Кран

 

Полезная модель направлена на повышение надежности, ресурса устройства и применение в двухконтурной системе отопления автомобиля. Указанный технический результат достигается тем, что в кране, содержащем крышку и основание, образующие корпус с входным и двумя выходными каналами, ведущее зубчатое колесо с уплотнителем в виде манжеты оплавленной в гнезде. Ведомый зубчатый сектор установлен на оси и имеет дуговую прорезь, внутри которой размещен штифт с кольцевой резиновой втулкой. В сквозном отверстии установлена шиберная заслонка, сопряженная с пружиной сжатия, которая другим концом установлена на выступ водила. Водило подвешено одним концом на оси вращения, другим в сквозном отверстии зубчатого сектора с пружиной и шиберной заслонкой. Штифт и манжета оплавлены, а суммарная площадь сечения дуговой прорези и площадь сечения прохода жидкости под зубчатым сектором не меньше площади сечения любого из входных и выходных каналов.

Полезная модель относится к области управления расходом потока жидкости или газа и может применяться в конструкции кранов с поворотными запорными элементами для регулирования подачи среды, например, жидкости теплоносителя в отопительной системе транспортного средства.

Известен кран управления отопителем транспортного средства [1], содержащий крышку и основание с входным и выходным каналами, упругий упор, шиберную заслонку для перекрытия выходного канала, зубчатый сектор с пазом под упор, ведущее зубчатое колесо.

Недостатком указанного устройства является неопределенность площади сечения паза зубчатого сектора, отсутствие уплотнителя ведущего зубчатого колеса и один выходной канал. Результатом этого является ненадежность конструкции и неудовлетворительные технические характеристики.

Наиболее близким к заявленному устройству является кран управления отопителем [2], содержащий крышку и основание с входным и выходным каналами, упругий упор, шиберную заслонку,

ведущее зубчатое колесо с уплотнителем в виде манжеты в гнезде, зубчатый сектор, электродвигатель с валом вращения.

Частично недостатки крана [1] устранены в этом устройстве, однако одна манжета при длительной эксплуатации ненадежна, отсутствует второй выходной канал, необходимый для перераспределения теплоносителя по разным контурам охлаждения двигателя и работы отопителя салона, ненадежное крепление манжеты и резиновой втулки на упоре.

Сущность изобретения заключается в том, что кран, содержащий крышку и основание, образующие корпус с входным и выходным каналами, ведущее зубчатое колесо с уплотнителем в виде манжеты в гнезде, ведомый зубчатый сектор на оси с дуговой прорезью, сопряженный с прорезью демпфирующий упор в виде штифта с кольцевой резиновой втулкой, шиберную заслонку, установленную в сквозном отверстии зубчатого сектора, электродвигатель с валом вращения, согласно новому техническому решению, вновь введены вторая уплотнительная манжета, установленная на валу электродвигателя, второй выходной канал, расположенный параллельно первому, водило в виде пластины, подвешенной одним концом на оси вращения зубчатого сектора, а другим сопряженной выступом со сквозным отверстием зубчатого

сектора, пружина сжатия, установленная в сквозном отверстии зубчатого сектора и опирающаяся одним концом на шиберную заслонку, другим сопряжена с выступом водила, штифт демпфирующего упора выполнен по высоте больше резиновой втулки и оплавлен, суммарная площадь сечения дуговой прорези и площадь сечения прохода жидкости под зубчатым сектором не меньше площади сечения любого из входных и выходных каналов, а гнездо манжеты, сопряженной с ведущим зубчатым колесом, оплавлено.

Сущность полезной модели поясняется чертежами.

На фиг.1, 2, 3 показан общий вид заявленного устройства, на фиг.4 поперечный разрез Б-Б по оси двигателя, на фиг.5 поперечный разрез А-А через входной канал и два выходных канала.

Кран содержащий крышку 1 с двумя выходными каналами 2, 3 и основание 4 с входным каналом 5. Ведущее зубчатое колесо 6 имеет уплотнитель в виде манжеты 7 в гнезде, которое оплавлено по контуру 8. Электродвигатель 9 с валом вращения 10 имеет уплотнительную манжету 11. Ведомый зубчатый сектор 12 установлен на оси 13 и имеет дуговую прорезь 14. Внутри прорези 14 установлен упор в виде штифта 15 с кольцевой резиновой втулкой 16, причем штифт оплавлен по контуру 17. Внутри сквозного отверстия 18 зубчатого сектора 12 установлены шиберная заслонка 19, пружина

сжатия 20, водило 21 в виде пластины, которая одним концом подвешена на оси 13 вращения зубчатого сектора, другим сопряжена выступом 22 с пружиной 20 в сквозном отверстии 18 зубчатого сектора 12 и с шиберной заслонкой 19. Суммарная площадь сечения дуговой прорези 14 и площадь сечения прохода 23 жидкости под зубчатым сектором 12 больше площади сечения входного канала 5 либо выходных каналов 2, 3. Внутри основания 4 расположен блок электроники 24. Над выходными каналами установлены уплотнительные кольца 25, 26.

Кран работает следующим образом. Кран устанавливается перед радиатором отопительно-вентиляционной установки автомобиля (ОВУ). Сигнал в виде отрицательного потенциала подается с пульта ОВУ на включение или выключение крана. Блок электроники 24 реагирует на сигнал и выдает кратковренный 0,5...0,8 сек импульс питания на двигатель 9 В зависимости от полярности импульса двигатель 9 открывает либо выходной канал 2, либо выходной канал 3.

Рассмотрим пример - перекрыт выходной канал 2 (фиг.4, 5). Жидкость через входной канал 5 перетекает в выходной канал 3 практически свободно. Для того, чтобы шиберная заслонка 19 перекрыла выходной канал 2 дополнительно установлена пружина 20,

которая опираясь на водило 21 поджимает шиберную заслонку к уплотнительному кольцу 25 и перекрывает выходной канал 2, жидкость через сечение под зубчатым сектором 12 перетекает в выходной канал 3.

При подаче обратного сигнала двигатель 9 через ведущее зубчатое колесо 6, уплотненное манжетой 7, поворачивает зубчатый сектор 12 на оси 13 и вместе с ним шиберную заслонку 19, водило 21. Поворот происходит до встречи дуговой прорези 14 со штифтом 15 с резиновой втулкой 16, которая демпфирует удар. Чтобы резиновая втулка 16 не сползла, штифт 15 оплавлен по контуру 17. При этом выходной канал 2 открывается, а выходной канал 3 закрывается. На оси двигателя установлена дополнительная манжета 11, которая находится в более благоприятных условиях, чем манжета 7. Поэтому она начинает работать тогда, когда выходит из строя манжета 7. Манжета 7 оплавлена по контуру 8, чтобы предотвратить ее смещение из гнезда в результате термодействия и вибрации.

Использование предложенной конструкции позволило повысить надежность и долговечность работы за счет дополнительной манжеты, оплавления манжеты и штифта, а также позволило установить кран в двухконтурной схеме отопления салона, например автомобиль «Волга» с двигателем «Крайслер».

Заявленная конструкция успешно прошла опытную эксплуатацию на ОАО «ГАЗ».

Кран, содержащий крышку и основание, образующие корпус с входным и выходным каналами, ведущее зубчатое колесо с уплотнителем в виде манжеты в гнезде, ведомый зубчатый сектор на оси с дуговой прорезью, сопряженный с прорезью демпфирующий упор в виде штифта с кольцевой резиновой втулкой, шиберную заслонку, установленную в сквозном отверстии зубчатого сектора, электродвигатель с валом вращения, отличающийся тем, что вновь введены вторая уплотнительная манжета, установленная на валу электродвигателя, второй выходной канал, расположенный параллельно первому, водило в виде пластины, подвешенной одним концом на оси вращения зубчатого сектора, а другим сопряженной выступом со сквозным отверстием зубчатого сектора, пружина сжатия, установленная в сквозном отверстии зубчатого сектора и опирающаяся одним концом на шиберную заслонку, другим сопряжена с выступом водила, штифт демпфирующего упора выполнен по высоте больше резиновой втулки и оплавлен, суммарная площадь сечения дуговой прорези и площадь сечения прохода жидкости под зубчатым сектором не меньше площади сечения любого из входных и выходных каналов, а гнездо манжеты, сопряженной с ведущим зубчатым колесом, оплавлено.



 

Наверх