Комплекс технических средств информационной поддержки профессиональной деятельности, образования и оздоровления населения

 

Использование: устройство комплексов технических средств обучения, тренировки и информационной поддержки в сферах профессиональной деятельности, образования и оздоровления населения. Сущность: создание комплекса, позволяющего реализовать решение всей совокупности задач по интеллектуальной поддержке обучения, профессионального тренинга и оздоровления как отдельного человека, так и коллектива пользователей. Технический результат: расширение функциональных возможностей комплекса при повышении его информативности и интенсификации интеллектуальной поддержки пользователей в различных сферах жизнедеятельности человека.

Техническое решение относится к устройству комплексов технических средств обучения, тренировки и информационной поддержки и может быть использовано для интеллектуальной поддержки профессиональной деятельности, образования и оздоровления населения.

В настоящее время известны различные технические средства [1-17] информационной поддержки пользователей, в том числе в сферах образования, различных видах профессиональной деятельности и психологического тренинга: система [17] интеллектуальной поддержки оперативного управления; обучающие устройства авиационных тренажеров [4, 15, 16]; морские тренажеры [11-14], выполненные в виде автоматизированных рабочих мест (АРМ); система [10] тестирования и аттестации; компьютерная система [9] обучения и система [3] изучения информации; устройство [8] для психологического тренинга. Отдельное место среди технических средств интеллектуальной поддержки занимают технические системы и комплексы [1, 2, 5-7] П.Т.Тукабаева для оздоровления организма человека и самосовершенствования личности.

Однако все известные системы и устройства [1-17] предназначены для выполнения только одной отдельной специфической задачи: либо в сфере информационной поддержки профессиональной деятельности [4, 11-17], либо в сфере обучения [3, 9, 10], либо в сфере оздоровления [1, 2, 5-8], что

является ограничением функциональных возможностей по сравнению, например, с комплексным их использованием.

Так, технология [4] тренинга включает тренажер для летного или диспетчерского состава и не может быть использована для обучения и/или совершенствования знаний в других сферах деятельности человека.

Система [3] изучения информации, включающая блок ввода, блок вывода, блок управления, блок памяти и блок анализа ответов испытуемых, связанные информационной и управляющей шинами, может быть использована только в целях обучения (посредством тестирования). Возможности функционирования системы [3] в образовательной сфере ограничены из-за отсутствия порталов связи с сетью Интернет и внешними электронными справочниками и библиотеками регистров информационной поддержки различных уровней.

Для оздоровления организма человека и самосовершенствования личности проф. П.Т.Тукабаевым предложен ряд технических систем [1, 2, 5-7], реализуемых на базе персонального компьютера в виде АРМ испытуемого с модулем виртуально-тренинговой технологии (ВТТС), которые без конструкторской доработки затруднительно использовать для различных видов профессионального тренинга и/или для образования. При этом система [2, (5-7)] предназначена, в основном, для одного пользователя, что ограничивает ее возможности.

Этот недостаток системы [2] устранен в комплексе [1], который обеспечивает коллективное использование системы.

Комплекс [1] П.Т.Тукабаева для оздоровления организма человека и самосовершенствования личности («Гуманитарная клиника П.Т.Тукабаева») принят за прототип. В отличие от специфических устройств [2, 3, 4], способных обеспечить лишь решение отдельных задач (категория технических средств «либо-либо») комплекс 1 при соответствующей конструктивной доработке может реализовать решение совокупности задач образования, профессионального тренинга и оздоровления, поскольку в его

конструкции заложены элементы всех этих трех видов интеллектуальной поддержки пользователя [18, 19].

Комплекс [1], принятый за прототип, включает систему средств регистрации персональных показателей (СРПП) испытуемого, выполненную в виде АРМ испытуемого, причем СРПП содержит n (n=2, 3,...k) персональных подсистем по числу k АРМ испытуемых, при этом каждая из k подсистем включает базу данных и блок СРПП, подключенные к персональному компьютеру (ПК). Система СРПП соединена входами-выходами с модулем виртуально-тренинговой технологии самосовершенствования (BTTC), который включает базу данных, блок сравнения персональных показателей, блок оценки и коррекции персональных показателей, подключенные к блоку управления и контроля (БУК). Такая конструкция комплекса [1] создает предпосылки для ее усовершенствования и создания на ее базе комплекса с более широкими функциональными возможностями, устранив тем самым недостаток, связанный с ограничением расширения специализации и направленностью только на оздоровление и самосовершенствование личности.

Сущность предлагаемого технического решения заключается в создании на базе известного устройства [1] такого комплекса, который позволил бы реализовать решение всей совокупности задач по интеллектуальной поддержке обучения, профессионального тренинга и оздоровления как отдельного человека, так и коллектива пользователей.

Основной технический результат - расширение функциональных возможностей комплекса при повышении его информативности и интенсификации интеллектуальной поддержки пользователей в различных сферах жизнедеятельности человека посредством последовательного выбора режима работы комплекса, и, как следствие, - достижение синергетического воздействия на пользователей с применением различных технических средств.

При этом предлагаемый комплекс технических средств информационной поддержки позволяет перевести известные технические решения [1 и др.] из категории типа «либо-либо» («или-или») в категорию устройств типа «и-и-и», то есть повысить уровень эффективности использования посредством перехода от решения одной отдельной задачи из ряда задач к решению всей совокупности задач этого ряда в одном устройстве.

Технический результат достигается следующим образом.

Комплекс технических средств информационной поддержки профессиональной деятельности, образования и оздоровления населения включает систему средств регистрации персональных показателей (СРПП), выполненную в виде автоматизированного рабочего места (АРМ) испытуемого, причем СРПП содержит n (n=2, 3,..., k) персональных подсистем по числу k АРМ испытуемых, при этом каждая из k подсистем включает базу данных и блок СРПП, подключенные к персональному компьютеру (ПК).

Отличительной особенностью комплекса является то, что входы-выходы каждой из k подсистем СРПП посредством информационной и управляющей шин подключены к входам-выходам системы для оздоровления организма человека и самосовершенствования личности (СОС), к входам-выходам системы обучения (СОБ) и к входам-выходам системы профессионального тренинга (СПТ). Причем каждая из k подсистем СРПП дополнительно включает подключенный к ПК блок выбора режима работы «СОС-СОБ-СПТ».

Комплекс также отличается тем, что система для оздоровления организма человека и самосовершенствования личности (СОС) выполнена в виде модуля виртуально-тренинговой технологии самосовершенствования (ВТТС) на базе ПК и включает базу данных, блок сравнения персональных показателей, блок визуализации биологической обратной связи, блок оценки и коррекции персональных показателей, которые подключены к блоку

управления и контроля (БУК), при этом вход базы данных является входом модуля ВТТС, а информационный выход БУК является выходом модуля ВТТС, причем модуль ВТТС выполнен с возможностью реализации ВТТС на основе теории открытых самосовершенствующихся интеллектуальных систем (ТОСИС) П.Т.Тукабаева, а база данных модуля ВТТС включает обучающие положения, постулаты, рекомендации и инструкции интегральной медицины П.Т.Тукабаева с парадигмой «Исцели себя и развивайся сам».

Кроме того комплекс отличается тем, что система профессионального тренинга (СПТ) выполнена в виде пилотажного тренажера и включает связанные информационными и управляющими шинами блок моделирования движения пилотируемого объекта и блок виртуальной имитации и визуализации процесса управления его движением при навигации по реальным картам и нормативным документам.

При этом в частных случаях СПТ выполнена в виде пилотажного тренажера судоводителя, или авиаспециалиста, или специалиста космической навигации.

Блок выбора режима работы выполнен в виде трехпозиционного микропереключателя режимов работы испытуемого с СОС, или с СОБ, или с СПТ.

В конкретных случаях реализации комплекса системы СОС, СОБ и СПТ выполнены с возможностью многоуровнего представления испытуемому заданий с усложнением уровня психофизиологической нагрузки в зависимости от условий их выполнения или, по крайней мене, с возможностью двухуровнего представления заданий: ординарные условия их выполнения и экстремальные ситуации.

На чертеже приведена общая конструктивная схема комплекса технических средств информационной поддержки профессиональной деятельности, образования и оздоровления населения.

Комплекс содержит множество персональных подсистем 1 СРПП по числу k АРМ испытуемых, систему 2 СОС, систему 3 СОБ и систему 4 СПТ. Каждая из персональных подсистем 1 СРПП включает базу 5 данных, блок 6 СРПП, персональный компьютер 7 и блок 8 выбора режима работы «СОС-СОБ-СПТ». Система 2 СОС включает базу 9 данных, блок 10 сравнения персональных показателей, блок 11 визуализации биологической обратной связи, блок 12 оценки и коррекции персональных показателей, блок 13 управления и контроля (БУК). Система 3 СОБ содержит блок 14 ввода, блок 15 вывода, блок 16 управления, блок 17 памяти (БД), блок 18 оценки и анализа ответов испытуемых, информационный портал 19 связи с сетью Интернет, информационный портал 20 связи с внешними электронными справочниками и библиотеками. Система 4 СПТ включает блок 21 моделирования движения пилотируемого объекта и блок 22 виртуальной имитации и визуализации процесса управления объектом.

Работа комплекса заключается в следующем.

Выбор технических средств информационной поддержки профессиональной деятельности, образования или оздоровления осуществляется блоком 8 выбора режима работы «СОС-СОБ-СПТ», выполненным в виде трехпозиционного микропереключателя. В первом режиме «СОС» пользователи подсистем 1 с помощью базы 5 данных, блока 6 СРПП и посредством ПК7 осуществляют диалоговую связь с системой 2 СОС, выполненной в виде модуля ВТТС, в которой в блоке 10 осуществляется сравнение персональных показателей с эталонными, размещенными в базе 9 данных. В блоке 11 производится визуализация биологической обратной связи (подробнее см., например [8]), а в блоке 12 производится оценка и коррекция персональных показателей пользователей. Операции блоков 9-12 управляются БУК 13. Более подробно работа системы 2 СОС (ВТТС) на основе ТОСИС П.Т.Тукабаева [7, 18, 19] описана в [1], a также в [2, 5-7].

В режиме «СОБ», определяемом положением переключателя 8, каждая из k подсистем 1 связана информационными и управляющими шинами с системой 3 обучения. Ввод данных в СОБ 3 осуществляется блоком 14. Оценка и анализ знаний испытуемого производится в блоке 18 при сравнении их с данными, размещенными в блоке 17 памяти (базе данных системы 3 СОБ) или поступающими с информационного портала 19 сети Интернет, или информационного портала 20 связи с внешними электронными справочниками и библиотеками муниципальных, региональных и федеральных регистров информационной поддержки. Блок 15 вывода обеспечивает в диалоговом режиме выдачу необходимых данных на каждую подсистему СРПП 1. Работой блоков 14, 15, 17, 18-20 управляет блок 16 управления системы СОБ3.

Профессиональный тренинг осуществляется системой 4 СПТ при соответствующем положении переключателя 8 СРПП1. Тренинг выполняется при совокупной работе СРПП 1 с блоками 21 моделирования движения пилотируемого объекта и блоком 22 виртуальной имитации и визуализации процесса управления его движением при навигации по реальным картам и нормативным документам (по аналогии, например, с [4, 15]).

Комплекс предусматривает совместную работу каждого и k АРМ СРПП1 испытуемых (коллектива пользователей) в соответствии с выбором вида интеллектуальной поддержки посредством систем 2 СОС, 3 СОБ и 4 СПТ.

При этом в частных случаях система СПТ 4 может быть выполнена в виде пилотажного тренажера судоводителя (как, например [11-14], или авиаспециалиста (по аналогии с [4, 15], или специалиста космической навигации (как, например [16]).

В конкретных случаях реализации комплекса для повышения эффективности информационной поддержки и максимального приближения ее к реальным условиям системы 2 СОС, 3 СОБ и 4 СПТ могут быть выполнены с возможностью многоуровнего представления испытуемому

заданий с усложнением уровня психофизиологической нагрузки в зависимости от условий их выполнения или, по крайней мере, с возможностью двухуровнего представления заданий: ординарные условия их выполнения и экстремальные ситуации.

Таким образом, предлагаемый комплекс с решением совокупности задач профессионального тренинга, обучения и оздоровления населения обеспечивает достижение технического результата в виде расширения функциональных возможностей комплекса при повышении его информативности и интенсификации интеллектуальной поддержки пользователей в различных сферах жизнедеятельности человека и, как следствие, - достижение синергетического воздействия на пользователей с применением различных технических средств.

ИСТОЧНИКИ ПО УРОВНЮ ТЕХНИКИ

I. Прототип и аналоги:

1. RU 33301 U1, 20.10.2003 (прототип).

2. RU 26392 U1, 10.12.2002 (аналог).

3. RU 16966 U1, 27.02.2001(аналог).

4. RU 2175783 C2, 10.11.2001 (аналог).

II. Дополнительные источники по уровню техники

5. RU 25992 U1, 10.11.2002.

6. RU 25993 U1, 10.11.2002.

7. RU 2002113981/14 А, 20.11.2002.

8. RU 24921 U1, 10.09.2002.

9. RU 36908 U1, 27.03.2004.

10. RU 24013 U1, 20.07.2002.

11. RU 2183856 С1, 20.06.2002.

12. RU 19333 U1, 20.08.2001.

13. RU 23514 U1, 20.06.2002.

14. RU 2251157 С2, 27.04.2005.

15. RU 24583 U1, 10.08.2002.

16. RU 47126 U1, 20.08.2005.

17. RU 15801 U1, 10.11.2000.

18. Тукабаев П.Т. Реализация здоровой личности по методике Тукабаева. - В кн. «Новороссийск: некоторые вопросы предпринимательства» / Под общ. ред. П.Т.Тукабаева. - М.: ЗАО «Изд-во «ЭКОНОМИКА», 2000, с.56-139.

19. Тукабаев П.Т. Здравоохранение и системы самосовершенствования. - В сб. «Технологии реализации личности» / Под. общ. ред. П.Т.Тукабаева. - Краснодар: Краснодарское кн. Изд-во, 2001., с.10-90.

1. Комплекс технических средств информационной поддержки профессиональной деятельности, образования и оздоровления населения, включающий систему средств регистрации персональных показателей (СРПП), выполненную в виде автоматизированного рабочего места (АРМ) испытуемого, причем СРПП содержит n (n=2, 3,..., k) персональных подсистем по числу k АРМ испытуемых, при этом каждая из k подсистем включает базу данных и блок СРПП, подключенные к персональному компьютеру (ПК), отличающийся тем, что входы-выходы каждой из k подсистем СРПП посредством информационной и управляющей шин подключены к входам-выходам системы для оздоровления организма человека и самосовершенствования личности (СОС), к входам-выходам системы обучения (СОБ) и к входам-выходам системы профессионального тренинга (СПТ), причем каждая из k подсистем СРПП дополнительно включает подключенный к ПК блок выбора режима работы "СОС-СОБ-СПТ".

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что система для оздоровления организма человека и самосовершенствования личности (СОС) выполнена в виде модуля виртуально-тренинговой технологии самосовершенствования (ВТТС) на базе ПК и включает базу данных, блок сравнения персональных показателей, блок визуализации биологической обратной связи, блок оценки и коррекции персональных показателей, которые подключены к блоку управления и контроля (БУК), при этом вход базы данных является входом модуля ВТТС, а информационный выход БУК является выходом модуля ВТТС, причем модуль ВТТС выполнен с возможностью реализации ВТТС на основе теории открытых самосовершенствующихся интеллектуальных систем (ТОСИС) П.Т.Тукабаева, а база данных модуля ВТТС включает обучающие положения, постулаты, рекомендации и инструкции интегральной медицины П.Т.Тукабаева с парадигмой "Исцели себя и развивайся сам".

3. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что система обучения (СОБ) включает связанные информационными и управляющими шинами блок ввода, блок вывода, блок управления и блок памяти в виде базы данных, блок оценки и анализа ответов испытуемых, а также информационные порталы связи с сетью Итернет, внешними электронными справочниками и библиотеками муниципальных, региональных и федеральных регистров информационной поддержки.

4. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что система профессионального тренинга (СПТ) выполнена в виде пилотажного тренажера и включает связанные информационными и управляющими шинами блок моделирования движения пилотируемого объекта и блок виртуальной имитации и визуализации процесса управления его движением при навигации по реальным картам и нормативным документам.

5. Комплекс по п.4, отличающийся тем, что СПТ выполнена в виде пилотажного тренажера судоводителя, или авиаспециалиста, или специалиста космической навигации.

6. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что блок выбора режима работы выполнен в виде трехпозиционного микропереключателя режимов работы испытуемого с СОС, или с СОБ, или с СПТ.

7. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что системы СОС, СОБ и СПТ выполнены с возможностью многоуровнего представления испытуемому заданий с усложнением уровня психофизиологической нагрузки в зависимости от условий их выполнения или, по крайней мере, с возможностью двухуровнего представления заданий: ординарные условия их выполнения и экстремальные ситуации.



 

Наверх