Система отопления салона автомобиля
Заявляемая полезная модель относится к области автомобилестроения и может быть использована на любых транспортных средствах, имеющих выхлопные коллекторы.
Техническая сущность заявленного решения заключается в том, что известная система отопления салона автомобиля, включающая двигатель с рубашкой охлаждения и охлаждающей жидкостью и выхлопным коллектором, и отопитель с нагревающимися емкостями, трубопроводами, вентиляторами и калориферами в салоне, соединенный с рубашкой охлаждения двигателя, снабжена присоединенным к выхлопному коллектору теплоаккумулятором в виде заполненной жидкостью емкости, выполненной с ответной коллектору наружной контактирующей поверхностью и сообщенной трубопроводами с нагревающимися емкостями нагревателя; присоединительные элементы теплоаккумулятора выполнены шарнирными и снабжены управляющей их положением относительно коллектора тягой.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИЛИ ИНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
1. Повышение оперативности и величины теплосъема.
2. Использование тепла выхлопных газов.
3. Повышение производительности отопителя.
1 з.п. формулы, 7 фиг.
Заявляемая полезная модель относится к области автомобилестроения и может быть использована на любых транспортных средствах, имеющих выхлопные коллекторы.
Известны системы отопления салона автомобиля, включающие отопитель с нагревающимися емкостями, трубопроводами, вентиляторами с калориферами в салоне (Ю.Мацкерле. Автомобиль сегодня и завтра. М., Машиностроение, 1980г. - 384с., с.193).
Недостатком известных систем является недоиспользование системы охлаждения двигателя в качестве дополнительного источника тепла.
Указанный недостаток устранен в системе отопления салона автомобиля, включающей двигатель с рубашкой охлаждения и охлаждающей жидкостью и выхлопным коллектором, и отопитель с нагревающимися емкостями, трубопроводами, вентиляторами и калориферами в салоне, соединенный с рубашкой охлаждения двигателя (Тур Е.Я., Серебряков К.Б., Жолобов Л.А. Устройство автомобиля М., Машиностроение, 1990 - 352с. с.148-150 - прототип).
Недостатком известного устройства, выбранного нами в качестве прототипа по большинству совпадающих признаков, является недостаточно быстрый набор и, соответственно, малая отдача тепла в начальный период эксплуатации автомобиля.
Задачей, решаемой использованием заявляемой полезной модели, является оперативное повышение теплоотдачи.
Техническая сущность заявленного решения заключается в том, что известная система отопления салона автомобиля, включающая двигатель с рубашкой охлаждения и охлаждающей жидкостью и выхлопным коллектором, и отопитель с нагревающимися емкостями, трубопроводами, вентиляторами и калориферами в салоне, соединенный с рубашкой охлаждения двигателя, снабжена присоединенным к выхлопному коллектору теплоаккумулятором в виде заполненной жидкостью емкости, выполненной с ответной коллектору наружной контактирующей поверхностью и сообщенной трубопроводами с нагревающимися емкостями нагревателя; присоединительные элементы теплоаккумулятора выполнены шарнирными и
снабжены управляющей их положением относительно коллектора тягой.
Снабжение системы присоединенным к выхлопному коллектору теплоаккумулятором в виде заполненной жидкостью емкости, выполненной с ответной коллектору наружной контактирующей поверхностью и сообщенной трубопроводами с нагревающимися емкостями нагревателя, обеспечивает возможность использования тепла выхлопного коллектора, оперативно нагреваемого отработанными в двигателе газами.
Выполнение присоединительных элементов теплоаккумулятора шарнирными и снабжение управляющей их положением относительно коллектора тягой обеспечивает возможность регулирования величины теплосъема от максимальной до нуля.
На фиг.1 изображено заявляемое устройство, установленное на автомобиле с продольно размещенным двигателем; на фиг.2 - то же - с поперечно размещенным двигателем; на фиг.3 - система на двигателе с воздушным охлаждением; на фиг.4 - в положении нулевого теплосъема; на фиг.5-7 - конфигурации теплоаккумулятора.
Заявленное устройство (фиг.1) содержит двигатель внутреннего сгорания 1 с рубашкой охлаждения и охлаждающей жидкостью и выхлопным коллектором 2, сообщаемый трубопроводами: нагнетательным 3 и циркуляционным 4 с калориферами 5 отопителя, оснащенными вентиляторами 6. В нагнетательный трубопровод 3 включен теплоаккумулятор 7.
Для использования системы в автомобилях с воздушным охлаждением двигателя (фиг.3) отопитель содержит расширительный бак 8 с теплоаккумулирующей жидкостью, включенный в циркуляционный трубопровод 4, и электрическую помпу 9.
Присоединительные в виде хомутов элементы 10 теплоаккумулятора 7 к коллектору 2 выполнены с подпружиненными шарнирами 11 (фиг.4), при этом к теплоаккумулятору 7 присоединена тяга 12.
Конфигурация прилегающей к коллектору 2 поверхности 13 теплоаккумулятора 7 (фиг.5-7) для более полного съема тепла выполнена ответной к наружной поверхности коллектора 2.
Система отопления салона автомобиля работает следующим образом.
При запуске двигателя выхлопной коллектор 2 нагревается с первых же минут работы, мгновенно нагревая теплоаккумулирующую жидкость в теплоаккумуляторе 7, которая помпой 9 отопителя через нагнетательный трубопровод 3 перекачивается в калорифер 5, с поверхности которого теплый воздух вентиляторами 6 закачивается в салон автомобиля.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИЛИ ИНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
1. Повышение оперативности и величины теплосъема.
2. Использование тепла выхлопных газов.
3. Повышение производительности отопителя.
1. Система отопления салона автомобиля, включающая двигатель с рубашкой охлаждения и охлаждающей жидкостью и выхлопным коллектором, и отопитель с нагревающимися емкостями, трубопроводами, вентиляторами и калориферами в салоне, соединенный с рубашкой охлаждения двигателя, отличающаяся тем, что снабжена присоединенным к выхлопному коллектору теплоаккумулятором в виде заполненной жидкостью емкости, выполненной с ответной коллектору наружной контактирующей поверхностью и сообщенной трубопроводами с нагревающимися емкостями нагревателя.
2. Система отопления салона автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что присоединительные элементы теплоаккумулятора выполнены шарнирными и снабжены управляющей их положением относительно коллектора тягой.