Информационное устройство транспортного средства

 

Изобретение относится к области оборудования автомобильной техники средствами безопасности и предназначено для удовлетворения потребностей информационного контакта автомобилистов с другими участниками дорожного движения (в том числе и пешеходов), т.е. преодоление «языкового барьера», обусловленного так называемым «заточением» водителя внутри автомобиля. В информационном устройстве транспортного средства, содержащем дисплей, выполненный с возможностью установки в обозреваемом для участников дорожного движения месте автомобиля и электронное устройство, выполненное с возможностью приема электрических сигналов, обработки этих сигналов и выдачу соответствующих сигналов на дисплей для отображение требуемой информации, особенностью является то, что электронное устройство выполнено с возможностью приема электрических сигналов от средств управления автомобилем. Предлагаемое устройство позволяет увеличить информативность стандартных внешних световых приборов автомобиля, позволяет транслировать содержимое рекламного и информационного характера, позволяет водителю выразить те или иные намерения по отношению (к остальным участникам движения) к следующим за ним водителям. Устройство будет полезно при организации автоколон.

Полезная модель относится к области оборудования автомобильной техники средствами безопасности и предназначено для удовлетворения потребностей информационного контакта автомобилистов с другими участниками дорожного движения (в том числе и пешеходов), т.е. преодоление «языкового барьера», обусловленного так называемым «заточением» водителя внутри автомобиля.

Устройство применяется в условиях проблемных ситуаций на дороге (пробки, обилие пешеходов и пр.) в случаях, когда водителю становится недостаточно имеющихся средств сигнального оборудования и он прибегает к подаче дополнительной информации, например с помощью жестов.

Известно, что в области оборудования автомобильной техники широкое применение нашло устройство подачи звукового сигнала, включающее одноконтактную клавишу, располагающуюся в середине окружности рулевой колонки, элемент или группа элементов воспроизведения звука и связывающий, а также подающий эл. питание, провод, также известны сигналы дальним светом фар, предупреждения о торможении и поворотах (см. Ю.П.Чижов «Электрооборудование автомобиля. Курс лекций». М.: Машиностроение, 2002 г.).

Известно устройство аналогичного назначения, содержащее передатчик, выходы которого соединены с входами соответствующих излучающих элементов, приемники, входы которых соединены с выходами соответствующих приемных элементов, преобразователи принятых сигналов и устройство индикации (см., например, книгу: Х.Сига, С.Мидзуни. Введение в автомобильную электронику: Пер. с японск. - М.: Мир, 1989, стр.175). Недостатком этого известного устройства является обеспечение

безопасности движения лишь самого автотранспортного средства, на котором установлено это устройство, с исключением возможности информирования водителей других автотранспортных средств и пешеходов о каких-либо дорожных ситуациях.

Известна предупредительно-оповестительная локальная информационная система для автотранспортных средств (RU 2173890 С2, G 08 G 1/01, 20.09.2001 г.) По сути, автомобильное сигнальное устройство, включающее средство посыла информации, выполненное в виде переключателя на пульте управления и снабженное электронным блоком, звуковой элемент, представляющий собой аудиоаппаратуру транспортного средства, проводной орган связи, включенный между средством посыла информации и звуковым элементом, и электрическое питающее звено.

Недостатками известного технического решения являются следующие. Сообщение, которое водитель ...считает необходимым передать ближайшим участникам дорожного движения, набирается им на пульте блока, что требует временных затрат и переноса внимания на пульт. Каждый звуковой сигнал, произносимый водителем, поступает в микрофон, усиливается, преобразуется в код и запоминается, однако, каждый человек - индивидуальность, будут ли его коды понятны другим участникам движения? Для полноценного использования устройства видится необходимость оснащения аналогичными системами всех остальных транспортных средств участников дорожного движения, постов ГИБДД, железнодорожных переездов, дорожных знаков и пр., что ближе к области фантастики и не реализуемо на сегодняшний день. Известное устройство не подразумевает в своем назначении слова-символы, направленные на уступку приоритета, приветствия, благодарности, извинения и т.д. Задачи, на решение которых направлено известное устройство, вполне регулируется действующими правилами дорожного движения, в остальных едва ли видна необходимость. Например, чтобы вызвать медицинскую или техническую

помощь, можно использовать известный телефон, а о метеоусловиях узнать из радиопередач. Известное устройство не направлено на применение его по отношению к пешеходам, являющимся также участниками дорожного движения.

Указанные выше недостатки частично устраняются техническим решением, выбранным в качестве ближайшего аналога, и известным из патента на изобретение RU 2261186 С1, публикация 27.09.2005. Известное автомобильное сигнально-знаковое устройство с разделением информации по назначениям, включающее средство посыла информации, выполненное в виде переключателя на пульте управления, электронный блок, элементы воспроизведения звуковых и световых символов, первый из которых включает в себя аудиоаппаратуру, расположенную вне салона автомобиля, проводной или беспроводный орган связи между средством посыла информации и элементами воспроизведения звуковых и световых символов, а также электропитающее звено, при этом переключатель пульта управления представляет собой многопозиционный джойстик, электронный блок выполнен с возможностью создания или считывания ранее записанной речи для элемента воспроизведения звуковых символов, обеспечения рабочими программами элемента воспроизведения световых символов, а также подачи соответствующих команд к элементам воспроизведения звуковых и световых символов, а элемент воспроизведения световых символов выполнен, например, в виде табло и установлен в обозреваемом месте автомобиля.

Основным недостатком ближайшего аналога является сложность управлением отображения информации, а именно, необходимость использования джойстика, с помощью которого подается команда звуковому элементу через электронный блок и одновременно световому табло через микросхему на обработку выбранного варианта. Ближайший аналог имеет очень небольшое число вариантов подачи информационных сигналов (максимальное число положений джойстика довольно ограниченное (не

более 9)), не позволяет водителю вводить самостоятельно текстовую информацию, а также не позволяет интерпретировать какие либо иные сигналы управления, кроме сигналов поступающих с джойстика.

Задачами, на решение которых направлена предлагаемая полезная модель являются:

- расширения арсенала технических средств, позволяющих повысить безопасность дорожного движения путем повышения информированности участников дорожного движения путем предоставления визуальной информации без совершения водителем каких-либо сложных и обременяющих его действий

- преодоление языкового барьера между участниками дорожного движения

- предоставление новых возможностей водителям, прибегающим к предварительной уступке приоритета или для указания на право приоритета другими участниками дорожного движения в достижении быстрой разборки дорожной ситуации

- снижение случаев дорожно-транспортных происшествий

- дублирование на случай отказа основной системы световой сигнализации автомобиля

- привлечение внимания участников дорожного движения (например за счет мигания)

- повышение культуры дорожного движения.

- возможность подачи информации рекламного характера

Поставленная задача решается тем, что в информационном устройстве транспортного средства, содержащем дисплей, выполненный с возможностью установки в обозреваемом для участников дорожного движения месте автомобиля и электронное устройство, выполненное с возможностью приема электрических сигналов, обработки этих сигналов и

выдачу соответствующих сигналов на дисплей для отображение требуемой информации, особенностью является то, что электронное устройство выполнено с возможностью приема электрических сигналов от средств управления автомобилем, т.е., например, таких сигналов, которые формируются при нажатии или на педаль тормоза или на педаль газа, или на педаль сцепления, или на указатель левого или правого поворота или на клавиши включения ближнего или дальнего света, аварийной сигнализации, габаритных огней, или при переключении рычага коробки передач и т.п. При этом принимаемые сигналы могут быть комбинированными, например, одновременно горит стоп сигнал и включен левый поворот.

Кроме этого, электронное устройство может быть выполнено с возможностью приема сигналов от дополнительных средств, размещенных как внутри, так и вне автомобиля, например, от системы самодиагностики автомобиля или от внешнего радара, выносного пульта управления для ручного управления отображаемой информацией.

Кроме этого, электронное устройство может быть выполнено с возможностью приема сигналов от любых систем имеющихся (штатных) или дополнительно установленных в автомобиле.

Электронный блок может содержать либо микроконтроллер (микроЭВМ) либо микропроцессор либо их комбинацию.

В предлагаемом устройстве средства управления автомобилем являются средствами посыла сигналов, которые (сигналы) формируются различными системами управления автомобилем и посылаются на электронное устройство.

Таким образом, устройство позволяет, например, продублировать сигналы внешних световых приборов, в случае их отказа, а так же указывать направление поворота при включенной аварийной сигнализации.

При подключении радара, сканирующего пространство позади автомобиля, без участия водителя, возможно выводить предупреждающие сигналы с целью предотвращения наезда сзади. Устройство может интерпретировать информацию, полученную с внутренних систем самодиагностики автомобиля и выводить информацию, касающуюся безопасности движения. Например, малый уровень машинного масла, может привести к внезапной остановке автомобиля и создать аварийную ситуацию для идущего позади автомобиля.

Средствами посыла сигналов могут быть переключатели левого и правого поворота, габаритных огней, педали тормоза, газа, сцепления, рычаг переключения передач и др. Соответственно передающими сигналами являются: стоп, задний ход, габаритные огни, указатель левого и правого поворота и др., в соответствие с их интерпретацией выводится нужное содержимое на дисплей.

Устройство способно так же перехватывать и другие сигналы, обладающие электрическим потенциалом, и которые могут быть соответствующим образом проинтерпретированы.

Предлагаемое устройство может быть настроено пользователем под свои нужды и позволяет подключать дополнительные органы управления.

Устройство позволяет подать сигнал о помощи, различный по содержанию (в случае автомобильной сигнализации, такое не представляется возможным).

К устройству может быть дополнительно подключен выносной пульт управления для ручного управления отображаемой на дисплее информацией. Пульт управления прибором может содержать информационный экран, для отображения ошибок ввода пользователя и для дублирования содержимого отображаемого на дисплее.

Места расположения прибора: заднее стекло автомобиля из салона и снаружи, переднее стекло автомобиля из салона и снаружи, крыша

автомобиля, капот с внешней стороны, багажник с внешней стороны (вмонтирование в кузов автомобиля - сзади спереди и т.д.). При установке устройства спереди автомобиля, можно подавать информацию для пешеходов. А в случае вывода зеркально отображенного изображения и для впереди идущего автомобиля, когда водитель видит информацию через зеркало заднего вида.

В качестве дисплея может выступать светодиодная матрица, электронно-лучевая трубка, жидкокристаллическая матрица, плазменная панель, механическая матрица.

Пользователь может самостоятельно вносить изменения в информационное содержимое, выводимое на экран (посредством предварительного перепрограммирования).

Сущность полезной модели поясняется с помощью схемы, приведенной на фигуре.

Устройство содержит дисплей 1, электронное устройство 2, принимающее сигналы от средств управления автомобилем (на фиг. не показаны), пульт управления 3 для ручного управления отображаемой информацией и внешний источник питания 4 - бортовая сеть автомобиля. Электронное устройство 2 подключается к персональному компьютеру 5 для обновления программ управления и содержательной части транслируемой информации.

Устройство работает следующим образом.

Для питания устройство подключают к бортовой электрической сети автомобиля 4. Сигналы от средств управления автомобилем попадают на электронное устройство 2, которое обрабатывает их и выводит требуемую информацию на дисплей 1. В число стандартных сигналов для перехвата входят такие сигналы как: стоп, задний ход, габаритные огни, указатель левого и правого поворота и других сигналов (например, сигналы от системы самодиагностики автомобиля или внешнего радара). Для обновления программ управления электронного устройства и содержательной части

транслируемой информации устройство подключается к персональному компьютеру 5.

Предлагаемое устройство позволяет увеличить информативность стандартных внешних световых приборов автомобиля, позволяет транслировать содержимое рекламного и информационного характера, позволяет водителю выразить те или иные намерения по отношению (к остальным участникам движения) к следующим за ним водителям. Устройство будет полезно при организации автоколон.

1. Информационное устройство транспортного средства, содержащее дисплей, выполненный с возможностью установки в обозреваемом для участников дорожного движения месте автомобиля, электронный блок, выполненный с возможностью приема электрических сигналов, обработки этих сигналов и выдачу соответствующих сигналов на дисплей для отображение требуемой информации, отличающееся тем, что электронный блок выполнен с возможностью приема электрических сигналов от средств управления автомобилем.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что электронный блок выполнен с возможностью приема сигналов от дополнительных средств, размещенных как внутри, так и вне автомобиля, например, от системы самодиагностики автомобиля или от внешнего радара, выносного пульта управления.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что электронный блок содержит либо микроконтроллер, либо микропроцессор, либо их комбинацию.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что дисплей выполнен в виде светодиодной матрицы, или электронно-лучевой трубки, или жидкокристаллической матрицы, или плазменной панели, или механической матрицы.



 

Похожие патенты:

Заявляемое техническое решение «Автоматизированная модульная система управления дорожным движением транспорта и пешеходов «Спектр» относится к области управления движением транспорта, а именно, для координации движения транспорта, адаптивного регулирования транспортных потоков, централизованного сбора данных о характеристиках потоков транспорта, централизованного управления и диагностики.
Наверх