Блок задатчика позиций бесконтактного контроллера машиниста

 

Техническое решение относится к железнодорожной автоматике, например к системам управления электроподвижным составом и может быть использовано в частности в качестве устройства, задающего по команде машиниста режим работы силового оборудования. Техническим результатом предлагаемой полезной модели является повышение надежности и удобства при обслуживании за счет применения механизма взаимной блокировки главной и реверсивной рукояток, который блокирует перемещение главной рукоятки, при определенной позиции реверсивной рукоятки, и блокирует перемещение реверсивной рукоятки, при определенных позициях главной рукоятки, причем реверсивная рукоятка съемная в определенном положении. Сущность полезной модели заключается в том, что в блоке, состоящем из корпуса, главной и реверсивной рукояток, кожуха, закрывающего корпус, бесконтактного электромагнитного фиксатора, блока оптоэлектронных датчиков позиций, размещен механизм взаимной блокировки рукояток, содержащий два кулачка, установленные на одном вертикальном валу с реверсивной рукояткой, промежуточный рычаг и подпружиненный шток, взаимное расположение которых относительно блокировочного отверстия диска главной рукоятки выполнено так, что в определенной позиции реверсивной рукоятки шток находится в отверстии диска, блокируя главную рукоятку. При переводе реверсивной рукоятки в одно из двух крайних позиций, шток под действием пружины выходит из отверстия диска, позволяя главной рукоятке занимать любое из определенных позиций, при которых торец диска не позволяет штоку двигаться обратно, блокируя реверсивную рукоятку. Реверсивная рукоятка имеет на хвостовике штифт, который блокирует съем рукоятки на всех позициях, за исключением нейтральной.

Техническое решение относится к железнодорожной автоматике, например, к системам управления электроподвижным составом, и может быть использовано, в частности, в качестве устройства, задающего по команде машиниста режим работы силового оборудования электропоездов.

Известен контроллер машиниста 1КУ.019 (З.М.Рубчинский и др. Электропоезда, М. «Транспорт» 1983 г. стр.210), состоящий из вертикальных главного и реверсивного валов с рукоятками, кулачковых колец и контакторов для определения позиций рукояток, фиксаторов позиций и механизмов взаимной блокировки валов рукояток, установленных в каркасе, закрытом кожухом. Реверсивная рукоятка является съемной в определенном положении.

Использование большого количества кулачковых контакторов предопределяет соответствующие габаритные размеры и массу контроллера. Другим существенным недостатком этого контроллера машиниста является требование высокой проводимости и износостойкости контактов для обеспечения требуемого ресурса работы.

Более близким по технической сущности являются контроллеры для управления транспортным средством (патент на изобретение №2210127, H 01 H 19/60), содержащие корпус, крышку, главную рукоятку и тумблер в качестве реверсивной рукоятки. В корпусе контроллера установлен вал, на котором закреплен ротор с зубчатым венцом, кодовый диск, диск с фигурным пазом, соединенный с главной рукояткой и блок оптоэлектронных датчиков. В корпусе жестко закреплены катушка возбуждения электромагнитного бесконтактного фиксатора позиций главной рукоятки и подпружиненный электромеханический фиксатор режимов главной рукоятки.

Существенными недостатками этих контроллеров является отсутствие взаимной механической блокировки главной и реверсивной рукояток, необходимой для надежного управления электроподвижным составом и отсутствие возможности съема реверсивной рукоятки, используемого для обеспечения безопасности.

Техническим результатом предлагаемой полезной модели на блок задатчика позиций бесконтактного контроллера машиниста (блок БКМ) является повышение надежности и удобства при обслуживании, достигаемого за счет применения встроенного в один корпус с блоком оптоэлектронных датчиков и бесконтактным электромагнитным фиксатором механизма взаимной блокировки главной и реверсивной рукояток, причем реверсивная рукоятка является съемной в определенном положении.

Технический результат достигается тем, что блок БКМ, состоящий из корпуса, главной и реверсивной рукояток, кожуха, закрывающего корпус, бесконтактного электромагнитного фиксатора и блока оптоэлектронных датчиков позиций главной рукоятки, содержит механизм взаимной блокировки рукояток, который блокирует перемещение главной рукоятки в определенной позиции реверсивной рукоятки, и блокирует перемещение реверсивной рукоятки в определенных позициях главной рукоятки. При этом реверсивная рукоятка является съемной в позиции, когда главная рукоятка заблокирована.

Сущность полезной модели заключается в том, что в блоке БКМ, состоящем из корпуса, главной и реверсивной рукояток, кожуха, закрывающего корпус, бесконтактного электромагнитного фиксатора, блока оптоэлектронных датчиков позиций главной рукоятки, размещен механизм взаимной блокировки рукояток, содержащий два кулачка, установлены на одном вертикальном валу с реверсивной рукояткой, промежуточный рычаг и подпружиненный шток, взаимное расположение которых относительно блокировочного отверстия диска главной рукоятки выполнено таким образом, что в нейтральной позиции реверсивной рукоятки шток находится в

отверстии диска, блокируя главную рукоятку в нейтральной позиции. При переводе реверсивной рукоятки в одно из двух крайних позиций («вперед» или «назад»), шток под действием пружины выходит из отверстия диска, позволяя главной рукоятке занимать любое из позиций по обе стороны от нейтральной, при этом блокирующее отверстие диска находится в стороне от штока и торец диска не позволяет двигаться реверсивной рукоятке. На хвостовике реверсивной рукоятки имеется горизонтальный штифт, который, находясь в горизонтальном пазу втулки вертикального вала, блокирует съем реверсивной рукоятки во всех позициях, кроме нейтральной, когда горизонтальный паз втулки имеет вертикальный выход.

На прилагаемых чертежах представлен блок БКМ, где

фиг.1 - вид спереди (в разрезе),

фиг.2 - вид слева (реверсивная рукоятка в разрезе),

фиг.3 - вид сверху механизма блокировки,

где приведены следующие обозначения:

1 - корпус;

2 - кожух;

3 - главная рукоятка;

4 - реверсивная рукоятка;

5 - диск;

6 - горизонтальный вал;

7 - блок оптоэлектронных датчиков позиций;

8 - электромагнитный фиксатор позиций;

9 - вертикальный вал;

10 - кулачок реверса;

11 - ролик;

12 - промежуточный рычаг;

13 - шток;

14 - пружина;

15 - кулачок фиксатора реверса;

16 - ролик;

17 - фиксатор реверса;

18 - оптоэлектронный датчик позиций реверсивной рукоятки;

19 - флажок;

20 - штифт;

21 - втулка.

Блок БКМ содержит корпус 1, закрытый кожухом 2, из которого выступают главная рукоятка 3 и реверсивная рукоятка 4. Главная рукоятка 3 закреплена на диске 5 и имеет возможность поворачиваться на горизонтальном валу 6 вперед и назад относительно нейтрального положения с фиксацией через определенный угол. С правой стороны вала 6 в корпусе 1 установлен блок 7 оптоэлектронных датчиков позиций главной рукоятки 3, а с левой стороны вала 6 - бесконтактный электромагнитный фиксатор позиций 8. Реверсивная рукоятка 4 расположена в левом углу корпуса 1 на вертикальном валу 9, который через механизм блокировки, состоящий из кулачка 10 реверса, ролика 11, промежуточного рычага 12, штока 13 с пружиной 14 связан с диском 5 главной рукоятки 3. На валу 9 закреплен кулачок 15 с роликом 16, который фиксирует реверсивную рукоятку 4 в определенных позициях при помощи пружинного фиксатора 17. На кулачке 15 закреплен флажок 19, который в крайних фиксированных положениях реверсивной рукоятки перекрывает канал в одном из оптоэлектронных датчиков 18. В квадратном хвостовике реверсивной рукоятки 4 запрессован горизонтальный штифт 20. Вал 9 установлен во втулке 21, закрепленной в корпусе 1.

Блок БКМ работает следующим образом.

Съемная реверсивная рукоятка 4 вставляется в квадратное гнездо вала 9 в нейтральной позиции. В этой позиции реверсивной рукоятки 4 главная рукоятка заблокирована штоком 13 в своей нейтральной позиции, а вал 9 зафиксирован через кулачок 15 и ролик 16 в средней подпружиненной лунке

фиксатора 17. При повороте реверсивной рукоятки 4 в позицию «вперед» (или «назад»), ролик 16 выходит из средней лунки фиксатора 17 и входит в одну из крайних подпружиненных лунок, зафиксировав рукоятку в выбранной позиции. Одновременно кулачок 10 с роликом 11 поворачивается в одно из двух крайних положений, позволяя рычагу 12 повернуться под действием пружины 14, а штоку 13 выйти из блокирующего отверстия диска 5, разблокировав этим самым главную рукоятку 3. При повороте разблокированной главной рукоятки 3 на определенный угол вперед (или назад) от нейтральной позиции электромагнитный фиксатор позиций 8 фиксирует выбранную позицию, а блок оптоэлектронных датчиков позиций 7 выдает соответствующий сигнал. Одновременно блокирующее отверстие диска 5 отходит от штока 13 и торец диска, не позволяя штоку двигаться, через рычаг 12, ролик 11, кулачок 10 и вал 9 блокирует реверсивную рукоятку 4 в выбранной позиции («вперед» или «назад»). При возврате главной рукоятки 3 в нейтральную позицию, блокирующее отверстие диска 5 занимает положение напротив штока 13, реверсивная рукоятка 4 освобождается и может быть переведена в другую позицию. Горизонтальный штифт 20 на хвостовике реверсивной рукоятки 4 не позволяет извлекать рукоятку из гнезда вала 9 ни в одной из позиций, кроме нейтральной, когда штифт выходит из горизонтального паза втулки 21 и совпадает с вертикальным пазом. При этом главная рукоятка 3 останется в заблокированном состоянии.

Техническое решение, описанное в заявке, может быть использовано в железнодорожной автоматике, например, в системах управления электроподвижным составом, и может быть использовано, в частности, в качестве устройства, задающего по команде машиниста режим работы силового оборудования электропоездов.

1. Блок задатчика позиций бесконтактного контроллера машиниста, состоящий из корпуса, главной и реверсивной рукояток, кожуха, закрывающего корпус, бесконтактного электромагнитного фиксатора позиций, блока оптоэлектронных датчиков позиций, отличающийся тем, что содержит механизм взаимной блокировки главной и реверсивной рукояток, состоящий из двух кулачков, установленных на одном вертикальном валу с реверсивной рукояткой, промежуточного рычага и подпружиненного штока, взаимное расположение которых относительно блокировочного отверстия диска главной рукоятки выполнено таким образом, что в нейтральной позиции реверсивной рукоятки шток находится в отверстии диска главной рукоятки, блокируя ее в этой позиции, а в других позициях реверсивной рукоятки шток находится вне блокировочного отверстия диска, торец которого, при нахождении главной рукоятки в любой из фиксированных позиций, кроме нейтральной, не позволяет штоку двигаться, блокируя реверсивную рукоятку в выбранной позиции.

2. Блок задатчика позиций бесконтактного контроллера машиниста по п.1, отличающийся тем, что реверсивная рукоятка имеет на хвостовике горизонтальный штифт, а втулка вала реверсивной рукоятки имеет вертикальный паз, расположенный над штифтом при нейтральном положении реверсивной рукоятки, и два горизонтальных паза по обе стороны от вертикального паза.



 

Наверх