Движитель транспортного средства

 

Полезная модель относится к автомобилестроению и может найти применение в движителях транспортных средств, в частности вездеходов, для продвижения по любой поверхности - льду, снегу, заболоченной местности, воде и пр. Задачей предлагаемого устройства является создание универсального движителя, позволяющего беспрепятственно и с высокой степенью надежности осуществлять продвижение транспортного средства, независимо от дорожных условий. Сущность полезной модели состоит в том, что движитель транспортного средства, содержащий ступицу и эластичную пневматическую камеру, беговая поверхность которой охвачена тангенциальным бандажом, выполнен эллипсоидным, дополнительно содержит вторую ступицу, ступицы выполнены в виде полусфер или других поверхностей вращения, а бандаж, выполнен в виде беговой дорожки с поперечными прорезями, расположенными соосно выполненным в эластичной камере полостям, с закрепленными в них ребрами-лопастями, с возможностью их выдвижения.

Полезная модель относится к автомобилестроению и может найти применение в движителях транспортных средств, в частности вездеходов, для продвижения по любой поверхности - льду, снегу, заболоченной местности, воде и пр.

Известен движитель транспортного средства (RU 92013036, А, 20.02.19950), который содержит колесо, содержащее ступицу с приводом, основную покрышку и расположенную вокруг основной покрышки, дополнительную, выполненную в виде упруго деформируемой покрышки арочного типа.

Недостатком данного движителя является значительное увеличение массы колеса, что затрудняет движение транспортного средства на увеличенных скоростях, преждевременно выходит из строя трансмиссия.

Известно устройство противоскольжения колесного транспортного средства (RU, 1982, U1, 16.04.1996), содержащее перемычки, выполненные в виде плоских металлических пластин, закрепленных неподвижно с двух сторон на эластичной ленте, выполненной из упругого материала, с возможностью схватывания окружности протектора шины, перемычки снабжены шипами как на стороне, взаимодействующей с полотном дорог, так и на стороне, взаимодействующей с лентой и шиной, а ширина эластичной ленты соотносима с поперечным размером протектора шины.

Недостатком устройства является неудобство его эксплуатации, необходимость после прохождения скользкого участка дороги освобождать шины от устройства, так как оно будет затруднять продвижение по обычному грунту.

Наиболее близким к заявляемому является колесо внедорожного транспортного средства (RU 2040408, С1, 25.07.1995), содержащее ступицу, эластичную пневматическую камеру, беговая поверхность которой охвачена тангенциальным бандажом, выполненным из отдельных отрезков резинотканевой ленты. Каждый отрезок имеет плоский и подвернутый в виде складчатой ленты концы. Плоский конец каждого последующего отрезка наложен на подвернутый конец предыдущего отрезка со стороны беговой

поверхности камеры. В соединение упомянутых концов введены ленты радиального бандажа. Скрепление их между собой и противолежащей стороной складчатой петли осуществлено болтовым соединением Складчатые петли расположены снаружи и ориентированы в направлении вращения колеса вперед. Концы болтов, выступающие из гаек, выполнены конусообразными.

Недостатком известного решения является плохая приспособляемость к местности и быстрой смене различных видов дорожного покрытия, неустойчивость при езде на пересеченной местности, трудоемкость изготовления колеса, его быстрая изнашиваемость и неудобство смены.

Задачей предлагаемого устройства является создание универсального движителя, позволяющего беспрепятственно и с высокой степенью надежности осуществлять продвижение транспортного средства независимо от дорожных условий.

Поставленная задача решается тем, что движитель транспортного средства, содержащий ступицу и эластичную пневматическую камеру, беговая поверхность которой охвачена тангенциальным бандажом, выполнен эллипсоидным, дополнительно содержит вторую ступицу, при этом ступицы, выполнены в виде полусфер или других поверхностей вращения, а бандаж, выполнен в виде беговой дорожки с поперечными прорезями, расположенными соосно выполненным в эластичной камере полостям, с закрепленными в них ребрами-лопастями, с возможностью их выдвижения.

При этом ступицы могут быть выполнены из легкого металла, например сортовых сплавов алюминия, либо из прочного эластичного материала.

Ступицы могут быть выполнены с возможностью заполнения водой или воздухом.

Беговая дорожка может быть выполнена сменной.

Беговая дорожка может быть выполнена из эластичного материала, беговая дорожка может быть выполнена из жесткого материала, беговая дорожка может быть выполнена с шипами.

На беговой дорожке выполнено не менее 4-х прорезей, расположенных на равном расстоянии друг от друга.

Технический результат выражается в возможности изменения поверхности движителя в месте ее контакта с грунтом в зависимости от дорожных условий, а также обеспечения устойчивости и плавучести.

Отличительными от прототипа признаками являются:

- выполнение движителя эллипсоидным;

- наличие в движителе второй ступицы;

- выполнение ступиц в виде полусфер или других поверхностей вращения;

- выполнение бандажа в виде беговой дорожки с поперечными прорезями;

- выполнение ступиц из легкого металла, например сортовых сплавов алюминия;

- выполнение ступиц из прочного эластичного материала;

- выполнение ступиц с возможностью заполнения водой или воздухом;

- выполнение беговой дорожки сменной;

- выполнение беговой дорожки из эластичного материала;

- выполнение беговой дорожки из жесткого материала;

- выполнение беговой дорожки с шипами;

- выполнение на беговой дорожке не менее 4-х прорезей, расположенных на равном расстоянии друг от друга.

Полезная модель поясняется следующими чертежами. На фиг.1 дан внешний вид движителя, на фиг.2 - вид А на фиг.1; на фиг.3 - вид В на фиг.1, на фиг.4 - фрагмент беговой дорожки с ребром.

Движитель транспортного средства содержит ступицы 1, эластичную пневматическую камеру 2, с выполненными в ней полостями 3, беговую дорожку 4, с прорезями 5, ребра-лопасти 6.

Устройство работает следующим образом. При движении транспортного средства по местности, где требуется увеличение сцепления движителя с дорожным покрытием, например, по льду, снегу, в эластичной пневматической камере 2 повышают давление, полости 3, выполненные в камере действуют как привод, благодаря чему ребра-лопасти 6 выдвигаются через прорези 5 за пределы беговой дорожки 4 и обеспечивают, таким образом, эффект противоскольжения. Для движения транспортного средства по обычным автомобильным дорогам давление в эластичной пневматической камере 2 снижают, ребра-лопасти 6 через прорези 5 беговой дорожки 4 заходят внутрь полостей 3 эластичной камеры 2 и движитель приобретает круглую без выступов форму.

При движении по воде ребра-лопасти 6 также выдвигают, при этом плавучесть обеспечивается как за счет формы движителей, образованной

ступицами, выполненными в виде полусфер или других поверхностей вращения и эластичной камерой, так и за счет возможности заполнения ступиц воздухом.

Выполнение ступиц с возможностью заполнения водой, позволяет увеличить массу транспортного средства, и таким образом, улучшить его проходимость и достичь большей устойчивости на твердых грунтах.

Предлагаемый движитель позволяет транспортному средству двигаться по снегу, льду, болотистой местности и воде. Благодаря форме движителя увеличивается площадь, контактируемая с грунтом, снижается удельное давление на грунт, вследствие чего возможно движение по сильно разбитой дороге, не по глубокой колее, а над ней.

Выполнение беговой дорожки сменной также позволяет использовать транспортное средство в различных дорожных условиях, в частности, при использовании беговой дорожки из жесткого материала исключается прокол скатов движителя.

1. Движитель транспортного средства, содержащий ступицу и эластичную пневматическую камеру, беговая поверхность которой охвачена тангенциальным бандажом, отличающийся тем, что выполнен эллипсоидным, дополнительно содержит вторую ступицу, при этом ступицы выполнены в виде полусфер или других поверхностей вращения, а бандаж выполнен в виде беговой дорожки с поперечными прорезями, расположенными соосно выполненным в эластичной камере полостям, с закрепленными в них ребрами-лопастями, с возможностью их выдвижения.

2. Движитель по п.1, отличающийся тем, что ступицы выполнены из легкого металла, например сортовых сплавов алюминия.

3. Движитель по п. 1, отличающийся тем, что ступицы выполнены из прочного эластичного материала.

4. Движитель по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что ступицы выполнены с возможностью заполнения их водой.

5. Движитель по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что ступицы выполнены с возможностью заполнения их воздухом.

6. Движитель по п.1, отличающийся тем, что беговая дорожка выполнена сменной.

7. Движитель по п.1 или 6, отличающийся тем, что беговая дорожка выполнена из эластичного материала.

8. Движитель по п.1 или 6, отличающийся тем, что беговая дорожка выполнена из жесткого материала.

9. Движитель по п.1 или 6, отличающийся тем, что беговая дорожка выполнена с шипами.

10. Движитель по п.1, отличающийся тем, что на беговой дорожке выполнено не менее 4-х прорезей, расположенных на равных расстояниях друг от друга.



 

Наверх