктивными особенностями исполнения вариантов.

Так, в первом варианте, поскольку поршневые полости «е» обоих компенсационных гидроцилиндров 13 соединены между собой гидролинией 22 то давление в этих полостях уравновешивается и реакции, передаваемые на обе опоры 15 при выстреливании метаемой мины, независимо от местоположения ее расположения, выравниваются, обеспечивая равномерное нагружение подвижной опоры опорно-поворотного устройства 4, и днища транспортно-пускового контейнера.

Во втором и третьем вариантах исполнения полезной модели отсутствие гидролинии 22 не позволяет выравниваться давлению в полостях «е». В этом случае наличие зазоров в шарнирных узлах подсоединения (сочленениях) гидроцилиндров 13 к поворотной опоре и транспортно-пусковому контейнеру, а также между подвижной и неподвижной частями поворотной опоры, приводит к разнице в восприятии нагрузки компенсационными гидроцилиндрами 13 и ее передаче на подвижную опору опорно-поворотного устройства 4. Вследствие такой разницы восприятия, происходит несимметричное нагружение корпуса и элементов транспортно-пускового контейнера и опорно-поворотного устройства, что требует их выполнения с более высокой жесткостью.

При опускании транспортно-пускового контейнера в транспортное положение гидрораспределитель 19 устанавливается в положения «в'», соединяя гидролинию слива 17 со штоковой полостью «р» силового гидроцилиндра 12, а гидролинию нагнетания 16 с полостью «с». Одновременно гидрораспределитель 20 возвращается в положение «д», обеспечивая перепуск рабочей жидкости, как было показано ранее, между полостями «е» и «и» компенсационных гидроцилиндров 13 и сливной гидролинией 17, обеспечивая свободное перемещение штоков этих гидроцилиндров. При этом рабочая жидкость из штоковой полости «р» силового гидроцилиндра 12 под действием усилия развиваемого в полости «с» через гидролинию 27 вытесняется в гидролинию слива 17. Следует отметить, что установка дросселя 28 в гидролинии 27 повышает плавность опускания транспортно-пускового контейнера из боевого положения, определяемого углом , в рабочее.

Из сравнения работы гидросистем управления транспортно-пусковым контейнером минного заградителя по первому и второму варианту видно, что, хотя достигаемый технический эффект от применения любого из вариантов остается неизменным, однако с изменением гидравлических связей в гидросистеме управления транспортно-пусковым контейнером минного заградителя существенно меняются условия передачи сил на транспортно-пусковой контейнер и опорно поворотное устройство от импульса силы возникающей при выстреливании мины из транспортно-пускового контейнера.

В первом варианте при метании мин из транспортно-пускового контейнера происходит выравнивание усилий, воспринимаемых компенсационными гидроцилиндрами, что целесообразно для более равномерной передачи нагрузок на опорно-поворотное устройство и более равномерного его нагружения и не требует повышенной жесткости транспортно-пускового контейнера. В то же время из-за соединения поршневых полостей компенсационных гидроцилиндров и перепуска рабочей жидкости при выстреливании мин, располагаемых в наиболее удаленной от продольной оси транспортно-пускового контейнера его части, возникает возможность некоторого перемещения («проседания») этой стороны транспортно-пускового контейнера вниз с частотой, определяемой темпом метания, вследствие чего возникают поперечные колебания, вызывающие отклонения положения на местности метаемой мины от установленного.

Во втором (третьем) варианте исполнения полезной модели, в отличие от первого, наличие технологических или возникших вследствие износа зазоров в

сочленениях приводит к разнице в восприятии нагрузки компенсационными гидроцилиндрами при метании мин из контейнера и несимметричному нагружению как транспортно-пускового контейнера, так и опорно-поворотного устройства, что требует повышения их жесткостных характеристик и приводит к увеличению массы. Однако в этом случае вероятность возникновения поперечных колебаний (если вопросы по обеспечению жесткости отсутствуют), уменьшается и обеспечивается минимальное отклонение положения на местности метаемой мины от установленного.

В конечном итоге, выбор варианта гидросистемы управления транспортно-пусковым контейнером для конкретного минного заградителя определяется предъявляемыми к нему тактико-техническими требованиями.

В целом, наличие возможности дистанционного управления положением транспортно-пускового контейнера при минировании обеспечивает возможность осуществления минирования в условиях огневого воздействия противника и не требует выход экипажа в незащищенную зону заградителя.

Тем самым создана полезная модель, отвечающая решаемой задаче, а именно, разработана гидравлическая система повышенной эффективности для управления транспортно-пусковым контейнером минного заградителя с достижением заявленного технического результата.

Источники информации:

1. Универсальный минный заградитель. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, М., Воениздат МО СССР, 1989 г, стр.15-23.

2. Патент РФ №20092772 на изобретение «Минный заградитель» по заявке №95109826/02 от 13.06.1995 г., кл. 6 F41Н 7/10.

3. «Машины для землеройных работ в строительстве», отраслевой каталог, часть 2, М., «Машмир», 1991 г., стр.36-41, рис 2.

1. Гидравлическая система управления транспортно-пусковым контейнером минного заградителя, например, заградителя, выполненного на самоходном шасси с опорно поворотными устройствами для установки транспортно-пусковых контейнеров и шарнирными узлами для их подъема поворотом, содержащая насосную станцию, гидролинии нагнетания и слива, гидромотор для вращения опорно-поворотного устройства, электрогидрораспределители, гидропривод с гидрозамками и силовым гидроцилиндром для подъема поворотом транспортно-пускового контейнера на угол метания, отличающаяся тем, что упомянутый гидропривод для удержания контейнера на угле метания снабжен двумя симметрично расположенными относительно продольной оси транспортно-пускового контейнера компенсационными гидроцилиндрами, встроенными в гидросистему с возможностью запирания рабочих полостей собственным гидрозамком, при этом оба компенсационных гидроцилиндра подключены в гидролинии нагнетания и слива с обеспечением возможности свободного перепуска рабочей жидкости из штоковой и поршневой полости в сливную магистраль при работе силового гидроцилиндра, причем для выравнивания усилий, воспринимаемых компенсационными гидроцилиндрами при метании мин из контейнера обеспечены постоянные гидравлические связи поршневых полостей компенсационных гидроцилиндров между собой, их штоковых полостей - с подклапанными полостями гидрозамков, а поршневых полостей гидрозамков - с линией слива.

2. Гидравлическая система по п.1, отличающаяся тем, что опоры силового гидроцилиндра и компенсационных гидроцилиндров размещены на опорно-поворотном устройстве по разные стороны от оси шарнира, служащего для подъема поворотом транспортно-пускового контейнера на угол метания.

3. Гидравлическая система управления транспортно-пусковым контейнером минного заградителя, например заградителя, выполненного на самоходном шасси с опорно поворотными устройствами для установки транспортно-пусковых контейнеров и шарнирными узлами для их подъема поворотом, содержащая насосную станцию, гидролинии нагнетания и слива, гидромотор для вращения опорно-поворотного устройства, электрогидрораспределители, гидропривод с гидрозамками и силовым гидроцилиндром для подъема поворотом транспортно-пускового контейнера на угол метания, отличающаяся тем, что упомянутый гидропривод для удержания контейнера на угле метания снабжен двумя симметрично расположенными относительно продольной оси транспортно-пускового контейнера компенсационными гидроцилиндрами, встроенными в гидросистему с возможностью запирания рабочих полостей собственным гидрозамком, при этом оба компенсационных гидроцилиндра подключены в гидролинии нагнетания и слива с обеспечением возможности свободного перепуска рабочей жидкости из штоковой и поршневой полости в сливную магистраль при работе силового гидроцилиндра, причем для обеспечения стабильного положения транспортно-пускового контейнера при метании мин поршневые полости компенсационных гидроцилиндров связаны с клапанными полостями гидрозамков, их штоковые полости - с подклапанными полостями гидрозамков, а поршневые полости гидрозамков - с линией слива.

4. Гидравлическая система по п.3, отличающаяся тем, что опоры силового гидроцилиндра и компенсационных гидроцилиндров размещены на опорно-поворотном устройстве по разные стороны от оси шарнира служащего для подъема поворотом транспортно-пускового контейнера на угол метания.

5. Гидравлическая система управления транспортно-пусковым контейнером минного заградителя, например, заградителя, выполненного на самоходном шасси с опорно поворотными устройствами для установки транспортно-пусковых контейнеров и шарнирными узлами для их подъема поворотом, содержащая насосную станцию, гидролинии нагнетания и слива, гидромоторы для вращения опорно-поворотных устройств, электрогидрораспределители, гидропривод с гидрозамком и силовым гидроцилиндром для подъема поворотом транспортно-пускового контейнера на угол метания, отличающаяся тем, что упомянутый гидропривод для удержания контейнера на угле метания снабжен двумя симметрично расположенными относительно продольной оси транспортно-пускового контейнера компенсационными гидроцилиндрами, встроенными в гидросистему с возможностью запирания их рабочих полостей гидрозамком, при этом оба компенсационных гидроцилиндра подключены в гидролинии нагнетания и слива с обеспечением возможности свободного перепуска рабочей жидкости из штоковой и поршневой полости в сливную магистраль при работе силового гидроцилиндра, причем для обеспечения стабильного положения транспортно-пускового контейнера при метании мин поршневые полости компенсационных гидроцилиндров связаны с клапанной полостью гидрозамка, штоковые полости - с подклапанной полостью гидрозамка, а поршневые полости гидрозамка - с линией слива.

6. Гидравлическая система по п.5, отличающаяся тем, что опоры силового гидроцилиндра и компенсационных гидроцилиндров размещены на опорно-поворотном устройстве по разные стороны от оси шарнира служащего для подъема поворотом транспортно-пускового контейнера на угол метания.



 

Наверх