Клиновая задвижка

 

Полезная модель относится к запорной арматуре и предназначена для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводе. Задвижка содержит корпус с двухдисковым клиновым затвором и приводом перемещения дисков. Диски снабжены наружными уплотнительными поверхностями. Привод перемещения выполнен в виде размещенной между дисками тяги. Конец тяги снабжен разнонаправленными клином и клиновыми элементами. Клиновые элементы тяги взаимодействуют с ответными клиновыми элементами дисков. При открытии задвижки зазор между затвором и корпусом снижает необходимое усилие привода и уменьшает износ уплотнительных поверхностей.

Полезная модель относится к запорной арматуре и предназначена для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводе.

Известна задвижка по патенту РФ №1222206, МПК F16K 3/14.

Задвижка содержит корпус, в котором размещен двухдисковый затвор и привод его перемещения. Клиновидные диски затвора выполнены с наружными уплотнительными поверхностями, взаимодействующими с уплотнительными седлами корпуса, и выемками, выполненными на противолежащих сторонах дисков на уровне уплотнительных поверхностей. Привод перемещения выполнен в виде шпинделя, на котором подвешены диски, и пружинных элементов. Пружинные элементы выполнены по меньшей мере из двух, установленных с возможностью осевого перемещения один относительно другого, колец, выполненных с контактирующими между собой коническими поверхностями.

Известная задвижка является наиболее близкой по совокупности существенных признаков к заявляемой полезной модели и выбрана в качестве ближайшего аналога (прототипа).

Недостатками известной задвижки являются интенсивный износ уплотнительных поверхностей и большое усилие привода при открытии.

Указанные недостатки обусловлены следующим.

При закрытии задвижки шпиндель с запорными дисками перемещается вниз до соприкосновения уплотнительных поверхностей запорных дисков с уплотнительными седлами корпуса. Дальнейшее перемещение шпинделя с запорными дисками вниз приводит к скольжению уплотнительных поверхностей дисков по уплотнительным седлам, увеличению усилия прижатия их друг к другу, сближению дисков с одновременным увеличением диаметра центрального пружинного кольца. Таким образом, герметичность

уплотнения обеспечивается как усилием на шпинделе, так и усилием, возникающим от напряженного состояния центрального пружинного кольца. Поэтому, при открытии задвижки приводу необходимо преодолеть как усилие предварительного расклинивания между уплотнительными поверхностями дисков и седел, так и усилие от напряженного пружинного кольца. После страгивания уплотнительных поверхностей дисков относительно седел, распирающее усилие от пружинного кольца, действующее на диски, продолжает препятствовать перемещению шпинделя вверх, создавая дополнительное усилие трения между уплотнительными поверхностями дисков и седлами.

Скольжение под нагрузкой уплотнительных поверхностей дисков и седел приводит к их интенсивному износу. Все это снижает надежность и долговечность устройства в целом.

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является снижение износа уплотнительных поверхностей, уменьшение усилия привода при открытии.

Указанный технический результат достигается тем, что в клиновой задвижке, в корпусе которой размещен двухдисковый затвор, взаимодействующий с уплотнительными седлами корпуса и состоящий из двух клиновидных запорных дисков с наружными уплотнительными поверхностями и приводом их перемещения, согласно полезной модели, привод перемещения выполнен в виде размещенной между запорными дисками тяги, конец которой снабжен разнонаправленными клином и клиновыми элементами, причем последние установлены с возможностью взаимодействия с ответными клиновыми элементами, жестко скрепленными с запорными дисками.

Сущность полезной модели поясняется графическими материалами, где:

- на фиг.1 изображен общий вид задвижки;

- на фиг.2 - выносной элемент I на фиг.1.

Задвижка содержит корпус 1, в котором размещен двухдисковый затвор, взаимодействующий с уплотнительными седлами 2 корпуса 1. Затвор состоит из двух клиновидных запорных дисков 3 с наружными уплотнительными поверхностями 4. Привод перемещения дисков 3 выполнен в виде размещенной между дисками 3 тяги 5, конец которой снабжен разнонаправленными клином 6 и клиновыми элементами 7. Клиновые элементы 7 установлены с возможностью взаимодействия с клиновыми элементами 8, жестко скрепленными с дисками 3.

При закрытии задвижки запорные диски 3 с помощью тяги 5 устанавливаются напротив уплотнительных седел 2 корпуса 1. При дальнейшем движении тяги 5 вниз клин 6 раздвигает диски 3 в сторону седел 2 корпуса 1 с необходимым усилием, обеспечивающим герметичность задвижки за счет контакта уплотнительных поверхностей 4 дисков 3 с седлами 2 корпуса 1.

При открытии задвижки тяга 5 с клином 6 перемещается вверх, снимая распирающее усилие на диски 3. Одновременно дополнительные клиновые элементы 7, взаимодействуя с клиновыми элементами 8, отводят уплотнительные поверхности 4 запорных дисков 3 от уплотнительных седел 2 корпуса 1 с образованием гарантированного зазора между ними. Дальнейшее перемещение тяги 5 вверх выводит запорные диски 3 из зоны уплотнительных седел 2 корпуса 1.

Таким образом, как при закрытии, так и, что особенно важно, при открытии задвижки исключается скольжение под нагрузкой уплотнительных поверхностей 4 дисков 3 и уплотнительных седел 2 корпуса 1 друг относительно друга, при этом уменьшается износ уплотнительных поверхностей, обеспечивается возможность выполнения уплотнений из эластичных материалов, стойких к агрессивным и абразивосодержащим средам. Также, по сравнению с прототипом, снижается усилие привода при открытии.

Кроме того, заявляемая полезная модель позволяет использовать существующие корпусные детали серийно выпускаемых задвижек типа ЗКЛ, 30кч70бр, 30с41р, 31с942р, а также применять для уплотнительных поверхностей дисков эластичные абразивостойкие материалы, например резиновые смеси 7В-14, Н068-1 и другие эластомеры.

Клиновая задвижка, в корпусе которой размещен двухдисковый затвор, взаимодействующий с уплотнительными седлами корпуса и состоящий из двух клиновидных запорных дисков с наружными уплотнительными поверхностями и приводом их перемещения, отличающаяся тем, что привод перемещения выполнен в виде размещенной между запорными дисками тяги, конец которой снабжен разнонаправленными клином и клиновыми элементами, причем последние установлены с возможностью взаимодействия с ответными клиновыми элементами, жестко скрепленными с запорными дисками.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к лазерной технике, в частности к твердотельным импульсным лазерам
Наверх