Мотор-колесо

 

Полезная модель относится к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам, оснащенными двигателями, расположенными в ведущих колесах. Задача - упростить силовую передачу. Поставленная задача достигается тем, что в мотор-колесе, содержащем привод, связанный посредством силовой передачи с ободом 4 колеса, оно снабжено двумя, расположенными с обеих сторон и соосно ободу 4, двигателями 1 и 2, имеющими общий шток 3, на котором выполнены левая 5 и правая 6 винтовые нарезки, взаимодействующие с ответными гайками 7 и 8, кинематически связанными посредством фрикционных муфт и зубчатых зацеплений с внутренним зубчатым венцом 16 обода 4, при этом двигатели выполнены в виде гидроцилиндров, полости которых гидравлически связаны с гидросистемой, или в виде двигателей внутреннего сгорания. 1 с.п. ф-лы, 1 ил

Полезная модель относится к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам, оснащенными двигателями, расположенными в ведущих колесах.

Известен привод транспортного средства, содержащий поворотный кулак, на оси которого соосно шкворню установлен гидрометр, связанный с конической передачей привода многоступенчатого понижающего редуктора, размещенного внутри колеса (см. описание к патенту США №3469646, Кл. 180-43, опубл. 1969), при этом гидромотор размещен на поворотном кулаке с наружной его стороны и расположен над конической передачей (см. описание к авт. свид. СССР №742178, Кл. В 60 К 7/00, 05.07.80).

Описанные приводы сложны по конструкции.

Известно мотор-колесо, содержащее привод, силовую передачу и собственно колесо (см. «Мотор-колесо», Политехнический словарь, изд. 2, гл. редактор Ишлинский А.Ю., изд-во «Советская энциклопедия», М., 1980 г., стр.313).

Известное мотор-колесо, как и описанные выше приводы, сложно по конструкции в части силовой передачи - редуктора, связывающего привод с колесом.

Задача - упростить силовую передачу.

Поставленная задача достигается тем, что в мотор-колесе, содержащем привод, связанный посредством силовой передачи с ободом колеса, оно снабжено двумя, расположенными с обеих сторон и соосно ободу, двигателями, имеющими общий шток, на котором выполнены левая и правая винтовые нарезки, взаимодействующие с ответными гайками, кинематически связанными посредством фрикционных муфт и зубчатых зацеплений с внутренним зубчатым венцом обода, при этом двигатели выполнены в виде гидроцилиндров, полости которых гидравлически связаны с гидросистемой или в виде двигателей внутреннего сгорания.

Заявляемое устройство характеризуется наличием следующих существенных отличительных признаков:

а) оно снабжено двумя двигателями;

б) двигатели расположены с обеих сторон и соосно ободу;

в) двигатели имеют общий шток;

г) на штоке выполнены левая и правая винтовые нарезки;

д) указанные нарезки взаимодействуют с ответными гайками;

е) гайки кинематически связаны с внутренним зубчатым венцом обода;

ж) кинематическая связь содержит фрикционные муфты и зубчатые зацепления;

з) двигатели выполнены в виде гидроцилиндров;

и) гидроцилиндры связаны с гидросистемой;

к) в качестве двигателей использованы двигатели внутреннего сгорания.

Проведенные исследования по патентной и научно-технической литературе позволили выявить решения аналогичного назначения, однако признаки «а...к» в них отсутствуют. Компьютерное моделирование показало работоспособность предлагаемого устройства. Исходя из изложенного можно сделать вывод о соответствии заявляемого мотор-колеса условиям охраноспособности изобретений.

Сущность заявленного поясняется чертежом, где схематично изображено мотор-колесо.

Мотор-колесо содержит два двигателя 1 и 2, имеющие общий шток 3. Двигатели 1 и 2 расположены с обеих сторон и соосно ободу 4. На штоке 3 выполнены левая 5 и правая 6 винтовые нарезки, взаимодействующие с ответными гайками 7 и 8 соответственно. Гайка 7, фрикционная шайба 9 и ступица 10 шестерни 11 образуют фрикционную муфту, также гайка 8, фрикционная шайба 12 и ступица 13 шестерни 14 тоже образуют фрикционную муфту. Шестерня 11 через паразитные шестерни 15 взаимодействует с внутренним зубчатым венцом 16 обода 4; с ним же (венцом 16) через паразитные шестерни 17 взаимодействует шестерня 14. К ободу 4 крепится пневматическая шина 18. Двигатели 1 и 2 могут быть выполнены в виде гидроцилиндров, полости которых гидравлически связаны с гидросистемой машины, или в виде двигателей внутреннего сгорания.

Угол подъема винтовых нарезок 5 и 6 выполнен так, что обеспечивает поворот гаек 7 и 8 при продольном возвратно-поступательном перемещении штока 3.

При запуске двигателей 1 и 2, которые работают в противофазе, шток 3 совершает возвратно-поступательное перемещение, в результате чего при перемещении штока 3 влево (по чертежу) гайка 7 прижимает фрикционную шайбу 9 к ступице 10 и поворачивается вокруг собственной оси, передавая вращательный момент шестерне 11 и далее через паразитные шестерни 15 венцу 16 обода 4, поворачивая колесо. Во время работы гайки 7 гайка 8 отключается. При перемещении штока 3 вправо (по чертежу) вступает в работу гайка 8, а гайка 7 отключается. Происходит процесс поворота колеса аналогично описанному выше. В связи с тем, что скорость перемещения поршней двигателей 1 и 2 доходит до 8,5 м/с (у двигателей внутреннего сгорания), то частота перемещения штока 3 очень большая, в следствие чего колесо получает практически непрерывные импульсы вращающего момента, приводящие его во вращение.

1. Мотор-колесо, содержащее привод, связанный посредством силовой передачи с ободом колеса, отличающийся тем, что оно снабжено двумя, расположенными с обеих сторон и соосно ободу, двигателями, имеющими общий шток, на котором выполнены левая и правая винтовые нарезки, взаимодействующие с ответственными гайками, кинематически связанными посредством фрикционных муфт и зубчатых зацеплений с внутренним зубчатым венцом обода.

2. Мотор-колесо по п.1, отличающийся тем, что двигатели выполнены в виде гидроцилиндров, полости которых гидравлически связаны с гидросистемой.

3. Мотор-колесо по п.1, отличающийся тем, что в качестве двигателей использованы двигатели внутреннего сгорания.



 

Наверх