Задвижка

 

Полезная модель относится к запорной арматуре и предназначена для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводе.

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является снижение износа уплотнительных поверхностей, уменьшение усилия привода при открытии.

Задвижка содержит корпус, в котором размещен двухдисковый затвор, взаимодействующий с уплотнительными седлами корпуса. Двухдисковый затвор состоит из двух запорных дисков с наружными уплотнительными поверхностями и приводом их перемещения.

Согласно полезной модели, привод перемещения выполнен в виде установленных между запорными дисками двух однонаправленных клиньев, соединенных между собой тягой. Тяга снабжена дополнительными клиновыми элементами, размещенными с возможностью взаимодействия с ответными клиновыми элементами, закрепленными на внутренней поверхности запорных дисков. На внутренней поверхности запорных дисков выполнены ответные однонаправленным клиньям скосы.

Полезная модель относится к запорной арматуре и предназначена для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводе.

Известна задвижка по патенту РФ №1222206, МПК F 16 K 3/14.

Задвижка содержит корпус, в котором размещен двухдисковый затвор и привод его перемещения. Клиновидные диски затвора выполнены с наружными уплотнительными поверхностями, взаимодействующими с уплотнительными седлами корпуса, и выемками, выполненными на противолежащих сторонах дисков на уровне уплотнительных поверхностей. Привод перемещения выполнен в виде шпинделя, на котором подвешены диски, и пружинных элементов. Пружинные элементы выполнены по меньшей мере из двух, установленных с возможностью осевого перемещения один относительно другого, колец, выполненных с контактирующими между собой коническими поверхностями.

Известная задвижка является наиболее близкой по совокупности существенных признаков к заявляемой полезной модели и выбрана в качестве ближайшего аналога (прототипа).

Недостатками известной задвижки являются интенсивный износ уплотнительных поверхностей и большое усилие привода при открытии.

Указанные недостатки обусловлены следующим.

При закрытии задвижки шпиндель с запорными дисками перемещается вниз до соприкосновения уплотнительных поверхностей запорных дисков с уплотнительными седлами корпуса. Дальнейшее перемещение шпинделя с запорными дисками вниз приводит к скольжению уплотнительных поверхностей дисков по уплотнительным седлам, увеличению усилия прижатия их друг к другу, сближению дисков с одновременным увеличением диаметра центрального пружинного кольца. Таким образом,

герметичность уплотнения обеспечивается как усилием на шпинделе, так и усилием, возникающим от напряженного состояния центрального пружинного кольца. Поэтому, при открытии задвижки приводу необходимо преодолеть как усилие предварительного расклинивания между уплотнительными поверхностями дисков и седел, так и усилие от напряженного пружинного кольца. После страгивания уплотнительных поверхностей дисков относительно седел, распирающее усилие от пружинного кольца, действующее на диски, продолжает препятствовать перемещению шпинделя вверх, создавая дополнительное усилие трения между уплотнительными поверхностями дисков и седлами.

Скольжение под нагрузкой уплотнительных поверхностей дисков и седел приводит к их интенсивному износу. Все это снижает надежность и долговечность устройства в целом.

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является снижение износа уплотнительных поверхностей, уменьшение усилия привода при открытии.

Указанный технический результат достигается тем, что в задвижке, в корпусе которой размещен двухдисковый затвор, взаимодействующий с уплотнительными седлами корпуса и состоящий из двух запорных дисков с наружными уплотнительными поверхностями и приводом их перемещения, согласно полезной модели, привод перемещения выполнен в виде установленных между запорными дисками двух однонаправленных клиньев, соединенных между собой тягой, снабженной дополнительными клиновыми элементами, размещенными с возможностью взаимодействия с клиновыми элементами, закрепленными на внутренней поверхности запорных дисков, при этом на внутренней поверхности запорных дисков выполнены ответные однонаправленным клиньям скосы.

Сущность полезной модели поясняется графическими материалами, где:

- на фиг.1 изображен общий вид задвижки;

- на фиг.2 - выносной элемент 1 на фиг.1.

Задвижка содержит корпус 1, в котором размещен двухдисковый затвор, взаимодействующий с уплотнительными седлами 2 корпуса 1. Затвор состоит из двух запорных дисков 3 с наружными уплотнительными поверхностями 4. Привод перемещения дисков 3 выполнен в виде установленных между ними двух однонаправленных клиньев 5, соединенных между собой тягой 6. Тяга 6 снабжена дополнительными клиновыми элементами 7, размещенными с возможностью взаимодействия с клиновыми элементами 8, закрепленными с помощью сварки на внутренней поверхности дисков 3. Также, на внутренней поверхности дисков 3 выполнены ответные однонаправленным клиньям 5 скосы 9.

При закрытии задвижки запорные диски 3 с помощью тяги 6 устанавливаются напротив уплотнительных седел 2 корпуса 1. При дальнейшем движении тяги 6 вниз однонаправленные клинья 5, перемещаясь по скосам 9, раздвигают диски 3 в сторону седел 2 корпуса 1 с необходимым усилием, обеспечивающим герметичность задвижки за счет контакта уплотнительных поверхностей 4 дисков 3 с седлами 2 корпуса 1.

При открытии задвижки тяга 6 с однонаправленными клиньями 5 перемещается вверх, снимая распирающее усилие на диски 3. Одновременно дополнительные клиновые элементы 7, взаимодействуя с клиновыми элементами 8, отводят уплотнительные поверхности 4 запорных дисков 3 от уплотнительных седел 2 корпуса 1 с образованием гарантированного зазора между ними. Дальнейшее перемещение тяги 6 вверх выводит запорные диски 3 из зоны уплотнительных седел 2 корпуса 1.

Таким образом, как при закрытии, так и при открытии задвижки исключается скольжение под нагрузкой уплотнительных поверхностей 4 дисков 3 и уплотнительных седел 2 корпуса 1 друг относительно друга, при этом уменьшается износ уплотнительных поверхностей, обеспечивается

возможность выполнения уплотнении из эластичных материалов, стойких к агрессивным и абразивосодержащим средам. Также, по сравнению с прототипом, снижается усилие привода при открытии.

Кроме того, заявляемая полезная модель позволяет использовать существующие корпусные детали серийно выпускаемых задвижек типа 30с41нж; 30с41п,р; 31с942р; 30ч6бк,р; а также применять для уплотнительных поверхностей дисков эластичные абразивостойкие материалы, например резиновые смеси 7В-14, Н068-1 и другие эластомеры.

Задвижка, в корпусе которой размещен двухдисковый затвор, взаимодействующий с уплотнительными седлами корпуса и состоящий из двух запорных дисков с наружными уплотнительными поверхностями и приводом их перемещения, отличающаяся тем, что привод перемещения выполнен в виде установленных между запорными дисками двух однонаправленных клиньев, соединенных между собой тягой, снабженной дополнительными клиновыми элементами, размещенными с возможностью взаимодействия с ответными клиновыми элементами, закрепленными на внутренней поверхности запорных дисков, при этом на внутренней поверхности запорных дисков выполнены ответные однонаправленным клиньям скосы.



 

Наверх