Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования

 

Полезная модель предназначена для буксировки забортного сейсмооборудования на акваториях с ледовым покрытием. Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования содержит судно 1, имеющее корпус 2 с днищем 3, сейсмические лебедки 4, кабели 5 ввода, с которыми соединено сейсмооборудование 6, трюм 7. В корпусе 2 судна 1 со стороны каждого борта 8 между днищем 3 и палубой 9 выполнены туннели 10, расположенные параллельно диаметральной плоскости 11 судна 1 и выполненные высотой ниже ватерлинии 12. В корпусе 2 судна 1 со стороны каждого борта 8 между днищем 3 и палубой 9 в трюме 7 оборудованы шахты 13, выполненные высотой выше ватерлинии 12. Расположение туннелей 10 и шахт 13 внутри корпуса 2 судна 1 обеспечивает компактность и простоту комплекса в обслуживании. Туннели 10 и шахты 13 со стороны каждого борта 8 сообщены между собой своими концами соответственно 14 и 15 с образованием единых пространств 16. Эти пространства 16 выполнены с возможностью их обслуживания и стравливания через них сейсмооборудования 6 за пределы корпуса 2 судна 1. Для облегчения процесса стравливания сейсмооборудования 6 через туннели 10 за пределы корпуса 2 последние оснащены транспортными дорожками 20, которые представляют собой движущиеся ленты с приводами. В каждом туннеле 10 установлена подвижная платформа 23 для размещения концевого тела сейсмооборудования 6. В исходном состоянии платформа 23 расположена в районе кормовой части 19 судна 1 и выполнена с возможностью частичного выхода на заданную длину за пределы корпуса 2 в процессе стравливания сейсмооборудования 6. Платформы 23 выносят концевые тела в море. Последние начинают вытягивать сейсмооборудование 6 в море, при этом все сейсмооборудование 6 и кабели ввода 5 попадают сразу ниже нижней кромки плавающих льдов 17, избегая столкновения с последними как при стравливании за пределы корпуса 2, так и при сейсмической разведке. Это обеспечивает высокую надежность сейсмооборудования 6 и кабелей 5 при эксплуатации на акваториях с ледовым покровом. 3 з.п. ф-лы, 3 илл.

Полезная модель относится к области морской сейсморазведки, а именно к устройствам и комплексам, предназначенным для буксировки сейсмооборудования на акваториях с ледовым покровом.

Известно устройство для буксировки сейсмографией косы в морях с ледовым покровом, содержащее судно-буксир с сейсмической лебедкой, кабель ввода, сейсмографную косу, концевое тело и защитную буксируемую линию, охватывающую кабель ввода и состоящую из профилированных обтекателей, размещенных с зазором на грузонесущем тросе между жестко закрепленными на нем опорными муфтами (см. авт. св. СССР №1744660 на изобретение «Устройство для буксировки сейсмографной косы в морях с ледовым покровом». МПК (5) G01V 1/38. Заявлено 30.05.90, опубликовано 30.06.92, бюл. №24. Заявители - НИИ морской геофизики ПО «Союзморгео» и Ленинградский кораблестроительный институт).

Известное устройство достаточно громоздко. Оно не обеспечивает надежную защиту сейсмографной косы на акваториях с ледовым покровом, так как вход защитной буксируемой линии происходит с кормы прямо в воду на уровне ватерлинии, что не исключает соприкосновения защитной буксируемой линии с плавающим льдом, а, следовательно, возможны ее повреждения.

Кроме того, не предусмотрена защита от столкновения со льдом линии сейсмических пневмоисточников при их постановке на акваториях с ледовым покровом.

Вследствие этого, данное устройство не отличается высокой эффективностью эксплуатации при сейсмической разведке на акваториях с ледовым покровом.

Анализ отобранной в процессе поиска информации позволил выявить наиболее близкое устройство для буксировки сейсмографной косы, содержащее судно-буксир с сейсмической лебедкой и кабель ввода, с которым соединена сейсмографная коса, включающая концевое тело, защитный кожух, выполненный в виде полого цилиндра, охватывающего с зазором кабель ввода и сейсмографную косу (см. авт. св. СССР №1520459 на изобретение «Устройство для буксировки сейсмографной косы». МПК (4) G01V 1/38. Заявлено 1988.03.31, опубликовано 1989.11.07. Заявители - ЛКИ, ВМНП геолого-геофизическое объединение по разведке нефти и газа «Союзморгео» - прототип).

Известное устройство не обеспечивает надежную защиту кабеля ввода, сейсмографной косы в ледовых условиях работы, так как вход защитного кожуха происходит с кормы прямо в воду на уровне ватерлинии, что не исключает соприкосновения защитного кожуха с плавающим льдом, а, следовательно, возможны повреждения как кожуха, так и косы.

Устройство также достаточно громоздко.

Оно не предусматривает защиту от столкновения со льдом линии сейсмических пневмоисточников при их постановке на акваториях с ледовым покровом.

Вследствие этого, данное устройство не отличается высокой эффективностью эксплуатации при сейсмической разведке на акваториях с ледовым покровом.

Таким образом, известные устройства для буксировки сейсмооборудования, используемые для проведения морской сейсморазведки на акваториях с ледовым покровом, характеризуются невысокой эффективностью их эксплуатации.

Заявляемое в качестве полезной модели техническое решение комплекса для буксировки забортного сейсмооборудования позволяет достичь нового технического результата - повышение эффективности эксплуатации комплекса путем увеличения надежности кабеля ввода и всего сейсмооборудования, упрощения и компактности комплекса при эксплуатации на акваториях с ледовым покровом.

Следующая совокупность существенных признаков характеризует сущность предлагаемого в качестве полезной модели технического решения и способствует достижению нового технического результата.

Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, содержащий судно, имеющее корпус с палубой и бортами, днищем и трюмами, кормовой частью, имеющей кормовой транец, сейсмические лебедки и кабели ввода, с которыми соединено сейсмооборудование с концевым телом, подвижную платформу, отличающийся тем, что в корпусе судна между днищем и палубой вдоль каждого борта выполнен туннель, расположенный параллельно диаметральной плоскости судна ниже ватерлинии, сообщенный концом, расположенным в кормовой части судна, с забортной водой, в трюме со стороны каждого борта установлены шахты, верхний край которых выше ватерлинии, при этом туннели и шахты со стороны каждого борта сообщены между собой с образованием единых пространств, выполненных с возможностью их обслуживания и обеспечения стравливания через них сейсмооборудования за пределы корпуса судна ниже нижней кромки плавающих льдов, комплекс снабжен транспортными дорожками, проложенными в туннелях, и кормовыми закрытиями для последних, расположенными на кормовом транце, причем подвижная платформа

установлена в каждом туннеле, в исходном состоянии расположена в районе кормовой части судна и выполнена с возможностью частичного выхода за пределы последней на заданную длину в процессе стравливания сейсмооборудования, сейсмические лебедки с сейсмооборудованием установлены в трюме с шахтами.

Результат достигается и тем, что подвижные платформы предназначены для размещения концевого тела сейсмического оборудования перед стравливанием последних за пределы корпуса судна.

Достижению технического результата способствует и то, что кормовые закрытия туннелей оснащены гидравлическими приводами.

Для достижения технического результата транспортные дорожки выполнены в виде движущихся лент.

Итак, анализ выявленной информации о существующем уровне техники в области морской сейсморазведки и сущность предложенного изобретения показали, что предлагаемое в качестве полезной модели техническое решение комплекса для буксировки забортного сейсмооборудования отвечает критерию патентоспособности «новизна».

Выполнение в корпусе судна между днищем и палубой вдоль каждого борта туннеля, расположенного параллельно диаметральной плоскости судна ниже ватерлинии, сообщенного концом, расположенным в кормовой части судна, с забортной водой, и установление в трюме шахт, верхний край которых выше ватерлинии, позволяют осуществлять стравливание забортного сейсмооборудования непосредственно из трюма через указанные шахты и туннели за пределы корпуса судна.

Установление шахт в трюме и выполнение их высотой выше ватерлинии, а также размещение сейсмических лебедок с сейсмооборудованием в трюме с шахтами не только позволяет осуществлять постановку сейсмооборудования стравливанием последнего за пределы корпуса непосредственно из трюма. Но и обеспечивает компактное размещение оборудования и его надежную защиту от воздействия внешних факторов (низкие температуры, обледенение) в условиях сейсморазведки на акваториях с ледовым покровом.

Расположение туннелей параллельно диаметральной плоскости судна и выполнение их высотой ниже ватерлинии позволяет стравливать забортное сейсмооборудование и кабели ввода прямо в море ниже нижней кромки плавающих льдов. Обеспечивая тем самым не только надежную защиту сейсмооборудования от столкновения со льдом на морских акваториях с ледовым покровом, минуя столкновения сейсмооборудования со льдом как при стравливании, так и во время сейсморазведки, но

и упрощение конструкции и компактность комплекса для буксировки забортного сейсмооборудования.

Расположение туннелей и шахт внутри корпуса судна, их сообщение между собой со стороны каждого борта с образованием единых пространств, выполненных с возможностью их обслуживания и обеспечения стравливания через них сейсмооборудования за пределы корпуса судна ниже нижней кромки плавающих льдов, обеспечивает компактность и простоту комплекса в обслуживании, а также надежную защиту сейсмооборудования от столкновения со льдом на морских акваториях с ледовым покровом.

Снабжение комплекса транспортными дорожками, проложенными в туннелях и выполненными в виде движущихся лент, облегчает процесс стравливания сейсмооборудования через туннели.

То, что подвижная платформа предназначена для размещения концевого тела сейсмического оборудования, установлена в каждом туннеле, в исходном состоянии расположена в районе кормовой части судна и выполнена с возможностью частичного выхода за пределы последней на заданную длину в процессе стравливания сейсмооборудования, облегчает процесс стравливания последнего за пределы корпуса. Поскольку концевое тело сейсмоооборудования выносится за пределы корпуса судна в море и начинает вытягивать все сейсмооборудование за пределы корпуса, обеспечивая при этом попадание сейсмооборудования прямо в море ниже нижней кромки плавающих льдов, минуя столкновения сейсмооборудования со льдом. Это обеспечивает надежную защиту сейсмооборудования от повреждений на морских акваториях с ледовым покровом как при стравливании его за пределы корпуса судна, так и во время работы.

Оснащение комплекса кормовыми закрытиями для туннелей, расположенными на кормовом транце и оснащенными гидравлическими приводами, позволяет закрыть туннели, когда сейсмооборудование находится в нерабочем положении. Тем самым препятствуется поступление воды через туннели в трюм судна с шахтой, где расположены сейсмические лебедки с сейсмооборудованием. Это совместно с другими признаками способствует достижению технического результата.

Таким образом, предлагаемая совокупность существенных признаков обеспечивает получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Предлагаемое изобретение поясняется с помощью чертежей, где:

на фиг.1 изображен комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, вид сбоку;

фиг.2 - то же, вид сверху;

фиг.3 - то же, вид со стороны кормы.

Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования (см. фиг.1, 2) содержит судно 1, имеющее корпус 2 с днищем 3, сейсмические лебедки 4, кабели 5 ввода, с которыми соединено сейсмооборудование 6, трюм 7.

В корпусе 2 судна 1 со стороны каждого борта 8 между днищем 3 и палубой 9 выполнены туннели 10, расположенные параллельно диаметральной плоскости 11 судна 1 и выполненные высотой ниже ватерлинии 12.

В корпусе 2 судна 1 со стороны каждого борта 8 между днищем 3 и палубой 9 в трюме 7 оборудованы шахты 13, выполненные высотой выше ватерлинии 12. Шахты 13 выполнены прямоугольной формы. Такая форма шахт 13 проще в процессе изготовления и обслуживания.

В трюме 7 с шахтами 13 установлены двухбарабанные сейсмические лебедки 4 для сейсмооборудования 6.

Туннели 10 и шахты 13 со стороны каждого борта сообщены между собой своими концами соответственно 14 и 15, расположенными ниже ватерлинии 12, например, с помощью сварки, с образованием вдоль каждого борта единого пространства 16, например, Г-образной формы. Это пространство 16 выполнено с возможностью его обслуживания и стравливания через него за пределы корпуса 2 судна 1 сейсмооборудования 6 ниже нижней кромки плавающих льдов 17.

Другой конец 18 туннеля 10, расположенный в кормовой части 19 судна 1, сообщен с забортной водой.

Для облегчения процесса стравливания сейсмооборудования 6 через туннели 10 за пределы корпуса 2 последние оснащены транспортными дорожками 20, которые представляют собой движущиеся ленты с приводами (на черт. не показаны), например, конвейерные.

Сейсмооборудование 6 представляет собой сейсмографные косы, линии сейсмических пневмоисточников (источников звуковых волн), а также необходимое периферийное оборудование (регуляторы глубины погружения, средства поддержания плавучести сейсмографных кос, устройства для поддержания расстояния между косами). Это стандартное сейсмооборудование, например, сейсмические косы SEAL длиной по 6000 м каждая фирмы SERCEL (Франция), линии пневмоисточников BOLT фирмы Bolt Technology Corporation (США).

Комплекс дополнительно оснащен кормовыми закрытиями для концов 18 туннелей 10, выполненными, например, в виде крышек 21 (см. фиг.3) Крышки 21

расположены на кормовом транце 22 судна 1 и выполнены с гидравлическими приводами (на черт. не показаны), необходимыми для механического открытия и закрытия туннелей 10 крышками 21. Последние выполнены по типу наружных крышек торпедных аппаратов подводных лодок.

В каждом туннеле 10 установлена подвижная платформа 23 для размещения концевого тела (на черт. не показано) сейсмооборудования 6. В исходном состоянии платформа 23 расположена в районе кормовой части 19 судна 1 и выполнена с возможностью частичного выхода на заданную длину, например, на половину всей длины платформы 23, за пределы кормового транца 22 в процессе стравливания сейсмооборудования 6. Платформа 23 представляет собой тележку на колесиках, которые выполнены с возможностью перемещения в направляющих (на черт. не показаны). Для приведения ее в действие она снабжена гидравлическим приводом (на черт. не показан).

В положении по-походному сейсмооборудование 6 намотано на сейсмические лебедки 4 и находится в трюмах 7.

Предлагаемая полезная модель работает следующим образом.

Постановку сейсмооборудования 6 осуществляют его стравливанием с сейсмических лебедок 4 через пространство 16 шахт 13 и туннелей 10.

Для этого на кормовом транце 22 в концах 18 туннелей 10 открывают крышки 21 с помощью гидравлических приводов.

Включают приводы транспортных дорожек 20, проложенных в туннелях 10, и платформ 23.

Расположение туннелей 10 и шахт 13 внутри корпуса 2 судна 1 обеспечивает компактность и простоту комплекса в обслуживании.

Выполнение шахт 13 высотой выше ватерлинии 12, а туннелей 10 ниже ватерлинии 12 позволяет стравить сейсмооборудование 6 в море ниже нижней кромки плавающих льдов 17 непосредственно из корпуса 2 судна 1 и разместить его на глубине - 6-7 метров ниже поверхности моря. Это позволяет исключить столкновения сейсмооборудования 6 с плавающими льдами 17.

Обслуживающий персонал спускается через шахту 13 в туннель 10 в единое пространство 16 и размещает концевое тело сейсмооборудования 6 на платформах 23. Персонал включает гидравлический привод платформ 23. Последние выдвигаются на заданную длину за пределы корпуса 2 и выносят концевые тела сейсмооборудования 6 в море. Концевые тела начинают вытягивать сейсмооборудование 6 в море. Затем платформы 23 вдвигаются в корпус 2 судна 1.

После стравливания сейсмооборудования 6 стравливают кабели ввода 5. Последние находятся в рабочем положении, располагаясь в туннелях 10 и шахтах 13, также избегая столкновений со льдом в процессе сейсмической разведки.

Затем осуществляют сейсмическую съемку в море с ледовым покровом, обеспечивая при этом высокую надежность всего сейсмооборудования от повреждений.

После завершения сейсмической съемки кабели ввода 5 через туннели 10 и шахты 13 выбирают в трюм 7 и наматывают на сейсмические лебедки 4. Поднимают также сейсмооборудование 6.

Затем посредством гидравлических приводов закрывают концы 18 туннелей 10 крышками 21, предотвращая попадание морской воды через туннели 10 и шахты 13 в трюм 7. Воду, оставшуюся в туннелях 10,откачивают судовыми насосами за борт.

Таким образом, в результате применения заявляемого комплекса достигается новый технический результат - повышение эффективности эксплуатации комплекса путем увеличения надежности кабеля ввода и всего сейсмооборудования, упрощения и компактности комплекса при эксплуатации на акваториях с ледовым покровом.

Следовательно, предлагаемая полезная модель соответствует критерию патентоспособности «промышленная применимость».

В Мурманском морском пароходстве разработано технико-экономическое обоснование переоборудования сухогрузного судна ледового плавания под научно-исследовательское судно (нис) для проведения сейсмической разведки. Предпроектное технико-экономическое обоснование подтвердило высокие технико-экономические показатели работы судна типа «Иван Папанин» в качестве нис для сейсмической разведки нефти и газа на шельфе северных морей в ледовых условиях.

1. Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, содержащий судно, имеющее корпус с палубой и бортами, днищем и трюмами, кормовой частью, имеющей кормовой транец, сейсмические лебедки и кабели ввода, с которыми соединено сейсмооборудование с концевым телом, подвижную платформу, отличающийся тем, что в корпусе судна между днищем и палубой вдоль каждого борта выполнен туннель, расположенный параллельно диаметральной плоскости судна ниже ватерлинии, сообщенный концом, расположенным в кормовой части судна, с забортной водой, в трюме со стороны каждого борта установлены шахты, верхний край которых выше ватерлинии, при этом туннели и шахты со стороны каждого борта сообщены между собой с образованием единых пространств, выполненных с возможностью их обслуживания и обеспечения стравливания через них сейсмооборудования за пределы корпуса судна ниже нижней кромки плавающих льдов, комплекс снабжен транспортными дорожками, проложенными в туннелях, и кормовыми закрытиями для последних, расположенными на кормовом транце, причем подвижная платформа установлена в каждом туннеле, в исходном состоянии расположена в районе кормовой части судна и выполнена с возможностью частичного выхода за пределы последней на заданную длину в процессе стравливания сейсмооборудования, сейсмические лебедки с сейсмооборудованием установлены в трюме с шахтами.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что подвижные платформы предназначены для размещения концевого тела сейсмического оборудования перед стравливанием последних за пределы корпуса судна.

3. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что кормовые закрытия туннелей оснащены гидравлическими приводами.

4. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что транспортные дорожки выполнены в виде движущихся лент.



 

Наверх