Резьбовое соединение для механизмов, работающих в условиях сильного грунтового загрязнения

 

Полезная модель относится к машиностроению, конкретно к конструкциям резьбовых соединений. Резьбовое соединение для механизмов работающих в условиях сильного грунтового загрязнения, включающее корпус с двумя крышками и расточенной канавкой, ходовой винт, а также узел для очистки витков резьбы ходового винта от грунтового загрязнения «Нож». Технический результат предлагаемой полезной модели достигается тем, что содержится узел для очистки витков резьбы ходового винта «Нож», который в процессе движения ходового винта вычищает канавку между витками резьбы от грунтового загрязнения, препятствуя попаданию загрязнения в резьбовое соединение, что значительно повышает надежность работы резьбового соединения и экономит смазочный материал.

Полезная модель относится к машиностроению, конкретно к конструкциям резьбовых соединений.

Резьбовые соединения, работающие в условиях ограниченной смазки, в условиях повышенной влажности или загрязненности часто теряют свою подвижность из-за окисления поверхностей витков резьбы [1]. В условиях сильного загрязнения, грязь забивает зазор между витками наружной и внутренней резьбы, вытесняет из зазора смазочный материал и вызывает резкое возрастание коэффициента и момента трения в резьбовом соединении в целом, что приводит к неподвижности резьбового соединения и делает его неразъемным. Случай сильного загрязнения и потери подвижности резьбовых соединений часто наблюдаются при работе землеройной, крановой и другой строительной техники.

Известно трибологически безопасное резьбовое соединение [3] содержащее винт с наружной резьбовой поверхностью и гайку с внутренней резьбовой поверхностью, в теле винта имеется глухое осевое отверстие с размещенными в нем цилиндрическими магнитами, а в качестве смазки рабочих поверхностей витков резьбы использована магнитная смазочная жидкость [2]. Магнитная смазочная жидкость удерживается на витках резьбы соединения магнитным полем постоянных магнитов. Наличие осевого отверстия в теле винта для расположения в нем постоянных магнитов ослабляет прочность винта, а расположение магнитов внутри металлического тела снижает действие магнитного поля и приводит к неэффективному использованию магнитной энергии магнитов.

Такая конструкция мало пригодна для резьбовых соединений большого диаметра (как, например, на выдвижных опорах автокранов: M 100-120 мм) или в резьбовых соединениях большой длины (как на ходовых винтах металлорежущих станков: 3-5 м).

Технический результат предлагаемой полезной модели направлен на повышение надежности работы резьбовых соединений в условиях сильного грунтового загрязнения, или в других особых случаях и на экономию магнитной смазочной жидкости.

Технический результат достигается тем, что в предлагаемой, полезной модели резьбового соединения, имеется корпус с крышками и расточенной канавкой, ходовой винт и узел «Нож», для очистки витков резьбы от грунтового загрязнения. Надежность работы соединения обеспечивается за счет узла «Нож» рабочая часть которого повторяет профиль канавки резьбы, и в процессе движения ходового винта вычищает канавку между витками резьбы от грунтового загрязнения, препятствуя попаданию загрязнения в резьбовое соединение.

Сущность предлагаемого устройства состоит в том, что узел для очистки витков резьбы от грунтового загрязнения «Нож» прикреплен к нижней крышке резьбового соединения дополнительными винтами. Рабочая часть «Ножа» повторяет профиль канавки резьбы ходового винта и препятствует попаданию грунтового загрязнения в механизм.

Предлагаемое устройство предназначено для работы в опорах автомобильного крана (экскаватора) для выравнивания его положения при установке на неровные поверхности и выставления опор на различную длину в условиях сильного грунтового загрязнения.

На фигуре показано резьбовое соединение в сборе. Устройство состоит из корпуса, содержащего две крышки 1, 2 и ходового винта 3. Ходовой винт 3 перемещается вверх или вниз в нужном направлении под действием крутящего момента приложенного к рукоятке 4. Крышки имеют расточенную канавку 5, в которой установлены в осевом направлении постоянные кольцевые магниты 6, причем полости в канавке (выполняющие роль ресивера), наполнены магнитной смазочной жидкостью. Под действием постоянного магнитного поля,

возбудителями которого являются постоянные кольцевые магниты 6, замыкающегося через материал крышек 1, 2 и тело ходового винта 3 магнитная смазочная жидкость удерживается в зоне наибольшей напряженности поля, на поверхности резьбы винта и внутренней резьбовой поверхности корпуса в местах их соприкосновения. Наличие магнитной смазочной жидкости в местах контакта резьбовых поверхностей винта и внутренней резьбовой поверхности корпуса обеспечивает надежное смазывание и снижение коэффициента и момента трения в резьбовом соединении. Магнитная смазочная жидкость, помещенная в расточенной канавке 5 под постоянными кольцевыми магнитами 6, перемещается из полости, выполняющей роль ресивера в зону контакта и служит резервом смазки при ее уносе с загрязненной средой.

Для удаления грунтового загрязнения из канавок между витками резьбы ходового винта, в конструкцию резьбового соединения введен узел очистки витков резьбы «Нож» 7. «Нож» прикреплен к нижней крышке 2 дополнительными винтами 8, рабочая часть «Ножа» повторяет профиль канавки резьбы ходового винта, что позволяет снимать грунт и другие загрязнения до попадания их в механизм резьбового соединения. В конструкции имеется отверстие 9, предназначенное для заправки ресивера магнитной смазочной жидкостью.

Наличие «Ножа» позволяет экономить магнитную смазочную жидкость, т.к. она не будет впитываться в попавший в резьбовое соединение грунт.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ВО ВНИМАНИЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ЗАЯВКИ

1. Ю.Н.Дроздов. Трибологическая безопасность технических систем в космосе. // Вестник машиностроения. 1999. №7, c.11-13.

2. Магнитные жидкости в машиностроении / Д.В.Орлов, Ю.О.Михалев, Н.К.Мышкин и др.: Под общ. ред. Д.В.Орлова, В.В.Подгоркова. - М.: Машиностроение. 1993. - 272 с.

3. Свидетельство на полезную модель №21079, F 16 Н 25/20. Трибологически безопасное резьбовое соединение / Подгорков В.В. Бюллетень №35, 2001 года. (Прототип).

1. Резьбовое соединение для механизмов, работающих в условиях сильного грунтового загрязнения, включающее гайку, ресивер с магнитной смазочной жидкостью и постоянные кольцевые магниты, отличающееся тем, что устройство имеет корпус с двумя крышками и расточенной канавкой, к нижней крышке которого прикреплено устройство в виде ножа.

2. Резьбовое соединение по п.1, отличающееся тем, что рабочая часть выполнена в виде ножа, повторяет профиль канавки резьбы ходового винта.



 

Наверх