Устройство сигнализации торможения транспортных средств

 

Полезная модель относится к системам световой сигнализации транспортных средств. Устройство сигнализации торможения включает в себя две цепи питания сигнальных фонарей, первая из которых, дублирующая штатную, содержит датчик ускорения с включателем и усилителем, вторая цепь питания фонарей, сигнализирующих об экстренном торможении. содержит датчик ускорения с включателем, усилитель и прерыватель. Датчик ускорения содержит полый цилиндр с соосными радиальными отверстиями у заднего торца, к которым подведена пара «светодиод-фотодиод»; каждый из цилиндров снабжен шариком с возможностью перемещения вдоль оси цилиндра; угол наклона оси цилиндров датчика первой (дублирующей) цепи и цепи питания фонарей, сигнализирующих об экстренном торможении, относительно горизонта составляет 8-12 и 20-24 градусов соответственно; фотодиоды подключены к входу усилителей, выход усилителя первой цепи подключен к сигнальным фонарям напрямую, а выход усилителя второй цепи подключен к фонарям через прерыватель. Выход первой цепи питания фонарей, сигнализирующих о плавном торможении, подключен к выходу штатной системы сигнализации торможения. Площадь светящихся панелей фонарей, сигнализирующих об экстренном (резком) торможении, в 5-10 раз превышает площадь панелей фонарей, сигнализирующих о плавном торможении.

Полезная модель относится к системам световой сигнализации транспортных средств, например автомобилей, и может использоваться в качестве устройства, дублирующего штатную систему сигнализации, а также для сигнализации об экстренном торможении транспортных средств.

Прототипом заявляемой полезной модели является устройство для сигнализации замедления транспортного средства по патенту РФ 2260521, В60Q 1/44, опубликованному 10.09.2004 г. Устройство содержит датчик ускорения с шариком, включатель электрической цепи сигнальных ламп торможения, усилитель, подстроечный резистор и транзистор, сигнальные лампы.

Недостатками прототипа являются сложность и соответственно низкая надежность устройства, обусловленная наличием в конструкции датчика ускорения серьги с отверстием, механически связанной со скобой в виде дуги окружности и с возможностью перемещения вдоль нее, а также недостаточная информативность системы, не позволяющей отличить экстренный (резкий) режим торможения от плавного.

Задачей предлагаемой полезной модели является повышение надежности и информативности системы сигнализации торможения транспортных средств, обеспечивающих повышение безопасности движения.

Указанная задача решается тем, что предлагаемое устройство сигнализации торможения, как и прототип, содержащее датчик ускорения, включатель электрической цепи, усилитель и сигнальные фонари, дополнительно содержит второй датчик ускорения, второй усилитель, прерыватель, фонари, и выполнено в виде двух цепей питания сигнальных фонарей, первая из которых, дублирующая штатную, содержит датчик ускорения с включателем и усилитель, вторая - содержит датчик ускорения с включателем, усилитель и прерыватель; каждый датчик ускорения содержит полый цилиндр с соосными радиальными отверстиями у заднего торца, к которым подведена пара «светодиод-фотодиод», каждый из цилиндров снабжен шариком с возможностью перемещения вдоль оси цилиндра; угол наклона оси цилиндров датчика первой, дублирующей, цепи питания и цепи питания фонарей, сигнализирующих об экстренном торможении, в вертикальной продольной плоскости транспортного средства относительно горизонтальной плоскости составляют 8-12 и 20-24 градуса соответственно, фотодиоды подключены к входам усилителей, выход усилителя первой цепи подключен к сигнальным фонарям напрямую, а выход усилителя второй цепи подключен к фонарям через прерыватель; выход первой цепи питания фонарей, сигнализирующих о плавном торможении, подключен к выходу штатной системы сигнализации торможения; площадь светящихся панелей фонарей, сигнализирующих об экстренном торможении в 5-10 раз превышает площадь панелей фонарей, сигнализирующих о плавном торможении.

На фигуре представлена блок-схема устройства сигнализации торможения транспортного средства, включающего в себя две цепи питания сигнальных фонарей, первая из которых содержит совмещенный с включателем датчик ускорения 1, и усилитель 2, вторая цепь питания содержит совмещенный с включателем датчик ускорения 3, усилитель 4, и прерыватель 5. Датчики ускорения 1 и 3 содержат полый цилиндр 6, с

соосными радиальными отверстиями у заднего торца, к которым подведена пара «светодиод-фотодиод» 7, Каждый цилиндр снабжен шариком 8 с возможностью его перемещения вдоль оси цилиндра. Оси цилиндров ориентированы в вертикальной продольной плоскости транспортного средства под углом к горизонту 8-12 градусов для первой цепи питания сигнальных фонарей (плавное торможение) и 20-24 градуса для второй цепи питания фонарей, сигнализирующих об экстренном (резком) торможении. Фотодиоды 7 подключены к входам усилителей 2, 4. Выход усилителя 2 первой цепи подключен к сигнальным фонарям 9, (плавное торможение), а выход усилителя 4 подключен через прерыватель 5 с фонарями 10, сигнализирующими об экстренном торможении. Выход первой цепи питания фонарей 9, сигнализирующих о плавном торможении, подключен к выходу штатной системы сигнализации торможения 11.

Условные обозначения на фигуре:

Д10 - датчик ускорения с осью цилиндра, установленной под углом 10 градусов к горизонтальной плоскости,

Д22 - датчик ускорения с осью цилиндра, установленной под углом 22 градуса к горизонтальной плоскости.

У - усилитель,

П - прерыватель,

ФЭ - фонари, сигнализирующие об экстренном (резком) торможении,

Ф - фонари, сигнализирующие о плавном торможении.

Устройство работает следующим образом.

При торможении транспортного средства, например, автомобиля, с перегрузкой до (0,4-0,5)g, соответствующей режиму плавного торможения, срабатывет первый датчик ускорения 1: шарик 8 перемещается по инерции вперед вдоль цилиндра 6 датчика ускорения 1 и открывает соосные радиальные отверстия, чем инициирует сигнал с установленной на них пары «светодиод-фотодиод» 7, который поступает

на вход усилителя 2, и с выхода последнего - на фонари 9. Первая линия питания сигнальных фонарей 9 дублирует штатную систему сигнализации торможения 11.

При перегрузке превышающей 0,5g, соответствующей режиму экстренного (резкого) торможения, срабатывает также и второй датчик ускорения 3, сигнал с фотодиода 7 которого поступает на вход усилителя 4 и через прерыватель 5 на фонари 10. Прерыватель 5 обеспечивает прерывистое свечение сигнальных фонарей 10 с частотой 10 герц.

Предлагаемая полезная модель имеет простую конструкцию, не содержит механически изнашиваемых частей, не требует обслуживания, следовательно обладает повышенной надежностью. Площадь светящихся панелей фонарей ФЭ, сигнализирующих об экстренном (резком) торможении в 5-10 раз превышает площадь фонарей, сигнализирующих о плавном торможении, что в сочетании с прерывистым (10 Гц) сигналом, обеспечивает существенное повышение информативности о поведении впереди идущего транспортного средства и повышение безопасности, особенно при интенсивном движении, например, автомобилей.

Устройство сигнализации торможения транспортных средств, содержащее датчик ускорения, включатель электрической цепи, усилитель, сигнальные фонари, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит второй датчик ускорения, второй усилитель, прерыватель, фонари и выполнено в виде двух цепей питания сигнальных фонарей, первая из которых содержит датчик ускорения с включателем и усилитель, вторая - содержит датчик ускорения с включателем, усилитель и прерыватель, каждый датчик ускорения содержит полый цилиндр с соосными радиальными отверстиями у заднего торца, к которым подведена пара «светодиод-фотодиод», каждый цилиндр снабжен шариком с возможностью перемещения вдоль оси цилиндра, угол наклона оси цилиндров датчика первой цепи питания и датчика цепи питания фонарей, сигнализирующих об экстренном торможении, в вертикальной продольной плоскости транспортного средства относительно горизонтальной плоскости составляют 8÷12 и 20÷24 градусов соответственно, фотодиоды подключены к входам усилителей, выход усилителя первой цепи подключен к сигнальным фонарям напрямую, а выход усилителя второй цепи подключен к фонарям через прерыватель, выход первой цепи питания фонарей, сигнализирующих о плавном торможении, подключен к выходу штатной системы сигнализации торможения, площадь светящейся панели фонарей, сигнализирующих об экстренном торможении, в 5÷10 раз превышает площадь панелей фонарей, сигнализирующих о плавном торможении.



 

Наверх