Устройство для коррекции двигательных нарушений у детей с перинатальным поражением центральной нервной системы и детским церебральным параличом
Полезная модель относится к области медицины. Цель создания полезной модели - повышение эффективности лечения детского церебрального паралича и двигательных нарушений у детей первого года жизни, а также упрощение конструкции устройства. Устройство содержит упряжь, выполненную в виде лифа с бретельками и три натяжные элемента, выполненные в виде тяг из эластичного нерастяжимого материала. 1 п.ф., 4 илл.
Полезная модель относится к области медицины, в частности к детской реабилитологии и предназначена для коррекции синдрома нижнего центрального парапареза, встречающегося чаще всего при наиболее тяжелом исходе перинатального поражения центральной нервной системы - детском церебральном параличе.
Детский церебральный паралич - это органическое поражение мозга, которое возникает в период внутриутробного развития, в период родов или в период новорожденности и сопровождается различными двигательными нарушениями: парезами, параличами, насильственными движениями, нарушениями координации. Кроме этого, у 60-80% детей, страдающих детским церебральным параличом, наблюдается изменение психики и речи. По данным отечественных и зарубежных авторов частота детского церебрального паралича составляет в среднем 2-8 случая на 1000 детского населения. За последние 5 лет в России число детей с детским церебральным параличом возросло. На 2005 год количество детей с данной патологией составляет 6 случаев на 1000 детского населения.
Детский церебральный паралич - это инвалидизирующее заболевание. Среди детей-инвалидов 85% - это инвалиды по психоневрологическому профилю. Ежегодно не более 3-5% из числа освидетельствованных инвалидов признаются трудоспособными по сравнению с 50% за рубежом, что свидетельствует о несостоятельности проводимых медико-социальных и реабилитационных мероприятий, поэтому данная проблема имеет не только медицинское, но и большое социальное значение
Одной из актуальнейших проблем медицины в настоящее время является лечение спастических форм детского церебрального паралича и других заболеваний, сопровождающихся синдромом нижнего центрального парапареза у детей первых лет жизни.
Известны способы и устройства для лечения детского церебрального паралича путем воздействия импульсных токов (1, 2, 3).
Недостатком данных способов и устройств является сложность конструкции устройств, длительный срок и недостаточная эффективность лечения, т.к. они не обеспечивают восстановление функций опорно-двигательного аппарата, вследствие того, что не происходит нормализации работы головного мозга.
Известно устройство для развития опорно-двигательных навыков у детей, содержащее раму с колесами, опорный узел и привод (4).
Недостатками данного устройства является низкая эффективность лечения детского церебрального паралича и невозможность использования для лечения детей первого года жизни.
Известна лечебно-профилактическая одежда, выполненная по фигуре пациента (5). Недостатком данной одежды является невозможность ее использования для лечения детского церебрального паралича.
Известно устройство для коррекции костно-мышечной системы, содержащее каркас и фиксирующие элементы в виде опоясывающих ремней (6).
Недостатком данного устройства является невозможность его использования для лечения детей первых лет жизни.
Известен тренажер для развития опорно-двигательного аппарата у детей, содержащий каркас, средство для поддержания ребенка, фиксирующие ремни и стропы (7).
Недостатком данного тренажера является низкая эффективность лечения детей первого года жизни.
Известна повязка на грудную клетку в виде жилета с наплечниками и грудными ремнями (8).
Недостатками данной повязки является невозможность ее использования для лечения детского церебрального паралича.
Известно устройство для фиксации ребенка в виде комбинезона с эластичными ремнями (9).
Недостатком данного устройства является невозможность его применения для лечения детского церебрального паралича.
Известно рефлекторно-нагрузочное устройство «Гравистат», включающее в себя систему пластических тяг, комплектуемых индивидуально для каждого пациента (ребенка), позволяющее формировать правильную схему движения и взаиморасположения частей тела (10).
Недостатком данного устройства является возможность его использования только для детей старше 3-х лет, сложность и громоздкость конструкции, высокая стоимость.
Известно также устройство для лечения детского церебрального паралича, содержащее надеваемую на ребенка упряжь, выполненную в виде лифа с бретельками и кольцами для подсоединения натяжных элементов (10). Данное устройство применяется для формирования правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движения, что является основой для формирования моторики.
Недостатком данного устройства является возможность его применения только для лечения детей старше 3-х лет, когда уже сформированы все патологические установки детского церебрального паралича. Применение данного устройства для лечения детей более раннего возраста, у которых суставно-связочный аппарат еще не зрелый, может привести к сколиозу и другим нарушениям. К недостаткам данного устройства следует также отнести его высокую стоимость (около 12 тысяч рублей), низкую эффективность лечения, сложность конструкции, повышенную
трудоемкость использования и необходимость наличия медицинского работника высокой квалификации, ограниченность суточного применения (не более 2 часов в сутки), невозможность применения при двойной гемиплегии и психологических расстройствах с выраженной когнитивной недостаточностью.
Целью создания полезной модели является упрощение конструкции устройства, получение возможности коррекции двигательных нарушений у детей первого года жизни и повышение эффективности лечения детского церебрального паралича.
Эта цель достигается тем, что натяжные элементы выполнены в виде трех эластичных нерастяжимых и регулируемых по длине тяг, причем два натяжных элемента подсоединены к кольцу, расположенному в средней части лифа со стороны спины и снабжены на свободных концах манжетками для фиксации на стопах ребенка, третий натяжной элемент подсоединен одним концом к одному из колец на боковой стороне лифа, а другим концом подсоединен к кольцу, расположенному в средней части лифа со стороны спины.
Сравнение предлагаемого устройства с другими, известными в области медицины, показало его соответствие критериям полезной модели.
Полезная модель поясняется графическим материалом. На фиг.1 изображен общий вид предлагаемого устройства; на фиг.2 - фотография 1-го этапа использования; на фиг.3 - фотография 2-го этапа использования устройства; на фиг.4 - фотография 3-го этапа использования устройства.
Предлагаемое устройство для лечения детского церебрального паралича содержит упряжь для ребенка, выполненную в виде лифа 1 с бретельками 2 и 3. Бретельки 2 и 3 снабжены элементами 4 и 5 регулирования их длины, а лиф 1 снабжен элементом 6 для регулирования его размера (длины). На средней части лифа 1 со стороны спины и по бокам установлены кольца 7, 8 и 9, к которым при помощи карабинов 10, 11, 12 и 13 пристегиваются натяжные элементы 14, 15, и 16.
Натяжные элементы 14, 15 и 16 снабжены элементами 17, 18 и 19 для регулирования их длины. Натяжные элементы 15 и 16 снабжены упруго-эластичными манжетками 20 и 21 для фиксации их на стопах ребенка.
Предлагаемое устройство для лечения детского церебрального паралича используется следующим образом.
Лиф 1 размещают на груди ребенка. Его размеры и длина бретельки 2 и 3 регулируются при помощи элементов 4, 5 и 6.
Устанавливается в зависимости от роста ребенка необходимая длина натяжных элементов 14, 15 и 16 при помощи элементов 17, 18 и 19 регулирования их длины.
Лечение проводится в три этапа.
На первом этапе натяжные элементы 15 и 16 пристегиваются своими концами карабинами 12 и 13 к кольцу 7, расположенному в средней части лифа 1 со стороны спины. Манжетки 20 и 21 фиксируют на стопах ребенка. Длина натяжных элементов 15 и 16 регулируется таким образом, чтобы у
ребенка в положении лежа на животе голень с бедром образовывали угол 80-90 градусов при поднятой голове и опоре на предплечья (см. фиг.2). В таком положении ребенок находится суммарно 2-3 часа в сутки. Время пребывания ребенка в устройстве дробится в соответствии с потребностями в кормлении, сне и т.д. и достигает трех часов постепенно. Важным условием эффективной работы устройства на всех трех этапах является соблюдение положения ребенка с поднятой головой на всем протяжении занятий.
На втором этапе одна из ног ребенка подтягивается к грудной клетке при помощи регулируемого по длине натяжного элемента 14, который одним концом при помощи карабина 11 пристегнут к кольцу 8 на боковой стороне лифа 1, а второй конец при помощи карабина 10 пристегнут к кольцу 7, расположенному на средней части лифа 1 со стороны спины ребенка (см. фиг.1). Время пребывания в этом положении также увеличивается постепенно, достигая 1,5-2 часов, при этом правая и левая нога чередуются. В остальное время использования устройства (до 3-х часов в сутки) применяется положение первого этапа.
На третьем этапе одна из ног ребенка фиксируется натяжным элементом 15 или 16, а другая нога фиксируется натяжным элементом 14. В таком положении ребенок находится 2-3 часа с периодической сменой ног.
Использование предлагаемого устройства:
1) нормализует рефлекс на растяжение ряда мышц: квадрицепс бедра, прямая мышца живота, подвздошно-поясничная мышца, аддукторы бедра, сгибатели голени; как следствие - значительно снижается спастичность;
2) способствует развитию, росту и улучшает функцию мышц, отвечающих за разгибание тела в положении на животе (все отделы мышцы, выпрямляющей спину, большая ягодичная, другие разгибатели бедра), вследствие устранения их перерастяжения;
3) способствует разрыву патологической синергии: большая грудная мышца - прямая мышца живота - квадрицепс бедра, расслаблению и улучшению функциональной активности первых двух;
4) увеличивает нагрузку на руки (т.к. центр тяжести смещается вперед), улучшает крупную и мелкую моторику;
5) предотвращает развитие или устраняет нарушения взаимоположений позвоночника, таза и нижних конечностей в горизонтальном и вертикальном положениях;
6) создает условия синхронного взаимодействия метода укладок и активных нагрузок.
Преимуществами предлагаемого устройства по сравнению с известными в медицине устройствами является:
1) повышение эффективности лечения, возможность применения у детей 1-го года жизни;
2) простота использования, быстрота одевания, простота и дешевизна конструкции;
3) возможность применения для профилактики детского церебрального паралича у детей с задержкой формирования двигательных функций на фоне тяжелого течения перинатальной патологии центральной нервной системы, возможность использования при двойной гемиплегии;
4) возможность применения в домашних условиях без участия медицинского персонала;
5) возможность использования при психологических расстройствах и когнитивной недостаточности.
Применение предлагаемого устройства способствует развитию следующих двигательных навыков: ползание по-пластунски (синхронное), сидение с прямой спиной, правильное положение туловища и ног при стоянии.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. М., «Медицина», 1968, с.136-139.
2. Новиков И.Н. и др. «Многоканальный стимулятор с программным управлением». Сборник трудов ЦНИИ протезирования и протезостроения», М., 1977, №43, с.79-83.
3. Авт. свид. СССР №839554, кл. А61N 1|32, 1981
4. Патент РФ №2071265, кл. A47d 13/04, 1997
5. Патент РФ №2075955, кл. А41В 9/00, 1997
6. Патент РФ №2017473, кл. А61F 5/00, 1994
7. Патент США №2912044, кл. A47d 13/02, 1959
8. Авт. свид. СССР №1111755, кл. A61F 13/14, 1984
9. Каталог «Zapf Greation», Hong Kong, 2003, c.81, ф.759806
10. Интернет: private. peterlink.ru, www.zvezda-npp.ru, www.testpilot. ru
Устройство для коррекции двигательных нарушений у детей с перинатальным поражением центральной нервной системы и детским церебральным параличом, содержащее упряжь, выполненную в виде лифа с бретельками и снабженную кольцами для подсоединения при помощи карабинов натяжных элементов, отличающееся тем, что натяжные элементы выполнены в виде трех эластичных нерастяжимых и регулируемых по длине тяг, причем два натяжных элемента подсоединены к кольцу, расположенному в средней части лифа со стороны спины и снабжены на свободных концах манжетками для фиксации на стопах ребенка, третий натяжной элемент подсоединен одним концом к одному из колец на боковой стороне лифа, а другим концом подсоединен к кольцу, расположенному в средней части лифа со стороны спины.