Цепная муфта

 

Полезная модель относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращающего момента в различных приводах общего и специального назначения. Задачей создания полезной модели является повышение частоты вращения и нагрузочной способности цепной муфты. Это достигается тем, что в известной цепной муфте, содержащей две полумуфты в виде звездочек, замкнутую цепь, охватывающую зубчатые венцы звездочек, и кожух, жестко соединенный с фланцем одной из полумуфт, согласно полезной модели внутрь кожуха помещен кольцевой упругий элемент, прижимаемый к цепи. При этом муфта снабжена регулируемым устройством, обеспечивающим как радиальное, так и осевое воздействие на упругий элемент. Фиксирование цепи упругим элементом приводит к тому, что будут снижены дисбаланс и динамические нагрузки, повышая тем самым допустимую частоту вращения. При этом одновременно обеспечивается повышение нагрузочной способности муфты. Благодаря выше указанному выполнению цепной муфты обеспечивается возможность повышения допустимой частоты вращения и нагрузочной способности по сравнению с прототипом.

Полезная модель относится к машиностроению и может быть использована для передачи вращающего момента в различных приводах общего и специального назначения.

Известна цепная муфта, содержащая две полумуфты в виде звездочек, замкнутую цепь, охватывающую зубчатые венцы звездочек, и кожух, не зафиксированный в радиальном направлении.

При использовании указанной конструкции цепной муфты наблюдается неуравновешенность, вызванная наличием незакрепленной в радиальном направлении детали-кожуха и «плавающей» детали-цепи /1/.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к полезной модели является цепная муфта, содержащая две полумуфты в виде звездочек, замкнутую цепь, охватывающую зубчатые венцы звездочек, и кожух, жестко соединенный с фланцем одной из полумуфт /2/.

Однако при эксплуатации цепной муфты данной конструкции цепь, явилась «плавающим» звеном, обуславливающим неуравновешенность, вследствие этого увеличивается динамические нагрузки и как результат, ограничиваются частотой вращения и нагрузочной способностью.

Задачей создания полезной модели является повышение частоты вращения и нагрузочной способности цепной муфты.

Это достигается тем, что в известной цепной муфте, содержащей две полумуфты в виде звездочек, замкнутую цепь, охватывающую зубчатые венцы звездочек, и кожух, жестко соединенный с фланцем одной из полумуфт, согласно полезной модели внутрь кожуха помещен кольцевой упругий элемент, прижимаемый к цепи регулируемым устройством. При этом оно может обеспечивать как радиальное, так и осевое воздействие на упругий элемент.

Фиксирование цепи упругим элементом приводит к тому, что будут снижены дисбаланс и динамические нагрузки, повышая тем самым допустимую

частоту вращения. При этом одновременно обеспечивается повышение нагрузочной способности муфты.

На фигуре 1 изображен разрез цепной муфты.

Цепная муфта содержит две полумуфты 1 и 2 в виде звездочек, замкнутую двухрядную роликовую цепь 3, охватывающую зубчатые венцы звездочек, и кожух 4, жестко соединенный с фланцем полумуфты 1 болтами 5.

Внутрь кожуха помещен кольцевой упругий элемент 6, прижимаемый к цепи 3, регулируемым устройством 7, например в виде винтов для радиального воздействия на упругий элемент.

Для повышения податливости и, как следствие, уменьшение нагрузки на соединяемые муфтой валы и их опоры упругий элемент может быть выполнен пустотелым.

На фигуре 2 изображен разрез цепной муфты.

Цепная муфта содержит две полумуфты 1 и 2 в виде звездочек, замкнутую двухрядную роликовую цепь 3, охватывающую зубчатые венцы звездочек, и кожух 4, жестко соединенный с фланцем полумуфты 1 болтами 5.

Внутрь кожуха помещен кольцевой упругий элемент 6, прижимаемый к цепи 3, регулируемым устройством 7, выполненным в виде круглой гайки обеспечивающей осевое воздействие на упругий элемент.

Цепная муфта работает следующим образом.

При зацеплении звездочек-полумуфт с цепью в связи с радиальным r и угловым смещениями осей соединяемых валов перемещение шарниров по зубьям будет осцилляционным /3/. При этом имеет место относительное колебательное перемещение звеньев цепи, обуславливающее износ деталей шарниров, а также перемещение цепи относительно звездочек, изменяющее дисбаланс и вызывающее дополнительную динамическую нагрузку.

Упругий элемент, облегая цепь, способствует уменьшению относительных колебательных перемещений звеньев и снижению дисбаланса.

Благодаря выше указанным конструкциям цепной муфты обеспечивается возможность повышения допустимой частоты вращения и нагрузочной способности по сравнению с прототипом.

1 Тарабасов, Н.Д. Цепные муфты. Проектирование, изготовление и эксплуатация: [Текст]: справочник / Н.Д.Тарабасов, П.Н.Учаев. - М.: Машиностроение, 1987. с.29-34.

2 Учаев, П.Н. Основы машиноведения. Конструирование, производство и эксплуатация. Кн. 3. Муфты и тормоза приводов машин: [Текст]: атлас / П.Н.Учаев, С.Г.Емельянов, А.Г.Схиртладзе и др.; Под общ. ред. П.Н.Учаева: Курск, гос. техн. университет. Москва-Курск, 2004. с.174

3 Патент РФ №2003870 С1, кл. F 16 D 3/54.

1. Цепная муфта, содержащая две полумуфты в виде звездочек, замкнутую цепь, охватывающую зубчатые венцы звездочек, и кожух, жестко соединенный с фланцем одной из полумуфт, отличающаяся тем, что, с целью повышения частоты вращения и нагрузочной способности, внутрь кожуха помещен кольцевой упругий элемент, прижимаемый к цепи регулируемым устройством.

2. Цепная муфта по п.1, отличающаяся тем, что упругий элемент выполнен пустотелым.



 

Наверх