Ограничитель высоты подъема грузозахватного устройства грузоподъемного крана

 

Полезная модель относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использована в устройствах безопасности грузоподъемных кранов. Ограничитель высоты подъема грузозахватного устройства грузоподъемного крана содержит закрепленный на несущей конструкции крана открытый снизу корпус 1, внутри которого установлены: индуктивный бесконтактный конечный выключатель 5; управляющий элемент в виде шарнирно закрепленного углового двуплечего рычага 7 из токопроводящего материала, первое плечо 8 которого присоединено к верхнему концу троса 10, на нижнем конце которого закреплен контрольный груз 11, а второе плечо 9 рычага 7 расположено напротив выключателя 5; и упругий элемент 14, взаимодействующий со вторым плечом 9 рычага 7. Технический результат, получаемый при использовании полезной модели, заключается в повышении степени защищенности ограничителя от прямого воздействия дождя и снега, а также возможности отладки ограничителя в заводских условиях. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Полезная модель относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использована в устройствах безопасности грузоподъемных кранов.

Известен ограничитель высоты подъема грузозахватного устройства грузоподъемного крана, содержащий конечный выключатель, и подвешенный к оголовку стрелы крана на гибком элементе (тросе) управляющий элемент в виде контрольного груза, имеющего две серьги, через которые пропущен грузовой канат крана. Конечный выключатель смонтирован на контрольном грузе, который соединен с гибким элементом посредством подпружиненного толкателя, взаимодействующего с конечным выключателем (см. авторское свидетельство СССР №1084231 А, В 66 С 15/00, В 66 С 23/88, 07.04.1984). Размещение конечного выключателя на контрольном грузе создает неудобство при эксплуатации крана, связанное с обслуживанием конечного выключателя и получением сигнала с него. Кроме того, все элементы ограничителя подвержены воздействию внешней среды, что снижает надежность работы ограничителя.

Наиболее близким к заявленной полезной модели по совокупности существенных признаков является ограничитель высоты подъема грузозахватного устройства грузоподъемного крана, содержащий закрепленную на несущей конструкции крана силовую конструкцию, на которой установлен конечный выключатель с управляющим элементом в виде рычага, к которому подсоединен верхний конец троса, на нижнем конце которого закреплен контрольный груз, имеющий две серьги, через которые пропущен грузовой канат крана. На несущей конструкции крана закреплена криволинейная направляющая с желобом для поддерживания троса, связывающего рычаг с контрольным грузом (см. Федосеев В.Н. Приборы и устройства безопасности грузоподъемных машин. Справочник. М.: Машиностроение, 1990, с.122-123, рис.3.19 б). Крепление конечного выключателя на несущей конструкции крана упрощает контроль

состояния конечного выключателя, однако, в данной конструкции по-прежнему конечный выключатель с управляющим элементом в виде рычага подвержены воздействию внешних условий, в том числе дождя и снега, что снижает надежность эксплуатации ограничителя. Кроме того, в конструкции данного ограничителя использован механический рычажный конечный выключатель, имеющий ограниченный ресурс работы.

Задача, на решение которой направлена настоящая полезная модель, заключается в создании ограничителя высоты подъема грузозахватного устройства грузоподъемного крана, имеющего повышенную защиту от прямого воздействия внешних неблагоприятных факторов, таких, как дождь и снег, и увеличенный ресурс работы.

Поставленные технические задачи достигаются следующим образом. В ограничителе высоты подъема грузозахватного устройства грузоподъемного крана, содержащем закрепленную на несущей конструкции крана силовую конструкцию, на которой установлен конечный выключатель с управляющим элементом в виде рычага, к которому подсоединен верхний конец троса, на нижнем конце которого закреплен контрольный груз, имеющий, по меньшей мере, одну серьгу, через которую пропущен грузовой канат крана, согласно полезной модели, силовая конструкция выполнена в виде открытого снизу корпуса, внутри которого установлены индуктивный бесконтактный конечный выключатель, управляющий элемент в виде шарнирно закрепленного углового двуплечего рычага из токопроводящего материала, первое плечо которого присоединено к верхнему концу троса, а второе плечо расположено напротив указанного выключателя, и упругий элемент, взаимодействующий со вторым плечом углового двуплечего рычага.

Кроме того, корпус снабжен ограничителем перемещения первого плеча углового рычага под действием контрольного груза.

Предпочтительно, в стенке корпуса выполнить продольную прорезь, через которую пропущено первое плечо углового рычага, при этом нижняя кромка

продольной прорези является ограничителем перемещения первого плеча углового рычага.

Предпочтительно, упругий элемент выполнен в виде вертикально закрепленной плоской пружины из токопроводящего материала.

Предпочтительно, корпус снабжен цилиндрической втулкой для шарнирного присоединения к несущей конструкции крана.

Размещение управляющих элементов ограничителя внутри открытого снизу корпуса исключает прямое воздействие на них дождя и снега и тем самым предотвращает налипание на них снега или длительное прямое воздействие воды при дожде. Отсутствие прямого воздействия на конечный выключатель дождя и снега дает возможность использовать в ограничителе индуктивный бесконтактный выключатель, ресурс которого при отсутствии воздействия указанных факторов превышает 8800 часов со средним сроком службы до 12 лет.

Снабжение корпуса ограничителем перемещения первого плеча углового рычага под действием контрольного груза исключает силовое воздействие углового рычага на бесконтактный выключатель, так как вес контрольного груза воспринимается ограничителем перемещения первого плеча углового рычага. Кроме того, наличие ограничителя перемещения первого плеча углового рычага позволяет точно выставить положение второго плеча рычага относительно бесконтактного выключателя. Таким образом, можно в заводских условиях полностью отладить ограничитель высоты подъема грузозахватного устройства грузоподъемного крана.

Выполнение упругого элемента в виде вертикально закрепленной плоской пружины из токопроводящего материала в наибольшей степени соответствует принципу работы индуктивного бесконтактного выключателя, так как в этом случае упругий элемент работает совместно со вторым плечом углового двуплечего рычага как единый управляющий элемент, который при внесении его в активную зону индуктивного бесконтактного выключателя приводит к его срабатыванию.

Снабжение корпуса цилиндрической втулкой для шарнирного присоединения к несущей конструкции крана обеспечивает возможность использования указанного ограничителя в грузоподъемных кранах любого типа, в том числе с маневровой стрелой.

Технический результат, получаемый при использовании полезной модели, заключается в повышении степени защищенности ограничителя от прямого воздействия дождя и снега, а также возможности отладки ограничителя в заводских условиях.

На фиг.1 изображен общий вид ограничителя высоты подъема грузозахватного устройства грузоподъемного крана в рабочем положении, на фиг.2 - при срабатывании ограничителя высоты подъема грузозахватного устройства.

Ограничитель высоты подъема грузозахватного устройства грузоподъемного крана содержит открытый снизу корпус 1, снабженный цилиндрической втулкой 2 для шарнирного присоединения к оголовку 3 стрелы крана или несущей конструкции любого другого крана. Внутри корпуса 1 на боковой стенке 4 установлен индуктивный нормально разомкнутый бесконтактный конечный выключатель 5, например, выключатель ВБ2А.40.ХХ.12.1.1 ТУ 14.593.03-00, выпускаемый научно-производственной фирмой «МЕГА-К» (г.Калуга). В нижней части корпуса 1 на оси 6 шарнирно закреплен управляющий элемент в виде углового двуплечего рычага 7 из токопроводящего материала, например из стали. Первое плечо 8 рычага 7 расположено горизонтально, а второе плечо 9 расположено вертикально напротив выключателя 5. К концу первого плеча 8 присоединен верхний конец троса 10, на нижнем конце которого закреплен контрольный груз 11, имеющий серьгу 12, через которую пропущен грузовой канат 13 грузоподъемного крана.

Ограничитель снабжен взаимодействующим со вторым плечом 9 рычага 7 упругим элементом 14, расположенным между выключателем 5 и вторым плечом 9. Упругий элемент 14 выполнен в виде плоской, например, стальной пружины,

вертикально закрепленной на боковой стенке 15 корпуса 1. В рабочем положении упругий элемент 14 поджат к выключателю 5 вторым плечом 9 рычага 7. Упругий элемент 14 и второе плечо 9 рычага 7 расположены в активной зоне 16 выключателя 5, граница которой показана на рисунках пунктиром.

В стенке 4 корпуса выполнена продольная прорезь 17, через которую пропущено первое плечо 8 углового рычага 7. Нижняя кромка 18 прорези 17 является ограничителем перемещения первого плеча 8 вниз под действием контрольного груза 11.

В верхней части корпуса выполнено отверстие для гермоввода соединительных проводов 19.

При перемещении грузозахватного устройства 19 в крайнее верхнее положение (см. фиг.2), упругий элемент 14 занимает вертикальное, или близкое к нему положение за пределами активной зоны 16 выключателя 5. Второе плечо 9 рычага 7, контактирующее с упругим элементом 14, также располагается за пределами активной зоны 16.

Ограничитель работает следующим образом.

В рабочем положении (см. фиг.1) контрольный груз 11 через трос 10 воздействует на первое плечо 8 рычага 7 и поворачивает плечо 8 вниз до соприкосновения с кромкой 18 прорези 17. Второе плечо 9 рычага 7 нажимает на упругий элемент 14 и перемещает его к выключателю 5. Упругий элемент 14 и второе плечо 9 рычага 7 входят в активную зону 16 выключателя 5, вызывая его переход в замкнутое состояние (срабатывание). На выходе выключателя 5 появляется информационный сигнал, поступающий в систему безопасности крана, например, на дискретный вход ограничителя ОНК-140.

При подходе к предельному верхнему положению обойма грузозахватного устройства 19 поднимает контрольный груз 11, ослабляя натяжение троса 10. Вес контрольного груза 11 перестает действовать на первое плечо 8 рычага 7 и последний под воздействием упругого элемента 14 поворачивается против часовой стрелки. Второе плечо 9 рычага 7 и упругий

элемент 14 перемещаются в исходное вертикальное положение и выходят из активной зоны 16 выключателя 5, что вызывает переход его в разомкнутое состояние. Информационный сигнал с выключателя исчезает. Система безопасности крана отключает механизмы крана, работа которых приводит к приближению грузозахватного устройства к оголовку стрелы крана.

В ограничителе могут быть использованы различные индуктивные бесконтактные конечные выключатели (в том числе нормально замкнутые), использование которых определяется системой управления крана. Специалисту в данной области понятно, что могут быть различные модификации предложенного ограничителя без отхода от духа и рамок настоящей полезной модели, определяемых объемом притязаний, изложенных в формуле полезной модели.

1. Ограничитель высоты подъема грузозахватного устройства грузоподъемного крана, содержащий закрепленную на несущей конструкции крана силовую конструкцию, на которой установлен конечный выключатель с управляющим элементом в виде рычага, к которому подсоединен верхний конец троса, на нижнем конце которого закреплен контрольный груз, имеющий, по меньшей мере, одну серьгу, через которую пропущен грузовой канат крана, отличающийся тем, что силовая конструкция выполнена в виде открытого снизу корпуса, внутри которого установлены индуктивный бесконтактный конечный выключатель, управляющий элемент в виде шарнирно закрепленного углового двуплечего рычага из токопроводящего материала, первое плечо которого присоединено к верхнему концу троса, а второе плечо расположено напротив указанного выключателя, и упругий элемент, взаимодействующий со вторым плечом углового двуплечего рычага.

2. Ограничитель по п.1, отличающийся тем, что корпус снабжен ограничителем перемещения первого плеча углового рычага под действием контрольного груза.

3. Ограничитель по п.2, отличающийся тем, что в стенке корпуса выполнена продольная прорезь, через которую пропущено первое плечо углового рычага, при этом нижняя кромка продольной прорези является ограничителем перемещения первого плеча углового рычага.

4. Ограничитель по п.1, отличающийся тем, что упругий элемент выполнен в виде вертикально закрепленной плоской пружины из токопроводящего материала.

5. Ограничитель по п.1, отличающийся тем, что корпус снабжен цилиндрической втулкой для шарнирного присоединения к несущей конструкции крана.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области подъемно-транспортной техники и может быть использована в системах управления и защиты от перегрузок мостовых и козловых электрических кранов при использовании их во взрывоопасных зонах
Наверх