Насос

 

Полезная модель относится к гидромашиностроению и может быть использована при конструировании и эксплуатации двухопорных насосов. Предложен насос, который содержит рабочий орган, установленный в корпусе и закрепленный на валу, который в свою очередь установлен на подшипниковых узлах скольжения, размещенных с противоположных сторон рабочего органа. Насос имеет торцовое уплотнение со стороны привода, при этом у насоса рабочая среда является также охлаждающей и смазывающей средой подшипниковых узлов. Новым является то, что насос дополнительно снабжен торцовым уплотнением, расположенным со стороны свободного конца вала, а подшипниковые узлы выполнены идентичными, каждый из которых имеет радиальный подшипник и осевой подшипник одностороннего действия. Подшипниковые узлы снабжены регулирующими элементами, обеспечивающими осевое перемещение вала и его фиксацию.

Полезная модель относится к гидромашиностроению и может быть использована при конструировании и эксплуатации двухопорных насосов.

Известно техническое решение выполнения насоса, который содержит рабочий орган, установленный в корпусе и закрепленный на валу. Вал установлен на подшипниковых узлах скольжения, размещенных с противоположных сторон рабочего органа. Со стороны привода установлено уплотнение, при этом у насоса рабочая среда является также охлаждающей и смазывающей средой подшипниковых узлов. (см. Лопастные насосы справочник под редакцией В.А.Зимницкого, В.А.Умова, Ленинград, Машиностроение, 1986 г. стр.182, 186) Недостатком данного насоса является то, что при его эксплуатации особенно в турбоустановках с переменными нагрузками, выявлена ненадежная работа подшипниковых узлов. Это связано с тем, что в качестве устройства разгрузки осевого усилия применен разгрузочный поршень. Как известно, при его использовании осевая сила, действующая на вал, может быть уравновешена при работе на каком-либо одном режиме - как правило, номинальном. На других режимах появляются неуравновешенная сила, и чем значительнее отклонение подачи от номинальной, тем она больше. В рабочем интервале подач это возможно при минимально допустимой подаче.

Наиболее близким техническим решением насоса является решение по, в котором насос, содержит рабочий орган, установленный в корпусе и закрепленный на валу. Вал установлен на подшипниковых узлах скольжения, размещенных с противоположных сторон рабочего органа, Насос имеет торцовое уплотнение со стороны привода, при этом рабочая среда насоса является также охлаждающей и смазывающей средой

подшипниковых узлов.(см. журнал Насосы и оборудование 2/03, подписной индекс 08333 стр.25, насос Кс 80-100)

Недостатком данного решения как и у аналогов является невысокая надежность и низкий ресурс работы насоса, из-за наличия осевой силы, действующей на свободный конец вала. Данная сила зависит от величины давления перекачиваемой среды, воздействующей на свободный конец вала. Эта сила увеличивает удельные нагрузки на подшипниковые узлы скольжения, сокращая ресурс их работы.

Задачей полезной модели является повышение надежности работы насоса.

Технический результат от использования полезной модели заключается в повышении надежности работы осевых подшипников, выполненных одностороннего действия, и выполнением подшипниковых узлов, снабженных регулирующими элементами, обеспечивающими осевое перемещение вала и, как следствие, повышение надежности работы всего насоса.

Указанный технический результат достигается тем, что насос дополнительно снабжен торцовым уплотнением, расположенным со стороны свободного конца вала, а подшипниковые узлы выполнены идентичными, каждый из которых имеет радиальный подшипник и осевой подшипник одностороннего действия. Подшипниковые узлы снабжены регулирующими элементами, обеспечивающими осевое перемещение вала и его фиксацию.

На фиг.1 представлено продольное сечение насоса.

На фиг.2 изображен узел А фиг.1.

Насос состоит из рабочего органа 1, в виде рабочих колес, размещенных в корпусе 2 и закрепленных на валу 3. Вал установлен в подшипниковых узлах скольжения 4, имеющих радиальные подшипники скольжения 5, и осевые подшипники скольжения одностороннего действия 6. Подшипниковые узлы скольжения расположены с противоположных

сторон рабочего органа 1. Насос имеет торцовое уплотнение 7, расположенное со стороны привода 8, и торцовое уплотнение 9, расположенное со стороны свободного конца вала 10.

Подшипниковые узлы снабжены регулирующими элементами 11, обеспечивающими осевое перемещение вала и его фиксацию.

Насос работает следующим образом.

При вращении вала 3 от привода 8, передается вращающий момент на рабочий орган 1, который начинает вращаться, создавая разряжение в полости всасывания, и насос начинает перекачивать жидкость.

Установка торцового уплотнения 9 позволяет исключить воздействие давления перекачиваемой жидкости на торец свободного конца вала 10 и таким образом исключить силу, действующую в осевом направлении на вал, как в техническом решении по прототипу. При работе насоса на переменном режиме осевая сила является переменной по величине. Имея возможность регулирования положения вала 3 с рабочим органом 1 относительно корпуса 2 можно за счет перемещения вала достичь снижения осевой силы на любом режиме работы насоса. Перемещение вала достигается регулировкой элементов 11 перед пуском насоса.

Промышленная применимость очевидна. Насос, изготовленный заявителем, прошел опытную проверку на Астраханском нефтеперерабатывающем заводе в мае 2005 года и доказал свое преимущество по сравнению с прототипом.

Перечисленные признаки отличают техническое решение от прототипа и обусловливают соответствие этого решения требованиям полезной модели.

1. Насос, содержащий рабочий орган, установленный в корпусе и закрепленный на валу, который установлен на подшипниковых узлах скольжения, размещенных с противоположных сторон рабочего органа, торцовое уплотнение со стороны привода, при этом у насоса рабочая среда является также охлаждающей и смазывающей средой подшипниковых узлов, отличающийся тем, что насос дополнительно снабжен торцовым уплотнением, расположенным со стороны свободного конца вала, а подшипниковые узлы выполнены идентичными, каждый из которых имеет радиальный подшипник и осевой подшипник одностороннего действия.

2. Насос по п.1, отличающийся тем, что подшипниковые узлы снабжены регулирующими элементами, обеспечивающими осевое перемещение вала и его фиксацию.



 

Наверх